Технология развивающего обучения Лего-конструирование (Фешина Е.В; Лусс Т.В)
материал (младшая группа)
Содействовать развитию детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность к творческой самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_trofimovoy_lego-tehnologiya.docx | 84.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №55 «Кузнечик»
Лего - технология в системе образования в ДОУ
(Фешина Е.В., Лусс Т.В.)
Воспитатель: Трофимова Е.М.
г.о.Подольск
2020г.
Лего - технология в системе образования в ДОУ
Актуальность.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.
- силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
Цель технологии: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO - конструированием.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и
коллективного творчества.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.
Принципы:
- от простого к сложному;
- учет возрастных особенностей детей;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач;
- решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности;
- реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
Конструирование по модели
Конструирование по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например: домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и
обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Методы и приемы, используемые с детьми:
- беседы;
- работа по образцу;
- самостоятельное проектирование;
- коллективные работы.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Организуя занятия лего-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения:
- Приветствие. Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию.
- Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
- Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
- Изучение при необходимости схем и чертежей.
- В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей.
- Анализ и оценка.
- Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности
Алгоритм использования технологии:
- Образовательно – воспитательная деятельность
- Дополнительное образование (В рамках кружковой работы)
- В сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях
- В дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие
- Обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
- Досуговая деятельность
Ожидаемые результаты:
В ходе работы по лего-конструированию дети должны:
Знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Литература:
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора
LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
Результаты мониторинговых исследований при использовании
Лего-технологии
№ п/п | Ф.И. воспитанника | Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) | Умение проектировать по образцу | Умение конструировать по схеме | |||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | ||
1 | н | с | н | с | н | с | |
2 | с | в | с | в | с | в | |
3 | с | в | с | с | с | с | |
4 | н | с | н | с | н | с | |
5 | н | с | н | с | н | с | |
6 | с | с | с | с | с | с | |
7 | с | в | н | с | н | с | |
8 | с | в | н | с | н | с | |
9 | с | в | с | в | с | в | |
10 | в | в | с | в | с | в | |
11 | н | с | н | с | н | с | |
12 | с | в | с | в | с | в | |
13 | с | с | н | с | н | с | |
14 | с | с | н | с | н | с | |
15 | н | с | н | с | н | с | |
16 | с | в | с | в | с | в | |
17 | с | в | с | в | с | в | |
18 | н | н | н | н | н | н | |
19 | н | с | н | с | н | с | |
20 | н | с | н | с | н | с | |
21 | с | с | с | с | с | с | |
22 | с | в | с | с | с | с | |
23 | н | с | н | с | н | с | |
24 | н | с | н | с | н | с | |
25 | с | в | н | с | н | с | |
26 | с | с | с | с | с | с | |
27 | с | в | н | с | н | с | |
28 | с | в | н | с | н | с | |
29 | н | с | н | с | н | н | |
30 | н | с | н | с | н | с | |
н-12 | н-1 | н-19 | н-1 | н-19 | н-2 | ||
с-17 | с-16 | с-11 | с-23 | с-11 | с-22 | ||
в-1 | в-13 | в-0 | в-6 | в-0 | в-6 |
Итоговые показатели использования
Лего - технологии
На начало использования Лего-технологии | На текущий момент использования Лего-технологии | ||
н.у. | 56% | н.у. | 4% |
с.у. | 43% | с.у. | 68% |
в.у. | 1% | в.у. | 28% |
Приложение
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/20/konspekt-nod-po-lego-konstruirovaniyu-vo-2-y-mladshey-gruppe-garazh
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/12/konsultatsiya-dlya-roditeley-razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-s
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/20/konspekt-nod-po-lego-konstruirovaniyu-vo-2-y-mladshey-gruppe-garazh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждо...
Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что: - позволяет осуществлять интеграцию...
Цели обучения лего-конструированию и робототехнике в дошкольном образовании
Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующ...
Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста
Отсет работы за год по инновационной теме...
Развивающие возможности лего - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исслед...
Тема: Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.Задачи Разв...
Консультация для педагогов "Развивающие возможности ЛЕГО-конструирования в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО"
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях....