Развитие коммуникативных навыков и коррекция речи детей в процессе сюжетно-ролевой игры.
консультация по развитию речи

Садыкова Альмира Гайнулловна

Сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 Солнышко» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Развитие коммуникативных навыков и коррекция речи    детей в процессе сюжетно-ролевой игры.

Консультация для воспитателей ДОУ

        Садыкова Альмира Гайнулловна,  учитель – логопед                  

                       

     

  С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает осваивать и понимать родной язык. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения.

   В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

  Коммуникативные способности – это  способность к общению, которую необходимо развивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми (Клюева, Касаткина, 1997).       Одним из основных видов такой  деятельности выступает сюжетно - ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Организация сюжетно - ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно - ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.

По мнению Л.С. Выготского, игра создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать в сотрудничестве, к тому, что он сумеет сделать самостоятельно. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность каждого ребенка. Именно в играх складываются и впервые осознаются детьми их взаимоотношения друг с другом; играя, дети учатся понимать характер взаимоотношений, приобретают необходимые коммуникативные умения и навыки. В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку (Скоролупова, 2005):

- Первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, — это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической

функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

- Второе требование — умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется игре,

состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребенка.

- Третье требование — формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», по терминологии А.П. Усовой, т.е. качества, обеспечивающие определенный уровень общения.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.

  Для достижения оптимального результата в решении задачи по становлению общения со сверстниками необходимо грамотное руководство со стороны педагога в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.

 Руководство сюжетно-ролевой игры состоит из 3 этапов:

 Взрослый – сверстник;

 Сверстник – взрослый – сверстник;

 Сверстник – сверстник.

 При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех ее делах;
  • получение богатого и разнообразного опыта общения со сверстниками и совместной деятельности в группах;
  • использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план;
  • воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться;
  • выявление задатков ребенка и превращение их в способности.

 Для того, чтобы игра служила средством развития коммуникативных навыков детей, необходимо:  

  • создание условий для игр в течение дня;
  • организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в процессе игры;
  • развитие общения ребенка со взрослыми и со своими сверстниками;
  • обучение навыкам игрового взаимодействия;
  • организация работы по обогащению содержания игр;
  • своевременное введение вербальных и невербальных средств коммуникации (в устной, письменной и устно-тактильной форме).

Важнейшим условием обучения детей дошкольного возраста играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры,  предложении варьирования сюжета и т.д.

 Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить роли.

 Подготовка к игре длится несколько дней, проводится как на занятиях по игре, так и в свободное время, на прогулках и тесно связана с материалом других занятий. Л. П. Носкова выделяет следующие этапы в подготовке к сюжетно-ролевой гре:

подготовка к экскурсии (определение воспитателем ее цели, выбор объектов наблюдения, отбор речевого материала, который будет сообщен во время экскурсии).

 Для формирования коммуникативных навыков этот этап подразумевает в первую очередь отбор речевого материала, которым ребенок сможет

 оперировать самостоятельно, использовать в ходе сюжетно-ролевой игры. А также с детьми закрепляются навыки предвосхищения коммуникативной ситуации. С детьми обговаривается, что нужно сказать приходя в магазин и больницу, что сказать уходя. В старшем дошкольном возрасте, необходимо расширять словарный запас детей, учить разделять ритуал приветствия и прощания, со сверстником ( привет, пока) и со взрослым ( здравствуйте, до свидания).

  • проведение экскурсии, выполнение действий во время экскурсии (покупка подарка для кого-то из детей, отправление писем и открыток и т. д.);

На этапе проведения экскурсии также закрепляются навыки вхождения, поддержки и выхода из коммуникативной деятельности. Навыки соблюдения правил и норм коммуникативного процесса, в конкретной ситуации. С детьми разбирается как нужно вести себя в том или ином учреждении, что нельзя делать и почему.

  • беседа о впечатлениях от экскурсии, расширение представлений детей в процессе рассматривания картинок, книг, альбомов; уточнение и активизация необходимого речевого материала.

Чаще всего этот этап отличается наибольшей эмоциональностью, возможно закрепление как выбора невербальных средств, так и сочетания их со словами, замены некоторых жестов словом.

  • закрепление знаний детей в процессе рисования, дидактической или подвижной игры;

 Возможно проигрывание отдельных элементов сюжетно-ролевой игры, ребенку ставится определенная коммуникативная задача, которую ему необходимо выполнить, происходит также формирования навыка декодирования, ребенку необходимо как воспроизвести информацию, так и воспринять, осмыслить речь собеседника.

 Таким образом, формирование взаимоотношений в сюжетно –ролевых играх на протяжении дошкольного детства проходит ряд этапов:

  • Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (младший дошкольный возраст).
  • Уровень одиночных игр. Он характеризуется тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре и не мешает другим, является предпосылкой для перехода к совместным играм.
  • Уровень игр рядом проявляется в том, что двое – трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. У ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого, создаются условия для естественного объединения играющих.
  • Уровень кратковременного общения. Ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Но дошкольник пока не чувствует своей связи и зависимости в общей деятельности.
  • Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре.

  • Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные общими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова

  Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади). Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивает их речевую активность. По мнению Менджерицкой Д.В.: «…Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны - сама игра развивается под влиянием развития речи…».

  Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств: для обозначения предметов, действий и отношений. Это создает благоприятные условия для речевого развития детей. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку   зрения, строить   и реализовывать совместные планы.

  В игровой деятельности удовлетворяется потребность детей в игре словом. Особенно велика роль слова в создании образа. Слово помогает ребенку

выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает игрушки и говорит за них.

  В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них дошкольники отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость. Во многом благодаря именно сюжетно-ролевой игре у детей на рубеже дошкольного возраста формируется рефлексия — способность осознавать свои особенности, осмысливать, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить свое поведение с учетом их возможных реакций.

  Для формирования игровой деятельности у детей необходимо: увеличить игровое пространство в групповых комнатах за счет их переоборудования - создать уголки психологической разгрузки для детей и фрагменты жилой комнаты, стараться приблизить интерьер группы к домашней обстановке, чтобы детям и взрослым было уютно и удобно, пересмотреть расположение и подбор игрового материала. Приоритетным является тот игровой материал, который легко может трансформироваться в другие предметы. Дети с удовольствием используют их в режиссерских и сюжетно-ролевых играх. Качественно организованная предметно-игровая среда положительно влияет на весь педагогический процесс, и, в частности, на развитие игровой деятельности детей.

  В руководстве сюжетно-ролевыми играми особое внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательной работы, если дошкольники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Так, для обогащения содержания игр детей старшего дошкольного возраста можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу, сходить на экскурсию. Следует учитывать, что сюжетно-ролевые игры формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с детьми с общим нарушением речи с целью упрочнения и закрепления правильных речевых навыков.

  В условиях чуткого и бережного руководства со стороны педагогов детской игрой постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач и развитии сюжета, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми.

   Большую значимость приобретает умение воспитателя установить контакт с детьми, поскольку создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в игре - очень важный фактор. В процессе игры воспитатель иногда берет на себя какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять общение в группе.

Таким образом, игра — это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого развития, такого как связная речь.

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно- ролевой игры являются следующие:

  • Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
  • Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
  • Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
  • Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
  • Учить рассуждать, аргументировать, высказывать свои чувства.
  • Учить говорить связно и образно.
  • Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
  • Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
  • Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и со взрослыми.
  • Уделять внимание внутреннему миру ребенка и внешнему его поведению.
  • Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
  • Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
  • Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
  • Расширять общий кругозор детей.

Литература:

  1. Баряева Л.Б., Зарин Л. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-Пб.: «Союз», 2001.
  2. Богуславская З.М.  Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение 2011.
  3. Бондаренко А.К.   Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2009
  4.  Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - N 6.
  5. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. .- М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
  6. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов- на - Дону.: Феникс, 2007.
  7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., Просвещение, 2009
  8. Макаренко А.С. Игра. Соч. М.,  2012.
  9. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком. – М., 2011.
  10. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
  11. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. –– М.: А.П.О., 1993
  12.  Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С-Пб., “Детство-пресс”, 2003.
  13.  Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Поддьякова Н.Н. – М.: Просвещение, 2009.
  14.  Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 2010.

Памятка для воспитателей детского сада по развитию речи в сюжетно – ролевых играх детей дошкольного возраста.

  • Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
  • Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
  • Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
  • Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
  • Учить рассуждать, аргументировать, высказывать свои чувства.
  • Учить говорить связно и образно.
  • Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
  • Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
  • Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и со взрослыми.
  • Уделять внимание внутреннему миру ребенка и внешнему его поведению.
  • Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
  • Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
  • Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
  • Расширять общий кругозор детей.

             

Подготовила: Садыкова А.Г. – учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 20

Рекомендации для воспитателей по организации

сюжетно-ролевой игры дошкольников

«У ребёнка есть страсть к игре,

и надо её удовлетворять»

А.С. Макаренко

 1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

 2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.

 3. Выполняйте требования СанПиН о режиме дня.

 4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

 5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

 6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

 7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед, чтения художественных произведений.

 8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

 9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: в совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.

 10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

 11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

 12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.

 13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

14.  В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Подготовила: Садыкова А.Г. – учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

«Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольн...

Статья "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр", 2019 г.

СтатьяРазвитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр...

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей 4-5лет посредством сюжетно-ролевых игр.

Социальное развитие позволяет детям строить гармоничные, позитивные отношения с другими людьми. По мере социального развития дети учатся общаться и управлять своими эмоциями, учитывать другие точки зр...