Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма"
консультация
Как известно ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Задача родителей и педагогов помочь своему малышу стать отличником. Для этого надо заниматься с ним еще до школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_1.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Алёнушка
Консультация для педагогов.
Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма.
Как известно ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная "пятерка". Задача родителей и педагогов- помочь своему малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.
К пяти годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
- плетеные коврики из бумажных разноцветных полос
Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус.
- Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги.
Необходимо научить ребёнка уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения;
- симметричное вырезание
- аппликация
- вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами).
Очень полезно для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок.
Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам.
Не забудьте про "пальчиковые" игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Вспомните "Сорока, сорока, кашу варила..." или "Пальчик-мальчик, где ты был?". Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения, как
- "пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
- "Человечек" - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
- "Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.
- упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак.
Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее.
- Изобразить пальчиками зайчика, лисичку, собаку.
Но кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения.
У
Игры способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Игра "Я самый меткий"
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
Попади мячом в баскетбольную корзину.
Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
Найди выход из пещеры.
Проследи путь бабочки.
Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.
Игра "Узнай, кто я"
Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку".
Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и знакомо ребенку).
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
По ходу выполнения задания обратите внимание на следующее:
- какой рукой малыш рисует (правой или левой);
- как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком- образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти;
- быстро или медленно проводит линии;
- отвлекается ли во время работы;
- высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования;
- сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить.
Игра "Буратино учится"
Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш.
- Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание.
- Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.
В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а ребёнок должен точно повторить ваш рисунок.
Старайтесь требовать от ребенка правильности выполнения поставленных задач и аккуратности в работе. Дети пяти-шести лет уже вполне способны контролировать свои действия.
Список используемой литературы:
- Журнал "Няня", 1998 год № 6 Статья «Писать красиво нелегко!», http://www.nanya.ru/opit/7721
- В.Н. Кузьмина, «Подготовка руки ребенка к письму», http://edu.rin.ru/html/924.html
- http://grani.asu.ru/Predlizey/Podgotovka.htm
- «Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника», http://adalin.mospsy.ru/l_01_09.shtml
- Журнал «Я-Мама», 2003, 1 (2) февраль- март, «Растем и развиваемся», http://www. ymama.ru/articles/74?try= 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Мелкая моторика. Полезные игрушки".
Данный файл содержит информацию о новой "игрушке" для развития мелкой моторики.Прилавки магазинов завалены развивающими игрушками, настольными играми и прочим. Неудивительно, что многие родители, особ...
"Развитие мелкой моторики через графический диктант при подготовки к письму детей 6 - 7 лет"
Как подготовить руку ребенка к письму?Какие методы и приемы использовать при развитии графо - моторных навыков....
Программа для детей 5-6 лет "Волшебная клеточка" (развитие мелкой моторики кистей рук и подготовка руки к письму)
Программа «Подготовка руки к письму» направлена на комплексную подготовку ребенка к школе, гармоничное развитие его психомоторных, художественных и интеллектуальных возмо...
«Хорошая мелкая моторика – залог удачи в подготовке ребёнка к письму »
Подготовка ребенка к письму - одно из важнейших занятий, которым должен уделять внимание родитель. Хорошая мелкая моторика - качественное и быстрое письмо в школе....
Формирование начальных навыков письма у дошкольников
Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речиРусское письмо – звукобуквенноеГра...
Консультация для педагогов «Мелкая моторика и развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
"Развитие мелкой моторики рук посредством формирования культурно-гигиенических навыков"
Консультация для родителей...