План самообразования. Тема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА»
методическая разработка
Урайский специализированный Дом ребенка
План самообразования
Тема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА»
Подготовила: воспитатель Степанова Елена Николаевна.
г. Урай 2019-2020г.
Дети с нарушениями ОДА — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений.
Физическое воспитание детей с нарушениями ОДА отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуют применения особых методов и приемов.
Существует метод развития детей с ограниченными возможностями – базальная стимуляция.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урайский специализированный Дом ребенка
План самообразования
Тема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА»
Подготовила: воспитатель
Степанова Елена Николаевна.
г. Урай 2019-2020г.
Введение
Дети с нарушениями ОДА — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений.
Физическое воспитание детей с нарушениями ОДА отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуют применения особых методов и приемов.
Существует метод развития детей с ограниченными возможностями – базальная стимуляция.
Педагогическая концепция метода разработана немецким педагогом А. Фрелихом в 1970-е годы. При разработке концепции А. Фрелих исходил из предположения, что движение, восприятие и коммуникация самым тесным образом взаимосвязаны. Благодаря созданию концепции базальной стимуляции, дети, которые раньше считались «необучаемыми», смогли пойти в школу.
Восприятие мира детьми с тяжелыми нарушениями развития весьма ограниченно и сосредоточено, в основном, на физическом контакте, посредством которого выражаются чувства и переживания. Базальная стимуляция позволяет компенсировать отсутствие опыта, способности двигаться у таких детей. Кроме того, такая стимуляция помогает ребенку – инвалиду воспринимать себя как часть социальной среды, дает возможность вступать в общение с окружающими. Через простые сенсорные упражнения ребенку с проблемами в развитии удается найти себя и освоить своё тело. Знакомые представления позволяют осуществить процесс элементарного обучения ребенка. Главная цель базальной стимуляции – стимуляция и сопровождение индивидуальных обучающих процессов, личностно – ориентированная передача человеку информации о нём самом, других людях и об окружающем мире. Таким образом, основная цель базальной стимуляции - посредством развития восприятия собственного тела дать понять ребёнку с нарушениями ОДА, что он в состоянии самостоятельно оказывать влияние на окружающий мир.
Актуальность. Ребенок, не имеющий психофизических отклонений, активно осваивающий окружающий мир и получающий удовольствие от движения, – естественная картина развития ребенка. Развития детей с нарушениями ОДА во многом отличается от развития здоровых детей. Базальная терапия помогает снизить количество страхов и комплексов до минимума и создать более понятный образ окружающего мира у людей с ограниченными возможностями. Это не просто метод, а современная концепция организации ухода за ребенком, образ жизни, позволяющий улучшить качество жизни ребенка с нарушениями, ОДА.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА»
Цель: Изучение и анализ эффективности использования метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА.
Задачи:
- Изучить литературу, касающуюся использования метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями, ОДА.
- Разработать систему использования базальной терапии в работе с детьми с нарушениями ОДА.
- Создать условия для использования базальной терапии в работе с детьми с нарушениями ОДА.
- Обеспечить развивающую среду дополнительным материалом (различные массажные мячики, щеточки и т. п.)
- Развивать двигательную активность (мелкую и общую моторику) с помощью метода базальной стимуляции.
- Развивать всестороннюю гармоническую личность ребенка путем использования базальной терапии.
Ожидаемые результаты:
∙ улучшение качества жизни детей;
∙ повышение уровня двигательной активности детей;
∙ динамика уровня освоения двигательно-моторных навыков детей.
Этапы работы.
- Информационно-педагогический блог.
Анализ современных программ, здоровье-сберегающих технологий; | Июнь-июль 2019г. |
Изучение методической литературы, периодических изданий; | Июль-август 2019г. |
Изучить опыт работы сетевых обществ, для обмена опытом с другими регионами (социальная сеть работников образования ns portal.ru). | В течение всего учебного года 2019-2020г. |
Создание предметно-развивающей среды в отделении; | В течение всего учебного года 2019-2020г. |
Создание картотеки игр-упражнений, пособий; | В течение всего учебного года 2019-2020г. |
- Работа с детьми
Соблюдение оптимального двигательного режима; массаж на основе базальной стимуляции; игры- занятия по развитию двигательной активности детей с применением базальной стимуляции; включение игр-упражнений по развитию двигательной активности детей в режимные моменты; | В течение всего учебного года 2019-2020г. |
| Сентябрь 2019г |
| Октябрь 2019г |
| Ноябрь 2019г |
| Декабрь 2019г |
| Январь 2020г. |
| Февраль 2020г |
| Март 2020г |
| Апрель 2020г. |
| Май 2020г |
- Работа с воспитателями Дома ребенка
Подготовить консультацию для воспитателей «Метод базальной стимуляции» | Сентябрь-ноябрь 2019г |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с воспитателями. | В течение всего учебного года 2019-2020г. |
Список использованной литературы.
- Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития/ И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007.
- Фишер, Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии Э. Фишер. — Мн.: Белорусский Экзархат — Белорусской православной церкви, 1999.
- Эльнебю, И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей И. Эльнебю. — Мн.: Белорусский Экзархат — белорусской православной церкви, 1999.
- Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997.
- Бадалян Л.О., ЖурбаЛ.Т. Детский церебральный паралич. Киев ,1988.
- Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Москва 2004 год.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты.
Консультация для воспитателей Дома ребенка
на тему «Метод базальной стимуляции»
Характеристика метода базальной стимуляции.
Осознание собственного тела и, как следствие, собственного Я является базовой образовательной потребностью для ребенка с нарушениями ОДА. Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:
- восприятие и осознание границ собственного тела;
- восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия;
- восприятие и различение отдельных частей тела и их функций.
Развитие восприятия и осознания собственного тела способствует развитию моторики и рассматривается как необходимое условие формирования познавательных, бытовых и трудовых, коммуникативных и социальных умений ребенка. Чем обширнее ребенок приобретает опыт в данной области, тем интенсивнее проходит развитие его отношений к себе, другим людям, предметному и социальному миру.
В качестве основного метода развития восприятия и осознания собственного тела мы используем базальную стимуляцию, или раздражение. «Базальная стимуляция – метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, пробивающими ограничения, раздражителями с целью оказания ребенку помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей» (А. Фрелих).
Базальная стимуляция – это не техника, это современная концепция организации повседневного ухода. Базальная стимуляция предназначена для детей, у которых самостоятельная сенсорная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей.
По мнению А. Фрелиха, данная система может обеспечивать уровень восприятия, который мы наблюдаем у здорового ребенка в конце четвертого месяца жизни. Термин «базальная» от греческого basis – основа, означает, что используемые раздражители очень просты и сокращены до минимума. Тактильные прикасания, обхватывания, вестибулярные покачивания и поворачивания отдельных частей тела, надавливания.
Стимуляция от латинского слова stimulate– побуждать происходит при помощи пассивных раздражителей, количество, тип и длительность которых определяются педагогом с учетом исходного состояния и личных предпочтений ребенка.
Стимуляция, по А.Фрелиху осуществляется во всех областях ощущений (тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых). На первых порах ведущим является пассивное раздражение, осуществляемое взрослым.
Виды базальной стимуляции
В процессе базального воздействия стимулируются следующие области восприятия: - соматическая,
- вестибулярная вибрационная,
- оральная.
Соматическая базальная стимуляция — развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Для детей с нарушениями ОДА соматическая стимуляция — один из немногих каналов развития. Педагог своими руками «лепит» тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. Многие дети с нарушениями ОДА реагируют на прикосновения очень негативно, что относится к тактильной защите. Тактильная защита зависит от неспособности ребёнка справиться с неприятными ощущениями от прикасаний к нему. Эти дети нуждаются в телесном контакте, но нужно соблюдать определённые правила соматической стимуляции во взаимодействии с ними. Прикасания должны быть уверенными, непрерывными, контрастными, и симметричными в отношении парных частей тела. Прикасания выполняются каждый раз в одной и той же последовательности и направлении, чтобы они не были неожиданными и давали возможность ребёнку ориентироваться в ситуации. Рекомендуется следующая последовательность соматической стимуляции:
1 - туловище,
2 - конечности (руки, ноги),
3 - лицо.
Прикасания начинаются на туловище от плечевого пояса к поясничному отделу и переходят на конечности. Стимуляция рук осуществляется в направлении снизу вверх от кисти к плечу. Прикасания к ногам выполняются в направлении сверху вниз от бедра к стопе. Прикасания к поверхности лица происходят исходя из принципа движения изнутри наружу. Прикасания должны сначала осуществляться в удалении от области рта и лишь постепенно приближаться к губам и ротовой полости.
При выполнении прикасаний руки педагога расслаблены и свободно скользят по телу. Выполняются все прикасания медленно, ритмично за 1 минуту следует выполнить примерно 24-26 скользящих прикасаний. На ровных и обширных поверхностях тела спина, живот, грудь применяется плоскостное прикасание. При плоскостном прикасании кисти рук расслаблены, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Следует избегать нажатий на позвоночник. Для стимуляции верхних и нижних конечностей используют обхватывающее прикасание. Производят обхватывающее прикасание расслабленной кистью руки, при этом большой палец отведен в сторону, а остальные сомкнуты. Руки педагога должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы, кольца и все прочее, что может доставить ребенку неприятные ощущения, на время проведения соматической стимуляции следует снять. Одежда педагога должна быть удобной и легкой, не стесняющей движения и оставляющей руки открытыми до локтей. Для соматической стимуляции можно использовать следующие вспомогательные материалы: губки; массажные перчатки; перчатки из различных тканей материя, шерсть, кожа; платки или ткани различной фактуры махровые, хлопковые, шёлковые, велюровые; полотенца; подушечки с наполнителями; мягкие игрушки; фен. Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут в зависимости от возраста ребёнка и количества охватываемых областей тела.
Соматическая стимуляция включается в мероприятия по уходу ребёнком с тяжёлыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития. Она создаёт условия для более тёплого и доверительного общения при выполнении гигиенических процедур, кормлении, одевании, раздевании и не должна превращаться в механистическую тренировку.
Вестибулярная базальная стимуляция — развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях: движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево; движения в вертикальной плоскости вверх и вниз; поступательно-возвратные движения вперед и назад.
Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей. Дети с нарушениями ОДА не всегда адекватно реагируют на изменение положения тела в пространстве. Слишком быстрые покачивания, повороты или другие движения могут привести к головокружению, тошноте, перевозбуждению или беспокойству. В этой связи следует избегать вращательных движений, использовать опоры при изменении положения тела ребёнка, стабилизировать положение головы для свободного обзора. Восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия формируется при выполнении следующих упражнений:
- медленные повороты и наклоны головы; покачивание в позе эмбриона;
- повороты туловища на бок;
- повороты со спины на живот; повороты туловища в стороны;
-встряхивание рук и ног;
- приведение тела в вертикальное положение; покачивание на коленях,
- гимнастическом мяче, качелях, в гамаке.
Все перечисленные упражнения выполняются при физической поддержке педагога. Длительность вестибулярной стимуляции должна определяться индивидуально, однако необходимо следить за тем, чтобы треть времени занятия уходила на отдых. Наиболее пригодными вспомогательными средствами вестибулярной стимуляции являются надувные предметы: мячи, бревна, круги, шины, качели, подвесная лежанка-платформа, батут, пружинные матрацы, подушки.
Вибрационная базальная стимуляция — развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Этот вид чувствительности можно назвать контактным слухом. При вибрационной стимуляции на тело или его часть оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующие игрушки, подушки, кресла, электрические приборы электрическая зубная щётка, массажер, камертон, музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью и др. При помощи колебательных движений ребёнок с нарушениями ОДА получает информацию о строении скелета.
Мероприятия по вибрационной стимуляции следует начинать с удалённых от туловища частей тела, например, с фаланг пальцев ног. Стимулирующий предмет должен прикасаться точно к кости. Вибрационную стимуляцию следует применять к следующим органам костной системы: фаланги пальцев, пястные, запястные, локтевая, лучевая, плечевая кости верхних конечностей; фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренная кости нижних конечностей; рёберные дуги. Вибрационное воздействие на позвоночник и кости черепа исключаются.
Вибрационная стимуляция выполняется на твёрдой поверхности в положении ребёнка лёжа на спине. Рекомендуется использовать механические вибрации с частотой колебаний от 10 до 200 Гц. Дозировка вибрационных воздействий должна быть индивидуальной. При проведении процедуры следует контролировать по ощущениям ребёнка интенсивность воздействий. Длительное применение одинаковой частоты вибраций может вызвать привыкание, удлинение процедуры по времени — утомление, поэтому показано изменение частоты воздействий. Продолжительность процедуры может составлять от 5 до 15 мин. Постепенное увеличение продолжительности процедуры позволяет организму адаптироваться к вибрационным воздействиям. Если стимулируется несколько областей, то суммарное воздействие на все зоны не должно превышать 12-15 мин, так как длительные по времени вибрации угнетают функции нервной системы.
Занятия по стимуляции не могут проводиться в механической форме, превращаясь в раздражающую терапию, и предложенные раздражители должны переживаться как осмысленные и целесообразные. Все действия с ребёнком нужно сопровождать эмоционально-смысловыми комментариями, предварительно оповещать о них. Очень важно в процессе стимуляции наблюдать за ребёнком, выделяя те раздражители, приёмы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Следует спрашивать ребёнка о его ощущениях и называть их. Можно несколько замедлять темп выполнения этих упражнений, чтобы стимулировать активность ребёнка.
Комплекс специальных игр и упражнений для детей с нарушениями ОДА с использованием метода базальной стимуляции:
- Использование фена.
- Втирание крема.
- Примерка шапок, перчаток, носков.
- Обведение контура тела массажным мячиком.
- Обведение контура тела ладони, стопы на бумаге.
- Растирание поверхности тела тканями различной текстуры.
- Рисование на спине тактильными ладошками.
- Поглаживание различных частей тела с их называнием.
- Постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками.
- Ощупывание тела ребёнка его руками.
- Опутывание тела ребёнка ленточками.
- Прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры.
- Обрызгивание жидкостью различных температур.
- Контакт с игрушками различных температур.
- Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.
- Завертывание ребёнка в плотную ткань.
- Прослушивание себя через стетоскоп.
- Размазывание по поверхности клейстера, пены для бритья.
- Оставление цветных отпечатков.
- Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры.
- Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша.
- Удержание вибрирующих игрушек.
- Манипулирование предметами одной или двумя руками.
- Толкание предметов руками, ногами ребёнка.
- Рассматривание себя в зеркале, на фотографии.
- Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка.
- Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности дорожке.
- Покачивание на большом мяче.
Базальная стимуляция даёт возможность детям с нарушениями ОДА осознать своё тело в жизненно важных элементарных ситуациях, базируется на удовлетворении личных потребностей в деятельности по уходу за ребёнком. Этот метод взаимодействий позволяет установить очень близкие и доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Игры и упражнения для детей с нарушениями ОДА направленные на развитие двигательной активности с использованием метода базальной стимуляции.
- Игра «Погремушка?»
Цель: упражнять в удерживании вложенного в руку предмета (погремушки), обучать захвату предмета самостоятельно ладонью, учить манипулировать погремушкой.
Усаживаю ребенка к себе на колени лицом к себе, улыбаюсь, показываю игрушку, читаю стишок
«Погремушка, погремушка,
Ты веселая игрушка
Погремушка погреми,
Нашу детку весели.»
Ребенок заинтересовывается игрушкой, пытается взять ее в руки, манипулирует игрушкой пытаясь ее удержать.
- Игра «Гуси-лебеди»
Цель: развитие равновесия тела при движении в верх в низ; тренировка умения ровно и устойчиво стоять при поддержке под мышки.
Беру ребенка руками за пояс и поднимаю вверх со словами «Гуси лебеди летели». А за тем опускаю со словами «На землю сели». Опускаю его вниз на некоторое время, поддерживаю его в стоячем положении на ножках, затем снова вверх. Повторяю упражнение несколько раз.
- Игра «Укрепление мышц рук с помощью палочки (погремушки)»
Цель: Тренировка укрепления мышц рук; упражнять в удерживании вложенного в руку предмета.
Малыш лежит на животе лицом к взрослому. Показываю ему палочку, даю крепко вцепиться в нее обеими руками. Теперь правой рукой обхватываю палочку между кистей малыша, тяну ее на себя, приговаривая
«Дай, дай, скорей отдай
А кто в руки не дается,
Тот с потехой остается!»
- Упражнение «На мяче»
Цель: тренирую равновесие, лежа на животе; тренировка поднимания и длительного удерживания головы в положении на мяче лежа на животе.
Кладу ребенка на большой мяч. Один взрослый фиксирует таз малыша, а другой удерживает вытянутые вперед ручки малыша в области кистей, при этом ребенок раскачивают вперед-назад.
- Упражнения: «Доползи до погремушки»
Цель: развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием; учить самостоятельно захватывать игрушку.
Перед ребенком на расстоянии вытянутой руки лежит погремушка. Расстояние 1 м. привлекаю внимание
«Погремушка, погремушка,
Ты веселая игрушка
Погремушка погреми,
Нашу детку весели.»
Побуждаю ребенка ползти, взять погремушку в руки. Затем предоставляю ребенку возможность самостоятельно действовать с игрушкой.
- Игра «Ладушки»
Цель: развитие телесной чувствительности посредством прикасаний к частям тела, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность.
Плавными движениями поглаживаю малышу руки сверху в низ, затем также ноги, рассказываю малышу стишок:
«Мыли мылом руки. Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки, Ладушки – ладошки!»
Затем беру руки малыша в свои и хлопаю его ладошками по разным частям тела.
- Игра «Чики-чики-чикалочки»
Цель: развитие равновесия тела при движении в лево в право.
Кладу малыша вдоль надувного бревна. Поддерживая ребенка, покачиваю его из стороны в сторону, побуждая переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя с малышом, читаю
«Чики-чики-чикалочки.
Едет Ваня на палочке.
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.»
- Игра «На зеленом на лужку»
Цель: развитие равновесия тела при движении в верх в низ; тренировка умения ровно и устойчиво стоять при поддержке под мышки.
Взять ребенка под мышки и спеть ему песенку, медленно вертикально приподнимаем и опускаем ребенка, побуждая пружинить ножками.
«На зеленом на лужку,
Мотыльки летают,
И с цветочка на цветок,
Весело порхают.»
- Игра «Маленькие ножки шуршат по дорожке»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного восприятия; стимулировать ползание на спине и укреплять мышцы ног; вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение движений ногами.
Ребенок лежит на спине, в ногах у ребенка шуршащий пакет, голова немного приподнята на подголовнике; воспитатель читает стихотворение, стимулируя ребенка выполнять движения ногами – шуршать.
Шуршат осенние кусты,
Шуршат осенние листы,
Шуршит камыш,
И дождь шуршит.
Что это? - Осень к нам спешит.
- Упражнение «Где?»
Цель: развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием; учить самостоятельно захватывать игрушку.
Перед ребенком на расстоянии вытянутой руки лежит веревочка с кольцом, привязанная к машинке. Расстояние 1 м. привлекаю внимание к кольцу, привожу его в движение, называю его, побуждаю ребенка ползти. Кольцо с веревочкой приводит в движение машинку. Если ребенок не может осуществить описанные движения, разыгрываю их перед малышом. Затем предоставляю возможность самостоятельно действовать с кольцом. Аналогично проводятся с другими игрушками.
- Игра «Гули-голубочки»
Цель: Стимулирование радостного настроения, доверительное отношение к взрослому; развитие равновесия тела при движении вверх-вниз.
Кладу малыша к себе на колени. Напеваю малышу, машу его ручками, как крылышками, качаю ребёнка вверх-вниз.
«Прилетели гули, гули-голубочки.
Сели на головку, на головку Ване сели.
Ты мой Ванюшенка.
Помаши ладошкой: кыш, гули кыш!»
- Упражнение «Игрушки цыпочкой»
Цель: развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием; учить самостоятельно захватывать игрушку.
Раскладываю игрушки цепочкой с интервалом 40-50 см. одну от другой, располагаю их змейкой. Положение предметов по отношению к ребенку произвольное. Взрослый показывает первую игрушку, встряхивает ее, привлекает внимание звуком, побуждает ребенка подползти к предмету. Если малыш взял предмет в руки, взрослый предоставляет ему возможность манипулировать им самостоятельно, затем привлекает его внимание ко второй и т.д. Таким образом ребенок меняет положение тела, учится ползать.
- Игра «Держи-не урони»
Цель: упражнять в удерживании вложенного в руку предмета (сосновой шишки), обучать захвату предмета самостоятельно ладонью.
Ребенка в положении сидя, воспитатель читает стихотворение и побуждает ребенка выполнить действие согласно тексту.
В сосновом бору,
Прохладно в жару,
Шишечку с тобой найдем,
Крепко в руку мы возьмем!
- Игра «Катится колючий ежик»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной стимуляции; учить ребенка не противиться действиям воспитателя; развивать положительное отношение к занятиям с педагогом.
(Ребенок сидит на кресле в удобном положении; воспитатель читает стихотворение и массажным мячиком выполняет действия согласно тексту)
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек.
Он по ручкам вверх спешит.
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек.
Он по ножкам вверх спешит.
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
- Использование фена.
Цель: развитие чувствительности конечностей тела к колебаниям воздуха.
Ветерок побежал по ручке. Лови ветерок. Как приятно!
По другой ручке побежал ветерок.
Ветерок побежал по ножке, по другой ножке.
- Игра «Куда бежите, ножки?»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного восприятия; учить не противиться сопряженным действиям с воспитателем; вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение движений ногами.
(ребенок в положении полусидя у неё на коленях; воспитатель читает стихотворение и выполняет движения ногами ребенка)
Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
- Поглаживание частей тела (ручек) с их называнием. Втирание крема.
Цель: приучить ребенка к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители.
Педагог гладит ручку ребенка.
«Ласка – ласочка»
Погладь ты свою ручку.
То же с другой ручкой.
Помажем ручки кремом.
Понюхай: ах, как пахнет!
- Упражнение «Кач-кач»
Цель: развитие общей моторики ребенка, вестибулярная стимуляция.
Ребенок сидит (или лежит) на мяче фитболе. Воспитатель осторожно раскачивает ребенка, проговаривая «к-а-а-а-ч, к-а-а-а-ч»
- Игра «Яблоки созрели»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного восприятия; учить не противиться сопряженным действиям с воспитателем; вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение движений руками.
Воспитатель сидит на мате, ребенок - в положении полусидя у неё на коленях. Воспитатель читает стихотворение и выполняет сопряженные движения с ребенком.
Яблоки созрели!
Фруктов – урожай!
Собирай быстрее,
Ручкой поднимай! (выполняем сопряженные действия-руки вверх)
Соком налитые,
Хрусткие плоды.
Солнышка родные,
Осенние следы. Круглые. (выполняем сопряженные действия–круг руками) Полную корзинку
С тобою соберем.
И домой скорее
Ребяткам понесем (выполняем сопряженные действия-руки вниз)
- Упражнение «Догони мяч».
Цель: развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием; учить самостоятельно захватывать игрушку.
Ребенок лежит на полу, воспитатель обращает его внимание на мячик, слегка подталкивает его, просит ребенка его догнать.
- Игра «Агу, агу, агушеньки»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной стимуляции; побуждать ребенка удерживать, вложенный в руку(-ки,)предмет; учить не противиться сопряженным действиям с воспитателем.
Воспитатель сидит на мате, ребенок - в положении полусидя у неё на коленях; воспитатель читает стихотворение и выполняет сопряженные движения с ребенком.
Агу, агу, агушеньки!
Яблоко… (имя ребенка)
- Прямо в руки
- Прыг-скок! Ну-ка, съешь меня, дружок!
Круглобокое, Краснощекое.
- Посыпание частей тела (ручек) крупой.
Цель: стимулировать длительное эмоционально окрашенное взаимодействие ребенка с педагогом с помощью различных тактильных раздражителей.
Спрячем ручки. Нет ручек.
Где ручка? Вот ручка! Ванина ручка.
Где другая ручка? Вот ручка!
- Игра «Еду-Еду!»
Цель: Стимулирование радостного настроения, доверительное отношение к взрослому; развитие равновесия тела при движении назад в перед.
Сажаю ребенка к себе на колени, лицом к себе.
Еду-еду к бабе, к деду.
На лошадке в красной шапке,
По ровненькой дорожке,
На одной ножке.
В ямку - бух! Упаду! Упаду!
При последних словах имитирую падение, при этом удерживаю ребенка, приподнимаю, подтягиваю его к себе, обнимаю.
- Игра «Ветерок»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной стимуляции; побуждать ребенка поймать «ветерок»; учить не противиться сопряженным действиям с воспитателем.
Воспитатель фиксирует ребенка в положении сидя на мягком модуле, держит в руке султанчик и произносит слова стихотворения.
Ветерок, подуй сильней,
Развей ленточки скорей!
Вей. Вей ветерок,
Догони его, дружок! (воспитатель начинает размахивать султанчиком. Стимулируя ребенка поймать «ветерок»)
- Упражнение «Качели»
Цель: развитие тактильной вестибулярного аппарата, развитие чувствительности; установление эмоционального контакта.
Фиксируем тело ребенка на мяче фитболе, поддерживая его спинку и головку, медленно покачивает ребенка назад-вперед; воспитатель, находясь лицом к ребенку напевает песенку-потешку, контролируя эмоциональную реакцию ребенка на происходящее.
Ой, качи, качи, качи,
Прилетали грачи,
Продавали калачи.
Прибежал малышка,
Схватил калачишко:
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын.
Я на елке рос,
Меня ветер снес.
Я упал на пенек,
Стал кудрявый паренек.
- Игра «Мои игрушки»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного восприятия; стимулировать движение руки к игрушке; вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение движений руками.
Ребенок лежит на животе, воспитатель на расстоянии 1-1.5 м. демонстрирует ребенку игрушки, стимулируя его ползти к игрушке, взять игрушку.
Много разных интересных
У меня игрушек,
Я совсем уже большой,
Достаю до них рукой.
- Примерка варежек.
Цель: стимулировать длительное эмоционально окрашенное взаимодействие ребенка с педагогом с помощью различных тактильных раздражителей.
Спрячем ручку в домик. Где ручка? Нет ручки! ( то же с другой ручкой )
Снимай варежку. Вот ручка!
- Упражнение «Баба сеяла горох»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного восприятия; учить не противиться сопряженным действиям с воспитателем; вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение движений ногами.
Сидя на фитболе, воспитатель читает стихотворение и выполняет сопряженные действия с ребенком.
За селом у двух дорог, Ох-ох-ох. (качаемся вправо/влево)
Баба сеяла горох, Ох-ох-ох. (качаемся вправо/влево)
Лук взошел, а не горох, Ох-ох-ох. (качаем руками вправо/влево)
Да еще чертополох, Ох-ох-ох. (качаем руками вправо/влево)
Баба руки развела, Ох-ох-ох. (разводим руки)
Видно, память подвела, Ох-ох-ох. (руки на голову)
- Игра «Неваляшка»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем создания условий для возникновения движения руки; побуждать ребенка толкнуть неваляшку; учить не противиться сопряженным действиям с воспитателем.
Ребенок лежит на животе, воспитатель демонстрирует ребенку игрушки, стимулируя его протянуть руку к игрушке, дотронуться до неё, толкнуть игрушку, играть с игрушкой.
Влево-вправо, влево-вправо
Весело качается.
Влево-вправо, влево-вправо
На пол не роняется.
- Игра «Зайка»
Цель: развитие общей моторики ребенка, вестибулярная стимуляция.
Ребенок сидит на мяче фитболе; воспитатель читает стихотворение, покачивая ребенка на мяче.
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку-бух!
- Игра «Где же ручки?»
Цель: формировать интерес ребенка к собственному ориентированию.
Спрячь ручки за спинку.
Прячем ручки мы назад,
Не хотим их показать.
Где ручки? Нет ручек.
Вот они, ручки!
- Игра «Озорные погремушки»
Цель: упражнять в удерживании в руке предмета (погремушки), обучать захвату предмета самостоятельно ладонью, учить манипулировать погремушкой.
Потребуется несколько погремушек с удобной ручкой. Удерживая их в одной руке, гремите ими, напевая народную песню:
Расплясались девицы-красавицы,
Разыгрались милые подруженьки.
Ай, люли, люли, люли,
Разыгрались милые подруженьки!
В конце песни радостно, заражая своими эмоциями малыша, разбросайте погремушки так, чтобы он захотел их взять. Побудите ребенка взять игрушку в ручки и греметь, сопровождая действия пением. Заканчивайте движения погремушки с окончанием пения. Повторите игру в другом месте, стимулируя малыша к движению и звукоподражанию.
- Сенсорно – ритмическая игра. Обведение контура тела ребенка массажным
мячиком.
Цель: приучить ребенка к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители; стимулировать длительное эмоционально окрашенное взаимодействие ребенка с педагогом с помощью различных тактильных раздражителей.
Ребенок лежит на коврике.
Бежит ежик по дорожке,
По Аринушкиной ножке.
По туловищу бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Вот по ручке побежал
И совсем ёж не устал.
Бегает туда – сюда.
А что это? Голова.
По другой ручке побежал,
Ручку он пощекотал.
По туловищу он бежит,
Всё пыхтит, пыхтит, пыхтит.
По другой ножке побежал.
Хватит! Ёжик наш устал.
Педагог обводит контуры тела ребенка своими руками, затем ручками ребенка.
Кто это? Это Ваня.
Вот ручки. Чьи это ручки? Ванины ручки.
- Игра «Дай мне, пожалуйста...»
Цель: развитие предметного общения; понимания обращенной речи; эмоционального контакта, навыков игры в паре; находить предметы в комнате по просьбе взрослого; развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием; учить самостоятельно захватывать игрушку.
Задайте ребенку вопрос: «Где у Вани мячик?» Малыш начинает искать глазами мячик, пытаться двигаться в его направлении. Когда искомый предмет окажется у него в руках, попросите ребенка: «Дай мне, пожалуйста, мячик». После того как вы получите мячик, похвалите ребенка, скажите ему спасибо, обязательно скажите несколько слов об игрушке: «Круглый мячик, красивый, а какой прыгучий, посмотри, как прыгает!» Подбросьте его вверх, когда он начнет прыгать, радостно скажите: «Весело прыгает, раз, два, три, давай его догоним». После этого попытайтесь вместе с ребенком наперегонки догнать мяч. Проделайте нечто подобное и с другими игрушками, импровизируйте, после игры вместе уберите игрушки на место.
- Игра «Кто уснул под дубком?»
Цель: развитие предметного общения; понимания обращенной речи; эмоционального контакта, навыков игры в паре; находить предметы в комнате по просьбе взрослого; развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием.
Плюшевого мишку накройте платком. Находясь с малышом недалеко от игрушки, покажите на неё, побуждая у него интерес, напевая тихим голосом:
Кто уснул под дубком
И накрылся кожушком?
Тс-с-с! Тс-с-с!
Ой, тише! Не шуметь!
Может, это спит медведь!
Дайте возможность малышу посмотреть, что находится под платком. При этом напевая:
Этот гость в один присест,
Как проснётся, всех поест!
- Игра «Ползуны»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной стимуляции; учить не противиться сопряженным действиям с воспитателем.
Фиксируем ребенка в положении сидя, воспитатель читает стихотворения, выполняя действия; при этом находясь лицом к ребенку.
По руке ползет букашка
Ой, какой очаровашка!
По ноге ползет жучок
Что я вам, большой цветок?
- Игра «Где у нас курносый нос?»
Цель: Игра для поддерживания доверительных отношений, стимулирования улыбки, «комплекса оживления»; развиваем зрительное, тактильное восприятие; стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной стимуляции; учить не противиться сопряженным действиям с воспитателем; познаем свое тело.
Возьмите ручку ребенка, обхватив её за локоток, и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до губ, щек, носа и т.д. Затем руками ребенка дотрагиваемся до частей его тела согласно текста:
У меня такой вопрос: где у нас курносый нос?
Где же глазки наши? Нет их в мире краше!
Где же наши щечки, щечки-лепесточки?
Где же наши ушки? Ушки-лопоушки!
Где у нас волоски? Вот они, в прическе!
Где у нас головка? Покиваем ловко!
Где же наши губки? Где же наши зубки?
Где же ручки наши? Вот мы их покажем!
Где же наши пальчики, Маленькие мальчики?
Где у нас ладошки? Похлопаем немножко!
Где же наши ножки? Походим по дорожке!
Где же пятки наши? Вот сейчас мы спляшем!
- Игра «Ножки пляшут тра-та-та»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного восприятия; укреплять мышцы ног; вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение движений ногами.
Поставите малыша между своими ногами придерживая его под мышки. Весело напевая народную песню, пружиня ногами, стимулируйте ребёнка к отталкиванию от пола под ритм мелодии:
Ножки пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та-та, та-та-та!
Вот как пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та-та, та-та-та!
Заканчивая песню - прекращайте движения.
- Игра «Чобиток»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной стимуляции стоп ноги.
Куй-куй чобиток (четыре раза коснуться пальцем стоп ребенка)
Подай бабка молоток (коснитесь подошвы стопы кулаком)
Не дашь молотка (погладить ладонью ножку)
Не подкую чобиток.
- Упражнения «Ладушки»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной стимуляции ладоней и пальцев кисти.
— Ладушки, (говорите вы)
–Ладушки. (и выпрямляете пальчики малыша на своей ладони).
— Где были? У бабушки! (соедините его ручки ладошка к ладошке).
— Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши).
— Что пили? Бражку! (ещё раз).
— Кыш, полетели, на головку сели! (это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности).
- Игра «Два жука»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной стимуляции; учить ребенка не противиться действиям воспитателя; развивать положительное отношение к занятиям с педагогом.
Ребенка фиксируем в положении сидя на мягком модуле; воспитатель читает стихотворение и выполняет сопряженные действия с ребенком согласно тексту.
На полянке два жука
Танцевали гопака:
Ручками – хлоп, хлоп. (Хлопаем руками ребенка)
Правой ножкой топ, топ! (Топаем правой ножкой ребенка)
Левой ножкой топ, топ! (Топаем левой ножкой ребенка)
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (Тянемся вверх)
- Игра «Тучка»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем стимуляции двигательной активности рук ребенка.
Фиксируем тело ребенка сидя; воспитатель, читая стишок, стимулирует двигательную активность ребенка с помощью игрушки-тучки с капельками. Расшалился ветерок
И толкнул он тучку в бок.
Тучка плакать начала
– Луг слезами залила.
- Игра "Мы на луг ходили…"
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем стимуляции двигательной активности рук ребенка.
Положите малыша на пеленальный стол на спину. Напевая песенку, выполняйте следующие действия: потряхивая, разводите детские ручки в стороны, а затем прижимайте их к груди (2-3 раза); потряхивая, сгибайте и разгибайте детские ножки; поглаживайте ручки и ножки малыша, наклоняйтесь над малышом, щекочите его, тормошите за грудку:
Мы на луг ходили,
Хоровод водили,
Вот так на лугу
Хоровод водили.
Да-да-да-да
Хоровод водили.
Задремал на кочке
Зайка в холодочке,
Вот так задремал
Зайка в холодочке.
Да-да-да-да
Зайка в холодочке.
Зайка, просыпайся,
Ну-ка, поднимайся!
Вот так, не ленись,
Ну-ка, поднимайся!
Да-да-да-да
Ну-ка, поднимайся!
- Игра “Летал мотылек…”
Цель: Игра для поддерживания доверительных отношений, стимулирования «комплекса оживления»; развиваем двигательную активность; развивать равновесия тела при движении в лево в право; развивать упор рук; учить узнавать свое отражение в зеркале.
Положите ребенка вдоль надувного бревна, покачайте из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела то на одну руку и ногу, то на другие. Следите, чтобы при сохранении равновесия ладошка полностью была раскрыта и плотно прилегала к полу. Напевайте ему песенку:
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Присел отдохнуть
На душистый цветок.
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Присел подремать
На прохладный пенек!
Повторите игровые действия несколько раз, убедитесь, что они доставляют малышу удовольствие. Потом положите его к себе на руку так, чтобы его голова опиралась на ваше плечо и была направлена вперед. В такой "люльке" малыш чувствует себя в безопасности и одновременно может разглядывать все вокруг. Поднесите малыша к зеркалу, ласково приговаривая потешку. Дайте ему возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его ручки на зеркало, постучите пальчиком о зеркало, привлекая внимание малыша к своему отражению.
- Игра «Мишка косолапый»
Цель: Игра повышает настроение; позволяет ребенку совершать разнообразные двигательные действия, способствует физическому развитию; формирует умение имитировать слова стихотворения; развивает эмоции, произвольное внимание, слух, зрение, речевую память, развивает чувство ритма, быстроту реакций; творческую фантазию и воображение.
Мишка косолапый по лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает, в корзиночку кладет. (собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка - прямо мишке в лоб! (бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился и ногою - топ. (топаем ногой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Использование прогулки в целях развития двигательной активности детей ". ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Личностный вклад в развитие двигательной активности детей....
План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....
Нескучный досуг с использованием нестандартного оборудования для развития двигательной активности детей
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.ЭТО ИНТЕРЕСНО.НЕСКУЧНЫЙ ДОСУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей в условиях реализации ФГОС ДО»...
План работы по самообразованию. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....
Консультация для воспитателей на тему: «Использование нестандартного оборудования для развития двигательной активности детей»
Консультация для педагогов дошкольного образования...