Развитие музыкальных способностей через музыкально-дидактические игры
консультация (старшая группа)
Развитие музыкальных способностей через музыкально-дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 21.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей через музыкально – дидактические игры
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.
Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий.
Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей, или коллектив и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).
Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.
Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.
Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.
Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.
Характерным для каждой дидактической игры является
наличие в ней: обучающей задачи; содержания; правил; игровых действий.
Формы проведения: индивидуально, по подгруппам, группой.
Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.
Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.
Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.
Четвёртый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие.
«ЗАЙЦЫ»
Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.
«Птица и птенчики»
Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков (до1 – до2),
Угадай-ка
Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
К сожалению, должна сказать, что в своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкальному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне.Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация музыкального образования через музыкальные дидактические игры.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интере...
мастер - класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».
«Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр». мастер-класс....
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр»....
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр»....
Развитие музыкальных способностей средствами музыкально-дидактических игр
Консультация для воспитателей...
Оптимизация музыкального образования через музыкальные дидактические игры.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интере...