Программа для детей 5-6 лет "Волшебная клеточка" (развитие мелкой моторики кистей рук и подготовка руки к письму)
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа «Подготовка руки к письму» направлена на комплексную подготовку ребенка к школе, гармоничное развитие его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnaya_kletochka.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет)
Цель:
Развивать навыки и умения необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.
- Формировать у детей навыки графического письма.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Продолжать учить правильно держать карандаш.
- Воспитывать уважение друг к другу.
Программа предполагает проведение занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе (дети 5-6 лет) 20 минут. Каждое занятие проводится в игровой форме. Общее количество занятий в год - 33.
Уровни освоения программы.
- Обвести узор по точкам
Высокий уровень – обводят точно по точкам линия ровная, самостоятельно дети пишут узор, соблюдая размеры образца.
Средний уровень – обводят не всегда аккуратно, линия не всегда ровная, самостоятельно дети пишут не всегда точно по линейке.
Низкий уровень – проводят по точкам не аккуратно, самостоятельно повторить узор не могут.
- Раскрашивание
Высокий уровень – раскрашивают, не выходя за контур, штрихуют карандашом в одном направлении.
Средний уровень – раскрашивают не всегда аккуратно, мелкие предметы – выходят за контур, штрихуют карандашом, меняя направления.
Низкий уровень – раскрашивают не аккуратно, часто выходят за контур, картинку раскрашивают не полностью, оставляя белые пятна, не доводят работу до конца.
- Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку:
Высокий уровень - ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов, закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы).
Средний уровень - ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Низкий уровень - ориентировка в клеточке с помощью взрослого(нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо по разлиновке.
Перспективное планирование на 2015 - 2016 уч. год.
Октябрь | |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи |
1 | Пропись в гости к нам пришла | 1 | Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к прописям. |
2 | Знакомство с рабочей строкой | 1 | Продолжить знакомство с тетрадным листом в клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т.д.)., учить ориентироваться на рабочей строке. Развивать умение правильно держать карандаш. Воспитывать желание узнавать новое. |
3 | Горизонтальные линии (Учимся рисовать дорожку) | 1 | Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. |
4 |
Рисуем вертикальные линии. «Веселый дождик»
| 1 | Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. |
5 | Мои первые узоры | 1 | Формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать. |
Ноябрь | |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи |
1 | «Волны» | 1 | Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям. |
2 | «Волшебные палочки» | 1 | Формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки двух разных клеток расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание узнавать новое. |
3 | «Кирпичи» | 1 | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести (прямоугольники). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать трудолюбие. |
4 | «Елочка» | 1 | Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. |
Декабрь | |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи |
1 | Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать) | 1
| Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата). Соблюдать параллельность линий. |
2 | Штриховка вертикальными линиями (Учимся штриховать) | 1 | Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая круг. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. |
3 | «Квадрат» | 1 | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз. |
4 | Геометрические узоры | 1 | Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение. |
Январь | |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи |
1 | «Змейка» | 1 | Продолжить формировать умение правильно держать карандаш; ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о геометрических фигурах. |
2 | Учимся писать цифры (цифра 4) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
3 | «Уголок» | 1 | Формирование умения опускать линию вниз и соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение. |
4 | «Рыбьи чешуйки» | 1 | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям. |
Февраль | |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи |
1 | Учимся писать цифры (цифра 1 и 3) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифры. |
2 | Учимся писать графический диктант. | 1 | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. |
3 | Учимся писать цифры (цифра 2) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
Март | |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи |
1 | «Лабиринт» | 1 | Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. |
2 | Учимся писать цифры (цифра 5) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
3 | Учимся писать цифры (цифра 6) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
4 |
Геометрические узоры | 1 | Формировать умение выполнять геометрические узоры по образцу; Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение. |
Апрель | |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи |
1 | Учимся писать цифры (цифра 7) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
2 | Учимся писать цифры (цифра 8) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
3 | «Колечки» | 1 | Формирование умения размещать внутри клеточки круг. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать наблюдательность. |
4 | Учимся писать цифры (цифра 9) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
5 | Цифры (задание на повторение) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; закреплять умение писать цифры. |
Май | |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи |
1 | Учимся делить клетку пополам | 1 | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз; учить делить клетку пополам. |
2 | Закрепление пройденного материала | 1 | Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. |
3 | Графические диктанты | 2 | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. |
Общее количество учебных часов - 33.
Ожидаемые результаты:
- знать гигиенические правила письма;
- уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме;
- знать правильное расположение тетради и ручки при письме;
- уметь правильно держать ручку, карандаш;
- знать правила штриховки;
- уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;
- знать правила работы с тетрадью;
- уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
Список литературы:
- Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Илюхина В.А. «Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе», 1 часть, 2010.
- Картотека пальчиковых игр.
- Узорова О. В., Нифекдова Е. А. «Игры с пальчиками» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму Оглавление:1. Введение1.1. Постановка и обоснование выбора темы1.2. Основная цель и задачи2. Основная часть3. ...
Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".
Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....
Статья: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму»
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнк...
опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"
В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...