Семинар: "Особенности неговорящего ребенка"
консультация

      К сожалению, в настоящее время практически отсутствуют данные о «безречевых» детях, а так же малоизученным остаётся вопрос о коммуникации на невербальном уровне. Проблема формирования коммуникативной деятельности у таких детей требует дальнейшей разработки, определения новых подходов к организации, средствам, формам и приёмам обучения. Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Несмотря на то, что в настоящее время практически отсутствуют данные о безречевых детях, а так же мало изучен вопрос о коммуникации на невербальном уровне - доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Таким образом, чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_negovoryashchego_rebenka.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

Тема: «Особенности неговорящего ребенка»

Подготовила: учитель-дефектолог

Федюкина Е.В.

       Известно, что активное познание мира ребенком происходит в процессе активного взаимодействия с взрослыми и в процессе речевой и неречевой деятельности. В процессе общения ребёнок вступает в контакт, получает информацию и объясняется с людьми. Поэтому проблема развития речи применительно к «безречевым» детям приобретает особую актуальность и социальную значимость. В психолого-педагогических исследованиях подчёркивается, что взаимодействие с окружающими людьми с помощью общения является неотъемлемой частью благополучного психического развития ребёнка. От сформированности навыка общения ребёнка зависит его дальнейшая социализация и адаптация.

      Неговорящий ребенок не имеет возможности полноценно общаться и мыслить, так как отсутствие речи не обеспечивает полноценного формирования языковых функций: регулирующей, коммуникативной, познавательной, что приводит к задержке познавательных процессов, а так же эмоциональных и личностных особенностей, таким образом, неговорящий ребенок не может осуществлять полноценную мыслительную деятельность.

      К сожалению, в настоящее время практически отсутствуют данные о «безречевых» детях, а так же малоизученным остаётся вопрос о коммуникации на невербальном уровне. Проблема формирования коммуникативной деятельности у таких детей требует дальнейшей разработки, определения новых подходов к организации, средствам, формам и приёмам обучения. Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Несмотря на то, что в настоящее время практически отсутствуют данные о безречевых детях, а так же мало изучен вопрос о коммуникации на невербальном уровне - доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Таким образом, чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

     Принято считать, что после 3 лет ребенок практически полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими, а так же высказывает свои мысли. Речь для него становится основным средством общения и орудием мышления.

Особенно тяжелым оказывается положение «безречевых» детей, практически лишенных возможности говорить и быть понятыми.

Безречевые дети – это условное обозначение разнородной группы детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения.

Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет проведение коррекционной работы.

В такую группу входят дети:

  • с моторной и сенсорной алалией;
  • задержки речевого развития (до 4 лет);
  • общее недоразвитие речи;
  • различными задержками психоречевого развития;
  • ранним детским аутизмом;
  • интеллектуальной недостаточностью;
  • детским церебральным параличом;
  • нарушением слуха.

При каждом из нарушения отмечаются различные нарушения речи:

  • Алалия характеризуется поздним появлением речевых реакций, нарушением слоговой структуры слова, фонематических процессов, наблюдается недостаточная сформированность ВПФ, речь полностью не понятна;
  • Задержка психоречевого развития (ЗПР) выражается в замедленном темпе интеллектуального и личностного и речевого развития.
  • Общее недоразвитие речи от первого до четвертого уровня речевого развития. Один из ведущих признаков – наиболее позднее начало речи. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковая, смысловая сторона речи). Речь очень аграмматична, смазанна.
  • Нарушение речи при аутистических расстройствах. Как правило, наблюдается полный или частичный мутизм. Нарушение развития импрессивной и экспрессивной речи.
  • Нарушение речи у детей с нарушением интеллекта носит стистемный характер и характеризуется довольно поздним началом речи.
  • Нарушение речи у детей с нарушением слуха зависит непосредственно от степени выраженности нарушения. Чем тяжелее степень, тем хуже речь.
  • Дезонтогенетическое развитие детей. Развитие ребенка в условиях дизонтогенеза является одной из причин нарушения речи. У ребенка отмечается замкнутость либо повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.
  • Дети с детским церебральным параличом имеют органические нарушения двигательных и речедвигательных систем мозга. Как правило отмечаются различные нарушения речи.

По данным Голубевой Л. П., речевой аппарат у неговорящего ребёнка вял, пассивен, от того, что слишком долго находился в состоянии бездействия.

      Общим для детей, у которых нет речи является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, повышенная истощаемость, недостаточность целенаправленной деятельности, периодические приступы плача, постоянное беспокойство. Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром. Для оказания своевременной помощи необходимо полное обследование специалистов и комплексная коррекционная работа. Это поможет сформировать у ребенка азы общения и развить психические функции, провести профилактику вторичных нарушений, развить личность ребенка в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

  1. У детей с нарушением речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь).
  2. Отставание в развитии имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.
  3. Внимание «безречевых» детей характеризуется неустойчивостью, трудностями переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста.
  4. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению.
  5. «Безречевые» дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение заданий.

Список литературы

  1. Громова О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2-3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте /О.Е. Громова// Дефектология. – 2009. - № 2. – С. 66-67.
  2. Кириллова Е.В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей /Е. В. Кириллова/ / Детская и подростковая реабилитация. - 2007. - № 1 (8). – С. 8-15.
  3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера. - 2011. — 64 с.
  4. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской - М.: ВЛАДОС.- 2000. – 528 с.
  5. Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского С.Н. Шаховской - М.: Просвещение. - 1975. - С.42-47.
  6. Логопедический портал [Электронный ресурс] http://logoportal.ru/nachalnyie-etapyi-korrektsionno-razvivayushhey-rabotyi-s-bezrechevyimi-detmi/.html (дата обращения 10.05.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для неговорящего ребенка

Методика логопедической работы при алалии и задержке речевого развитияПри алалии в основе логопедической работы находится формирование языковой системы ребенка. Сначала необходимо создать услови...

Консультация для родителей "Способы общения с неговорящим ребенком"

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речи – это важнейшая характеристика человека. И интеллект, и речь у ...

Как помочь неговорящему ребенку?

Материал для консультаций родителей "Как помочь неговорящему ребенку?" ....

Как помочь неговорящему ребенку?

консультация для родителей...

«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».

Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

Модульный семинар: «Особенности содержания и методики работы по основным направлениям развития ребенка в программе «Мир открытий». Область «Познавательное развитие»

Материал способствует интерактивному взаимодействию педагогов ДОО с целью повышения педагогической компетентности в вопросах реализации ФГОС ДО....

Семинар «Особенности и потребности современного ребенка» Круглый стол « К школе готов!»

Задачи семинара:1.     Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;2.     Выделить направления сопро...