Семинар «Особенности и потребности современного ребенка» Круглый стол « К школе готов!»
методическая разработка на тему
Задачи семинара:
1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2. Выделить направления сопровождения ребенка;
3. Поделиться опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» г. Емвы
Семинар
«Особенности и потребности современного ребенка»
Круглый стол « К школе готов!»
Мосеева Т.Ю.,
старший воспитатель
Быть готовым к школе - не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит
быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Задачи:
1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2. Выделить направления сопровождения ребенка;
3. Поделиться опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления.
Материал: экран, ноутбук для презентации, плакат « Дерево», листья к плакату, стикеры, раздаточные карточки с ситуациями
План занятия:
Знакомство с участниками « круглого стола»
· Игра в кругу «Передай мяч соседу и назови свое имя и место работы».
· Упражнение – игра на сплочение, внимание « Поменяются местами те, кто…»
Игра проводится в кругу. Один стул убирается. Водящий произносит: «Поменяются местами те, кто...(имеет кольца, пуговицы, заколки; в джинсах, юбках, сапогах; чистил зубы утром, любит брюнетов и т.д.)
Участникам в соответствии с указанными признаками надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел занять освободившееся место, занимает место ведущего и игра начинается снова.
Вступительное слово.
Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.
На данном семинаре мы постараемся все вместе выработать структуру психолого-педагогического сопровождения будущего первоклассника.
Работа за столами подгруппами. Составить «портрет идеального первоклассника». Зачитываются варианты ответов.
Что же это такое « готовность к школе?» презентация
Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.
Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в обучении.
Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
Особенности работы педагогов с современным дошкольниками.
Как уже отмечалось в докладе С.М. Дмитриевой, ребенок стал другим. Сегодня изменились как требования общества, предъявляемые к ребенку, так и изменились сами дети. У современного дошкольника произошли такие значимые изменения как :
• Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
Только до 20% дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.
Дети, имеющие несформированность 2-х и более этих показателей развития, относятся к группе высокого риска и составляют от 5 до 7%. Большинство будущих первоклассников имеют средний уровень сформированности перечисленных функций. У 35% отмечены трудности организации деятельности - непонимание инструкции, неумение работать по плану и контролировать правильность выполнения работы, проверять, находить и исправлять ошибки. Крайне низкий уровень действий, где требуется внутреннее удержание правил и оперирование в плане образов. Трудности зрительно – пространственного восприятия наблюдаются у 30% детей, что согласуется с данными РАО. Эти сложности являются предвестниками сложностей в обучении навыкам письма и чтения. Значительное число детей (до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления. Это может быть связано с недостаточным вниманием к творческой самореализации ребенка в семье и детском саду.
• Недоразвитие мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности (из-за снижения уровня развития сюжетно-ролевой игры). Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению.
• Снижение уровня детской любознательности и воображения.
• Разрушение детской субкультуры, дефицит общения, недостаточная социальная компетентность.
Пространство, в котором дети прежних поколений приобретали опыт непосредственного общения с окружающей средой, для сегодняшних детей стало ограниченным. Многим из них не хватает собственного опыта движений и деятельности. Этот опыт и деятельность сплошь и рядом заменяют телевидение и компьютер, которые часто становятся для детей и партнерами по игре и няньками.
Формируется тип личности не деятеля, а пассивного созерцателя.
• Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди дошкольников не более 15% детей можно назвать здоровыми (20 лет назад их было 23%), 40% имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, примерно столько же страдают разными неврозами.
В отличие от 60-х годов, когда речь шла об акселерации развития, ускорении темпов физического созревания детей, уже с 90-х годов учеными-медиками зафиксирован обратный процесс-процесс децелерации, замедления темпов роста и физического развития.
Также произошли изменения в отношениях детей и родителей:
• Снижение родительской мотивации (хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать).
• Низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию семей неполных. Прогнозируется увеличение доли таких семей до 40%.
Все это требует смещения акцентов в работе. Педагогам нужно учиться работать с такими детьми.
Изменилось также отношение родителей к проблеме готовности к школе. Своими руками взрослые, родители устраивают предшкольный бум.
Проведенный опрос родителей детей от года до трех лет, посещающих ясли, показал, что 67,6% родителей ожидают от детского дошкольного учреждения главным образом интеллектуального развития своих малышей, которым в первую очередь необходимо овладеть навыками самообслуживания и общения с детьми и взрослыми.
Вот оно, главное противоречие сегодняшнего воспитания: родители строят "светлое будущее", а ребенок хочет (и вправе) получать удовольствие от сегодняшнего дня - от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и интересных занятий.
Возникает замкнутый круг: в связи с ростом родительских амбиций возрастают и требования школ, предъявляемые к поступающим в первый класс детям. Педагогам необходимо учиться работать с такими родителями, заставлять задумываться, какова цена усиленной интеллектуальной подготовки к школе, разъяснять им критерии готовности детей к обучению. И чем больше будет "здоровых" родителей, для которых главное - счастье ребенка сегодня, которые будут иметь научные знания о готовности к школе, тем меньшим ажиотажем будет сопровождаться период подготовки к школе и меньше проблем будет у детей в самой школе.
Мы должны сами хорошо понимать и убедить в этом родителей, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены.
Готовность к школе - это не "программа", которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в детском саду, в семье и в других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом - через "участие в жизни"
Вспомним, основные компоненты «готовности к школе». Работа с плакатом « Дерево»
Мотивационный компонент Интеллектуальный компонент Эмоционально- волевой компонент Коммуникативный компонент
Работа в группах
Сформулируем определение каждого из компонентов.
Резюме: итак
Мотивационный компонент предполагает отношение к учебнойдеятельности как к общественно значимому делу и стремление кприобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов -общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Интеллектуальный компонент предполагает достижениедостаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленноезапоминание, наглядно- образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Волевой компонент - умение ребенка действовать в соответствии собразцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человекаили в форме правила).
Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного
общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ. Участникам раздаются карточки с ситуациями, которые встречаются при подготовке ребенка к обучению в школе. Упражнение проводится в форме дискуссии за «круглым» столом
Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
Какой компонент готовности не сформирован у Саши. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что можно посоветовать родителям?
Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять
Ситуация. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой.
Какой компонент готовности не сформирован? Что можно посоветовать родителям?
Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:
"В школе двойки будут ставить" "Играть будет некогда" «В школе программа трудная"
.Ситуация. Отец часто озадачивают ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.
Какие качества разовьются у ребенка?
Ситуация. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: - Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?
Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником
11. Интерактивная игра «Связывающая нить». Участник, которому передали клубочек ниток, делится впечатлениями о занятии и, обмотав нитью свой палец, передает клубок следующему участнику.
Литература:
1. Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться.
a. М., Астрель. 2003г.
2. Бережнова О.В. Работа с семьей при подготовке детей к школе.
a. Санкт – Петербург, 2011г.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., Н.П.О.
4. Образование. 1996г.
5. В. К. Загвоздкин Готовность к школе и эмоциональный интеллект.
Москва. Чистые пруды. 2008г.
6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991г.
7. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Москва. УЦ Перспектива. 2012г.
8. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущего первоклассника.- Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
9. Нижегородцева Н.В Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. Москва. Владос. 2001г.
10. Оганесян Н.Т. Методы активного социально – психологического обучения. Москва. Ось – 89.2002г.
11. Кирсанова В.Г. Лекции в ПАПО, 2011год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отец и ребенок Круглый стол в детском саду
В нашем МДОУ уже стало традицией уделять огромное внимание роли папы в воспитании детей. С этой целью психолог с участием воспитателей групп проводит круглый сто...
Родительское собрание «Я, моя семья и мой ребенок» (круглый стол)
Цель: формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»;расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний....
Круглый стол с родителями на тему "Современный ребенок-какой он?"
Целью проведения Круглого стола для родителей было повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения современных детей дошкольного возраста. В ходе проведени...
"Современные дети - современные игры" круглый стол для воспитателей
Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатления, знаний, эмоций.Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она способствует...
Круглый стол с родителями "Современная игровая среда и ее влияние на личность ребенка."Мультфильмы- польза или вред?"
На встрече расскрываются проблемы влияния современных мультфильмов на развитие детей....
Тема консультации: «Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребенка». (круглый стол)
Тема консультации: «Здоровый образ жизни семьи –залог успешного воспитания ребенка».(круглый стол)...
Общение - проблема современного ребенка. Круглый стол.
Общение – проблема современного ребенка. Добрый день, уважаемые коллеги!...