Мастер-класс "Активные методы организации работы с дошкольниками"
консультация
Цель: познакомить с активными методами организации работы с детьми дошкольного возраста; развивать умение работать сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_aktivnye_metody_organizatsii_raboty_s_doshkolnikami.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Активные методы организации работы
с детьми дошкольного возраста»
Цель: познакомить с активными методами организации работы с детьми дошкольного возраста; развивать умение работать сообща.
Актуальность.
Помните, как в детские годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или в школе на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами.
Все знаем классический пример Тома Сойера, превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, качество работы?!
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо объединить ее и образовательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на эффективное освоение детьми образовательной программы.
Позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей.
Теоретическая часть.
Выбор методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Активные методы работы с дошкольниками обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения знаний, которые стимулируют познавательную деятельность детей. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Суть активных методов обучения – решая проблемную задачу, дети самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Основоположники использования активных методов Л. С. Выготский, А. А. Вербитский, В. В. Давыдов.
В основу активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.
Таким образом, активные методы обучения реализуются в деятельности.
В естественной игровой среде, в которой нет принуждения, есть возможность для каждого ребенка:
- найти свое место,
- проявить инициативу и самостоятельность,
- свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.
От лозунга «Сиди и слушай» к лозунгу: «Думай и делай!»
У активных методов имеются свои отличительные особенности:
-групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
-использование деятельностного подхода;
-практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
-игровой и творческий характер обучения;
-интерактивность образовательного процесса;
-использование знаний и опыта детей;
-активизация в процессе обучения всех органов чувств;
- развитие партнерских отношений;
- обеспечение стабильно высоких результатов обучения и воспитания при минимальных усилиях детей.
С помощью активных методов можно:
- развить способность работать в команде,
- осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность,
- обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому,
- принимать ответственность за себя и команду.
Таким образом, использование активных методов в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует:
- успешному освоению образовательной программы,
- созданию в образовательной деятельности с дошкольниками благоприятной атмосферы для работы,
- развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности.
Активным метод делает тот, кто его применяет.
Практическая часть мастер – класса.
К активным методам обучения относятся:
- проблемные ситуации,
- групповая и парная работа,
- деловые игры,
- драматизация, театрализация,
- творческая игра «Диалог»,
- «Мозговой штурм»,
- методы удивления, любования, уверенности, успеха,
- метод эвристических вопросов,
- игровое проектирование,
- метод подведения итогов,
- метод релаксации и активации.
Моделирование - метод, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий:
- исследование объектов познания на их заместителях - моделях;
- построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем.
Под моделью при этом понимается обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Выделяют три вида моделей:
- предметная модель - воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов (глобус, модели построек),
- предметно-схематическая модель – существенные признаки, связи, отношения представлены в виде предметов-макетов (алгоритмы),
- графическая модель – передают условно признаки, связи, отношения явлений (календарь природы).
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов
Исследовательский метод направлен на освоение детьми всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Путь к знанию через творческий исследовательский поиск.
Его основные составляющие:
-выявление проблем
- выработка и постановка гипотез
- наблюдения, опыты, эксперименты
-суждения, умозаключения, выводы.
Проблема – гипотеза – исследование – решение.
Эвристический метод направлен на решение творческой задачи.
Задания могут быть самыми разнообразными, например:
- «внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;
- придумывание счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»);
- придумывание загадок, небылиц;
- продолжение предложений;
- придумывание новых слов, фигур, цифр, животных, планет (а потом их зарисовать или изобразить) и т. д.
Задания могут быть различными:
- придумывание нового, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект;
- рассматривание предмета с необычной стороны;
- составление рассказа, придумывание сказки о рассматриваемом объекте;
- на занятиях с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация) - использование творческих заданий.
Главное, в использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.
Задание - переместить в сказку современные предметы (телефон, экскаватор).
Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил.
Задание - провести эвристическую беседу по названию грибов.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
4) проверка правильности решения проблемы.
Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Четыре шага:
1.Постановка задачи.
2. Выдвижение идей (генераторы).
3. Обсуждение идей (аналитики).
4. Принятие решения (эксперты).
Задание - «Как спасти героя сказки?»
Метод любования - метод эмоциональной направленности.
Под музыку П. И. Чайковского прочитать стихотворение «Зимняя дорога» А. С. Пушкина, затем любоваться с детьми зимними пейзажами, восхищаться красотой русской природы.
Задание – «Вызвать у детей желание любоваться хризантемами».
Методы подведения итогов «Светофор»
Заключительная часть.
Вот и подошла к концу наша встреча. Уважаемые коллеги, я благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об активных методах организации работы с детьми и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Спасибо всем за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект, как метод организации работы городской школы современного педагога,инструкторов по физической культуре
В материале представлен опыт работы городской школы инструкторов по физической культуре города Братска, в рамках общегородского проекта. При реализации которого апробировали организац...
Формы и методы организации ручного труда дошкольников
Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом: какую поделку из природных материалов сделать для десткого сада? Из данной статьи вы узнаете, как...
Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников.
Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников....
Сообщение из опыта работы "«Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по здоровьесбережению»
Цветотерапия – это один из эффективных методов здоровьесбережения. Это инновационный. эффективный способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов....
Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"
Стандарт педагога предполагает овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...
«Сюжетно-ролевая игра как метод организации работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста»
Наше время-это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Сюжетно-ролевая игра успешно развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение ...