Педагог приглашает участников мастер – класса. -Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».
Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Можно выделить три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр. Овладение игровыми приемами работы значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных музыкальных способностей. Именно поэтому, сегодня мне бы хотелось посвятить свой мастер-класс этой проблеме. Игровые приемы могут использоваться во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве и творчестве. В процессе восприятия музыкальных произведений можно предложить детям узнать знакомую музыкальную пьесу, охарактеризовать её, назвать композитора.А можно и по-другому: педагог внесет на музыкальное занятие макет телевизора и скажет: «Мой волшебный телевизор сломался. В нем на экране появляется не то, что звучит. Вот посмотрите: Звучит пьеса «Лошадка», а на экране – изображение петуха. Помогите мне наладить телевизор!» Дети с удовольствием прослушают предложенные произведения и подберут к ним картинки, соответствующие содержанию. А, если работа проводится со старшими дошкольниками, то они смогут подобрать и портреты композиторов. Подобные игры способствуют развитию у детей ладового чувства. Для развития у детей звуковысотного слуха в процессе слушания можно использовать игру «Сколько нас поет?». Педагог вносит на занятие трех матрешек, ставит их на стол и говорит: Вот матрешки непростые, Вот матрешки озорные, Не хотят в шкафу сидеть, А хотят они вам спеть. (напевает) Мы веселые матрешки, Ладушки, ладушки, На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки. Отставляет одну матрешку в сторону и говорит от её имени. А теперь я одна спою! (напевает) Одна пою. А теперь мы вдвоем споем! (Подставляет вторую матрешку, напевает, проигрывает два звука) Вдвоем поем. Подставляет третью матрешку. Действует аналогично. Втроем поем. А теперь отгадайте, Сколько нас поет, узнайте!» Проигрывает поочередно в разной последовательности один, два и три звука в аккорде или арпеджио. Для проведения подобной игры вместо фортепиано можно использовать детские музыкальные инструменты: аккордеон, триолу, синтезатор. Для развития навыка различения высоких и низких звуков можно провести с детьми игру «Курица и цыплята». Педагог вносит на занятие кукол-марионеток (курицу и цыпленка), говорит от имени персонажей: Курица: Я пою всегда низко «ко-ко-ко» (проигрывает «до» первой октавы). Цыпленок: Я пою высоко «пи-пи-пи» (проигрывает «до» второй октавы). А давайте поиграем, кто сейчас поет, узнаем! Проигрывает высокий или низкий звук. При правильном ответе персонажи машут крыльями и хвалят участников. В этой игре тоже можно прибегнуть к помощи детских музыкальных инструментов: аккордеона, триолы, синтезатора. Даже при исполнении песен можно использовать различные музыкально-дидактические игры, например,такую, как «Ромашка». Педагог вносит цветок, сообщает о том, что эта ромашка – волшебная, она загадала песни, которые нужно исполнить. Дети, вызванные по желанию, отрывают лепестки, на изнаночной стороне рассматривают картинки, узнают знакомую песню и исполняют еёколлективно. Можно исполнить песни под фортепианное сопровождение, а можно под фонограмму. Давайте побудем в роли детей, выберите понравившийся лепесток. Участники по желанию отрывают по одному лепестку, исполняют знакомые песни. Молодцы! Замечательно пели! Все заслужили в награду по вот такой замечательной ромашке! Педагог проносит поднос, на котором лежат плоскостные цветы с серединой разного цвета, участники выбирают понравившуюся ромашку. Если поставить перед собой задачу по развитию у детей чувства ритма, то можно предложить детям повторить за педагогом ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов, а можно все обыграть: К детям в гости приходит Гном. Надевает куклу «с живой рукой». Гном: «Тили-тили-тили бом! К вам пришел веселый Гном. Будем весело играть, Будем ножками стучать. Раз, два, три!(топает) А ну-ка, повтори!(участники повторяют) А если так? А вот так? День какой у нас хороший, Будем хлопать мы в ладоши. Раз-два, раз-два, раз-два-три!(хлопает) А ну-ка, повтори! (участники повторяют) А если так? А вот так? Молодцы! Для развития чувства ритма можно использовать музыкально-дидактические игры с детскими музыкальными инструментами. А сейчас посмотрите на свои ромашки, вы обратили внимание на то, что у них разные середины? Тех, у кого красные середины, попрошу взять два карандаша из красной коробки. Тех, у кого – желтые, попрошу взять по два колпачка из желтой коробки. А тех, у кого – синие, соответственно возьмут по одной погремушки из синейкоробки. Гном: Нам всем некогда скучать, Будем с инструментами играть. Показывает барабан. Гном: Бум-бум, барабан. Что за шум и тара-рам? Бум-бум, барабан. Просыпайтесь по утрам! А теперь вместе со мной отбивайте ритм этой песенки. Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги первой группы с помощью карандашей отбивают ритмический рисунок. Гном: Погремушки у ребят Очень весело гремят. (2 раза) А теперь вторая группа вместе со мной отбивайте ритм этой песенки. Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги второй группы с помощью погремушек отмечают ритмический рисунок. Гном: Тук, тук, туки ток, Застучал мой каблучок… Тук, тук, тук, туки, Застучали каблуки… А теперь вместе со мной поиграет третья группа! Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги третьей группы с помощью колпачков отмечают ритмический рисунок. Очень много подвижных игр предложено авторами Екатериной и Сергеем Железновыми. Все эти игры направлены на координацию движений со словами, что тоже способствует развитию чувства ритма. Вашему вниманию предлагаю игру «Сороконожка». Позабавимся немножко Станем все сороконожкой. Предлагает желающим присоединиться к игре. Надевает ободок с усиками, включает аудиозапись С. и Е. Железновых «Сороконожка». Участники мастер-класса выполняют движения в соответствии с текстом игры. Очень нравится детям игра «Дом оленя». Предлагаю вам встать в круг. Педагог вносит зайца. Заяц: Ой, беда, беда, за мною гонится охотник! Спасите, помогите! Педагог, а в дальнейшем, и сами дети, предлагают спрятаться в доме у оленя. Включает фонограмму. Участники выполняют движения в соответствии с текстом песни. Эта игра способствует развитию умения детей слышать изменения в темпе музыки, умения соотносить движения со словами. Сегодня вы познакомились с игровыми приемами в работе с детьми. Мне бы хотелось узнать ваше мнение об эффективности использования музыкально- дидактических игр в практической деятельности. Педагог раскладывает внутри круга лепестки ромашки и предлагает участникам встать напротив того лепестка, высказывание которого соответствует их мнению
В конце нашей встречи мне бы хотелось прочитать стихотворение собственного сочинения: Играют дети во врачей, В учителей и циркачей. Играть они весь день готовы, И будет так до самой школы. Хотите к детству прикоснуться И в мир чудесный окунуться? Хотите детям ближе стать, Хотите лучше их понять? Тогда, детей не наставляйте, А просто с ними поиграйте! Спасибо за внимание! |