Семинар: "Особенности неговорящего ребенка"
консультация
К сожалению, в настоящее время практически отсутствуют данные о «безречевых» детях, а так же малоизученным остаётся вопрос о коммуникации на невербальном уровне. Проблема формирования коммуникативной деятельности у таких детей требует дальнейшей разработки, определения новых подходов к организации, средствам, формам и приёмам обучения. Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Несмотря на то, что в настоящее время практически отсутствуют данные о безречевых детях, а так же мало изучен вопрос о коммуникации на невербальном уровне - доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Таким образом, чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
Тема: «Особенности неговорящего ребенка»
Подготовила: учитель-дефектолог
Федюкина Е.В.
Известно, что активное познание мира ребенком происходит в процессе активного взаимодействия с взрослыми и в процессе речевой и неречевой деятельности. В процессе общения ребёнок вступает в контакт, получает информацию и объясняется с людьми. Поэтому проблема развития речи применительно к «безречевым» детям приобретает особую актуальность и социальную значимость. В психолого-педагогических исследованиях подчёркивается, что взаимодействие с окружающими людьми с помощью общения является неотъемлемой частью благополучного психического развития ребёнка. От сформированности навыка общения ребёнка зависит его дальнейшая социализация и адаптация.
Неговорящий ребенок не имеет возможности полноценно общаться и мыслить, так как отсутствие речи не обеспечивает полноценного формирования языковых функций: регулирующей, коммуникативной, познавательной, что приводит к задержке познавательных процессов, а так же эмоциональных и личностных особенностей, таким образом, неговорящий ребенок не может осуществлять полноценную мыслительную деятельность.
К сожалению, в настоящее время практически отсутствуют данные о «безречевых» детях, а так же малоизученным остаётся вопрос о коммуникации на невербальном уровне. Проблема формирования коммуникативной деятельности у таких детей требует дальнейшей разработки, определения новых подходов к организации, средствам, формам и приёмам обучения. Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Несмотря на то, что в настоящее время практически отсутствуют данные о безречевых детях, а так же мало изучен вопрос о коммуникации на невербальном уровне - доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Таким образом, чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
Принято считать, что после 3 лет ребенок практически полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими, а так же высказывает свои мысли. Речь для него становится основным средством общения и орудием мышления.
Особенно тяжелым оказывается положение «безречевых» детей, практически лишенных возможности говорить и быть понятыми.
Безречевые дети – это условное обозначение разнородной группы детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения.
Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет проведение коррекционной работы.
В такую группу входят дети:
- с моторной и сенсорной алалией;
- задержки речевого развития (до 4 лет);
- общее недоразвитие речи;
- различными задержками психоречевого развития;
- ранним детским аутизмом;
- интеллектуальной недостаточностью;
- детским церебральным параличом;
- нарушением слуха.
При каждом из нарушения отмечаются различные нарушения речи:
- Алалия характеризуется поздним появлением речевых реакций, нарушением слоговой структуры слова, фонематических процессов, наблюдается недостаточная сформированность ВПФ, речь полностью не понятна;
- Задержка психоречевого развития (ЗПР) выражается в замедленном темпе интеллектуального и личностного и речевого развития.
- Общее недоразвитие речи от первого до четвертого уровня речевого развития. Один из ведущих признаков – наиболее позднее начало речи. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковая, смысловая сторона речи). Речь очень аграмматична, смазанна.
- Нарушение речи при аутистических расстройствах. Как правило, наблюдается полный или частичный мутизм. Нарушение развития импрессивной и экспрессивной речи.
- Нарушение речи у детей с нарушением интеллекта носит стистемный характер и характеризуется довольно поздним началом речи.
- Нарушение речи у детей с нарушением слуха зависит непосредственно от степени выраженности нарушения. Чем тяжелее степень, тем хуже речь.
- Дезонтогенетическое развитие детей. Развитие ребенка в условиях дизонтогенеза является одной из причин нарушения речи. У ребенка отмечается замкнутость либо повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.
- Дети с детским церебральным параличом имеют органические нарушения двигательных и речедвигательных систем мозга. Как правило отмечаются различные нарушения речи.
По данным Голубевой Л. П., речевой аппарат у неговорящего ребёнка вял, пассивен, от того, что слишком долго находился в состоянии бездействия.
Общим для детей, у которых нет речи является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, повышенная истощаемость, недостаточность целенаправленной деятельности, периодические приступы плача, постоянное беспокойство. Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром. Для оказания своевременной помощи необходимо полное обследование специалистов и комплексная коррекционная работа. Это поможет сформировать у ребенка азы общения и развить психические функции, провести профилактику вторичных нарушений, развить личность ребенка в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
- У детей с нарушением речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь).
- Отставание в развитии имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.
- Внимание «безречевых» детей характеризуется неустойчивостью, трудностями переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста.
- Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению.
- «Безречевые» дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение заданий.
Список литературы
- Громова О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2-3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте /О.Е. Громова// Дефектология. – 2009. - № 2. – С. 66-67.
- Кириллова Е.В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей /Е. В. Кириллова/ / Детская и подростковая реабилитация. - 2007. - № 1 (8). – С. 8-15.
- Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера. - 2011. — 64 с.
- Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской - М.: ВЛАДОС.- 2000. – 528 с.
- Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского С.Н. Шаховской - М.: Просвещение. - 1975. - С.42-47.
- Логопедический портал [Электронный ресурс] http://logoportal.ru/nachalnyie-etapyi-korrektsionno-razvivayushhey-rabotyi-s-bezrechevyimi-detmi/.html (дата обращения 10.05.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-250077-1456587793.jpg)
Игры для неговорящего ребенка
Методика логопедической работы при алалии и задержке речевого развитияПри алалии в основе логопедической работы находится формирование языковой системы ребенка. Сначала необходимо создать услови...
Консультация для родителей "Способы общения с неговорящим ребенком"
Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речи – это важнейшая характеристика человека. И интеллект, и речь у ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-396157-1391501587.jpg)
Как помочь неговорящему ребенку?
Материал для консультаций родителей "Как помочь неговорящему ребенку?" ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/26/picture-261869-1409068237.jpg)
«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».
Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/01/picture-474152-1409578788.jpg)
Модульный семинар: «Особенности содержания и методики работы по основным направлениям развития ребенка в программе «Мир открытий». Область «Познавательное развитие»
Материал способствует интерактивному взаимодействию педагогов ДОО с целью повышения педагогической компетентности в вопросах реализации ФГОС ДО....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/24/picture-908573-1490339285.jpg)
Семинар «Особенности и потребности современного ребенка» Круглый стол « К школе готов!»
Задачи семинара:1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;2. Выделить направления сопро...