Формирование начальных навыков письма у дошкольников
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Лариса Павловна Каменщикова

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи

Русское письмо – звукобуквенное

Графический навык – это автоматизированное умение воссоздать графический образ устной и письменной речи, включающий моторные, фонологические и лингвистические компоненты

 Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_bezhevaya_-_kopiya.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование начальных навыков письма у дошкольников Учитель- логопед: Л. П. Каменщикова

Слайд 2

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи Русское письмо – звукобуквенное

Слайд 3

Графический навык – это автоматизированное умение воссоздать графический образ устной и письменной речи, включающий моторные, фонологические и лингвистические компоненты Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений

Слайд 4

Когнитивные функции, обеспечивающие процесс письма Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Зрительно-моторная координация Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Нервно-мышечная интеграция Звукобуквенный анализ (перевод фонемы в графему)

Слайд 5

Особые группы риска: часто болеющие дети медлительные дети гиперактивные дети леворукие дети дети с ОВЗ

Слайд 6

Этапы формирования элементарного (технического) навыка письма I этап – аналитический – фиксированное внимание к каждому элементу действия, поэлементный анализ, дискретное выполнение каждого графического элемента II этап – синтетический – связное выполнение отдельных элементов действия с сохранением фиксированного внимания к качеству письма III этап – автоматизации – (целостного выполнения действия), снижение внимания к контролю при выполнении отдельных действий

Слайд 7

Критерии оценки нарушений моторного развития у детей (Е. Ф. Архипова «Стертая дизартрия у детей» Учебное пособие для студентов ВУЗов) Обследование общей произвольной моторики Исследование умения ориентироваться в сторонах собственного тела и в сторонах тела сидящего напротив Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги) Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда ) Исследование развития кинестетической основы движений исследование оптико-кинестетической организации движений ( праксис позы) Исследование конструктивного праксиса Выявление синкинезий Исследование кинетической основы движений руки Исследование пространственного восприятия Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы) Монометрический тест (вырезывание круга) Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий)

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Особенности формирования элементарных навыков письма и чтения у заикающихся дошкольников

В данной работе представлены приёмы  обучения грамоте старших дошкольников с одновременной работой по преодолению у них  заикания....

Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников

Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДО "Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольников"

Сегодня многие 6-7 летние дети уже знают буквы, а некоторые даже читают. Основной задачей педагога на данном этапе является создание условий для поддержания и стимулирования познавательного интереса и...

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма"

  Как известно ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей ...

Использование мини лого-робота BEE-BOT "Умная пчела", для формирования начальных навыков программирования у детей подготовительной группы

ВведениеНа сегодняшний день стоит актуальность вопроса о современных гаджетах и их влиянии на детей, без которых сложно представить современный мир: компьютерах, мобильных телефонах, планшетах, интера...