Развитие музыкальных способностей через музыкально-дидактические игры
консультация (старшая группа)

Белицкая Татьяна Анатольевна

Развитие музыкальных способностей через музыкально-дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкальных способностей через музыкально – дидактические игры

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

    Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают  перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий.

  Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры  на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей,  разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

       Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

      В дидактических играх третьего вида  двигательная активность детей ограничена.  Между собой соревнуются два или три круга детей, или коллектив и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

        В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).

Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.

Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

        Характерным для каждой дидактической    игры   является

наличие в ней: обучающей задачи; содержания; правил; игровых действий.

Формы проведения:  индивидуально, по подгруппам, группой.

Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

Четвёртый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие.

«ЗАЙЦЫ»

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

«Птица и птенчики»

Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков (до1 – до2), 

Угадай-ка

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

        Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

     К сожалению, должна сказать, что в  своей  работе  мы  мало времени  уделяем   дидактическим  пособиям  и  играм. Работа по музыкальному воспитанию  организовывается  не  всегда  на  должном  уровне.Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация музыкального образования через музыкальные дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интере...

мастер - класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

«Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр». мастер-класс....

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр»....

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр»....

Оптимизация музыкального образования через музыкальные дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интере...