Формирование начальных навыков письма у дошкольников
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи
Русское письмо – звукобуквенное
Графический навык – это автоматизированное умение воссоздать графический образ устной и письменной речи, включающий моторные, фонологические и лингвистические компоненты
Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_bezhevaya_-_kopiya.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи Русское письмо – звукобуквенное
Графический навык – это автоматизированное умение воссоздать графический образ устной и письменной речи, включающий моторные, фонологические и лингвистические компоненты Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений
Когнитивные функции, обеспечивающие процесс письма Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Зрительно-моторная координация Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Нервно-мышечная интеграция Звукобуквенный анализ (перевод фонемы в графему)
Особые группы риска: часто болеющие дети медлительные дети гиперактивные дети леворукие дети дети с ОВЗ
Этапы формирования элементарного (технического) навыка письма I этап – аналитический – фиксированное внимание к каждому элементу действия, поэлементный анализ, дискретное выполнение каждого графического элемента II этап – синтетический – связное выполнение отдельных элементов действия с сохранением фиксированного внимания к качеству письма III этап – автоматизации – (целостного выполнения действия), снижение внимания к контролю при выполнении отдельных действий
Критерии оценки нарушений моторного развития у детей (Е. Ф. Архипова «Стертая дизартрия у детей» Учебное пособие для студентов ВУЗов) Обследование общей произвольной моторики Исследование умения ориентироваться в сторонах собственного тела и в сторонах тела сидящего напротив Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги) Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда ) Исследование развития кинестетической основы движений исследование оптико-кинестетической организации движений ( праксис позы) Исследование конструктивного праксиса Выявление синкинезий Исследование кинетической основы движений руки Исследование пространственного восприятия Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы) Монометрический тест (вырезывание круга) Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.
Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....
Особенности формирования элементарных навыков письма и чтения у заикающихся дошкольников
В данной работе представлены приёмы обучения грамоте старших дошкольников с одновременной работой по преодолению у них заикания....
Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников
Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников...
Семинар-практикум для учителей-логопедов ДО "Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольников"
Сегодня многие 6-7 летние дети уже знают буквы, а некоторые даже читают. Основной задачей педагога на данном этапе является создание условий для поддержания и стимулирования познавательного интереса и...
Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма"
Как известно ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей ...
Использование мини лого-робота BEE-BOT "Умная пчела", для формирования начальных навыков программирования у детей подготовительной группы
ВведениеНа сегодняшний день стоит актуальность вопроса о современных гаджетах и их влиянии на детей, без которых сложно представить современный мир: компьютерах, мобильных телефонах, планшетах, интера...