Проект "Маленькие любознайки"
проект

Успешность умственного, физического и здорового развития ребенка, в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_sayt.docx71.12 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация проекта

«Маленькие любознайки»

Педагогический совет

«Итогово – аналитический»

29.05.2020

Подготовила: воспитатель – Столярова С.В

(МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»,2020 г)

 

 

  Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Введение:

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

 Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.

 Работая с детьми дошкольного возраста, мы заметили, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире.

Актуальность:

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.                                                                                                                В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.

Развивающая игра - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Выбор игры для воспитателя – дело серьёзное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему знакомо, и побуждать к усвоению нового.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.

Постановка проблемы:

У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.

Цель проекта:

Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи:

-Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

-Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

-Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

Развивать мелкую моторику рук;

-Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

-Оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

-Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Предполагаемый  результат:

-Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

-Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 -Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

-Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

-Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

-Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

 области воспитания и развития ребенка раннего возраста;

родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;

родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

Тип - проекта: Информационно-творческий, игровой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Возраст участников: для детей раннего дошкольного  возраста  2 – 3  года.

Основные принципы реализации:

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.

Проведение мониторинга.

Анализ полученных результатов, выводы.

Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

 Практический этап:

Работа с детьми:

Занятия.

Игровые образовательные ситуации.

 Работа с предметными и сюжетными картинками.

Дидактические игры.

 Упражнения на развитие мелкой моторики.

Работа с родителями:

Консультации

Беседы о роли развивающих игр для малышей.

Наглядная информация: папки-передвижки

Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Диагностика детей;

Проведение заключительного занятия;

Самооценка, выводы.

Перспективы развития проекта

Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Продукт проекта:

Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

Презентация для родителей.

Фотовыставка «Учимся играя».

Перспективный план  работы с детьми.

Тема

Цель

Сроки

Д.и. «Собери утенка» (пирамидка).

Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по цвету.

ноябрь

Д.и. «Вкладыши и башенки»

Знакомить с величиной в ходе практических действий.

Д.и. «Веселые матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д.и. «Собери пирамидку»

Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

Д.и. «Огурчики и помидорчики».

Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы.

декабрь

Д.и. «Цветные колпачки»

Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.

Д.и. «Найди такую же фигуру»

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Разложи фигурки по домикам»

Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Д.и. «ри медведя»

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

январь

Д.и. «Собери

пирамидку»

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.

Д.и. «Занимательная коробка».

Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.

Д.и. «Гусеница»

Учить детей различать цвет, понятия: короткий -длинный. Развивать мелкую моторику рук.

Д.и. «Машины»

Закреплять знания соотносить разнородные предметы по цвету. Развивать мелкую моторику рук.

Д.и. «Забрось пуговицу»

Закреплять умения соотносить предметы по форме и цвету.

Д.и. «Летящие бабочки»

Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по цвету.

Д.и. «Укрась сумочку»

Закреплять у детей умение подбирать цветок по цвету пуговицы. Развивать мелкую моторику рук.

Д.и. «Цветные кубики»

Закрепление цвета.

февраль

Д.и. «Цветочная полянка»

Закреплять у детей умение подбирать крабик по цвету резиночки. Развивать мелкую моторику рук.

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать

Д. и. «Сделаем матрешки бусы»

Учить чередовать предметы по цвету.

март

Д. и. «Башенки для гномиков»

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий

Д. и. «Где Мишка?»

Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Д.и. «Веселые клоуны»

Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по цвету.

апрель

Д. и. «Тут и там»

Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.

Д.и. «Геометрические фигуры»

Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по форме.

Д. и. «Поручения».

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

Разрезные картинки.

Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.

май.

Д. и. «Что потеряли котятки».

Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цвету.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Игры :Сухой бассейн, «Смешарики», «Мишки» и.др.

Развивать мелкую моторику рук.

 

5. Ресурсное обеспечение

Кадровые: воспитатели,  группы раннего возраста.

Материально – технические: Создание развивающей среды. Познавательная литература, презентации, дидактические игры, упражнения, задания на развитие мышления и памяти.

Информационные ресурсы

1.Башаева Т.В., Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

2.​ Васильева М.А., «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

3.Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

4.Венгер Л. А., «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

5. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

6.Маханева М.Д.,, Рещикова С.В.,. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

7.Немов Р.С., Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

8.Новоселова С.Л., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;

9.Пилюгина В.А., Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

10.Пилюгина Э. Г., «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

11. Янушко Е.А., «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

12.Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

 


Конспект занятия по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста: «Мишка в детском саду

Задачи:

1.Формировать умение детей сравнивать предметы по величине между собой и называть их.

2.Развивать умение группировать предметы по величине.

3.Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

 Оборудование и материалы: плюшевый медведь, пирамидка, авторская игра

«Собери грибы»

Методы и приёмы: введение игрового персонажа (игрушка – медведь), игровой

(игры: «Собери пирамидку», «Собери грибы», п/и «Пузырь»), поощрение.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу, видят, на полу лежат колечки от пирамидки.)

Воспитатель: Ай – ай – ай, это кто же разбросал игрушки?

(На стульчике сидит плюшевый медведь.)

Воспитатель: Мишка, это ты раскидал игрушки по группе?

Мишка: Да, я пришёл к вам в гости и немного поиграл.

Воспитатель: Ребята, разве можно так вести себя в гостях? (Ответы детей).

Мишка: простите меня, я больше так делать не буду.

Воспитатель: Мишка, раз ты понял, что это плохо, то собери пирамидку, а ребята

тебе помогут, только собирать нужно правильно, сначала большие колечки, потом

поменьше.

Игра «Собери пирамидку». (Дети собирают колечки по всей группе. Воспитатель

держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки

воспитатель уточняет размер колечка. Сначала на стержень надеваем самое большое

колечко, потом поменьше, еще меньше, и в конце самое маленькое. Когда

пирамидка собрана, воспитатель хвалит детей. Мишка благодарит детей за помощь

Мишка: Ребята, а вы знаете, где я живу?

Дети: В лесу!

Мишка: Правильно, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей). Моя

подружка Белочка передала вам подарочки из своих запасов, смотрите, что

это? (Показывает детям корзинку с грибами. Мишка, как бы случайно рассыпает

грибочки на пол.)

Мишка: Ой, ребята, вы мне поможете собрать грибочки?

Дети: Да!

Мишка: кладите большие грибочки в большую корзинку, а маленькие в маленькую

корзинку.

(Дети собирают грибы, воспитатель следит за правильным выполнением задания)

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы такие хорошие! Я предлагаю поиграть в игру «Пузырь». Вставайте в круг, будем надувать большой пузырь.

Проводится п/и «Пузырь».

Мишка: порадовали вы меня, ребята, с вами очень весело и интересно. Но мне пора уходить. До свидание.

Дети прощаются с мишкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "ЛЮБОЗНАЙКА"

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "ЛЮБОЗНАЙКА"...

кружок "Любознайка"

Перспективное планирование работы кружкапо познавательно-исследовательской деятельности для детей 5,6 – 6,6 лет...

"Зонтик для Любознайки" Экспериментально- исследовательская деятельность детей в средней группе.

Расширать представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями. Способствовать развитию исследовательских умений в поисковой деятельности- поиск матер...

Лаборатория Любознайки: «Волшебница вода».

Конспект непосредственной образовательной деятельностиОбразовательная область Познание Лаборатория Любознайки: «Волшебница вода».Для детей подготовительной группы (6-7 лет)...

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).   Подготовила воспитатель старшей группыС.И. Барбашина  2013-14 год.  «Люди, научившиеся наблюдениям...

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).   Подготовила воспитатель старшей группыС.И. Барбашина  2013-14 год.  «Люди, научившиеся наблюдениям и опы...

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).   Подготовила воспитатель старшей группыС.И. Барбашина  2013-14 год.  «Люди, научившиеся наблюдениям и опы...