Использование дидактического набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ.
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)

Методические рекомендации содержат описание 4-х  игровых заданий с использованием набора Фребеля для развития познавательной сферы  детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_po_ispolzovaniyu_nabora_frebelya.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 22»

Методические рекомендации

«Использование игрового набора «Дары Фребеля»

 в коррекционно-развиващей работе педагога-психолога

 с детьми  старшего дошкольного возраста.»

Составитель:

Педагог-психолог Казанова О.В.

г. Ярославль, 2024г.

Оглавление

 

I

Введение

3

II

Игровые задания

  1. Засели дом

5

  1. Логические цепочки

7

  1. Привередливый фотограф

8

  1. Плоскостное конструирование

8

III

Список литературы

10

IV

Приложение

11

  1. Введение

В настоящее время дошкольное образование, являясь ступенью общего образования, направлено на обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного детства), обогащение (ампфликацию) детского развития.  Эти процессы должны быть организованы через специфические для дошкольников виды деятельности – общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность.

Игра, являясь ведущей деятельностью ребенка, имеет огромный развивающий потенциал. В игровой деятельности происходит формирование всех познавательных способностей ребенка: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Развивается и обогащается речь, расширяется кругозор ребенка. В игре дети учатся договариваться друг с другом, проявляют организаторские качества. Волевая сфера ребенка развивается в игре через необходимость подчиняться правилам, проявлять настойчивость при решении игровой задачи, сдерживать эмоциональные реакции. Тем самым в игре развиваются все стороны личности ребенка.

         Впервые игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка стал рассматривать немецкий педагог Фридрих Фребель. В первой половине 19в. им  были сформированы идеи развивающего воспитания и обучения, а также разработаны развивающие игры.  Педагогические идеи Ф.Фребеля связаны с деятельностной природой детей, важностью эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром. Среди педагогических идей Ф. Фребеля особое место занимает идея выбора предметов-посредников, с помощью которых ребенок учится познавать окружающий мир.  Такими предметами-посредниками стали разработанные им «дары». В настоящее время «Дары Фребеля» – это дидактический материал для детей дошкольного возраста, который используется для развития социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики, познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей. Несмотря на давнюю историю создания, дидактический набор «Дары Фребеля» сохраняет свой  развивающий потенциал и, более того, в эпоху раннего приобщения дошкольников к гаджетам, является хорошей  альтернативой  и средой для плодотворного, развивающего общения взрослого с  ребенком.

В настоящее время дидактический набор «Дары Фребеля» может использоваться не только в общепедагогической деятельности воспитателя ДОУ, но и для решения коррекционно-развивающих задач педагога-психолога, в частности задачи  развития  познавательной сферы личности дошкольника.

     Цель данной методической разработки: создать условия для коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем разработки и описания игр с использованием дидактического набора «Дары Фребеля».

        Задачи:

 - развитие зрительно-моторной координации,

- развитие пространственной ориентации

- развитие концентрации и устойчивости внимания

- развитие логического мышления

         Предлагаемые в рекомендациях игры построены на основе общеизвестных в психологии и коррекционной педагогике  принципах развития когнитивной сферы ребенка. Новизна заключается в приложении данных принципов на редко используемый  в коррекционной работе  дидактический набор «Дары Фребеля».

                Данные методические рекомендации могут быть полезны педагогам-психологам, дефектологам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми  старшего дошкольного возраста. Предложенные игры можно включать как составную часть в любую  программу по развитию познавательных способностей, используемую специалистом.

          Используемое  в играх оборудование:  

Модуль 7 – «Цветные фигуры»

Модуль 8 – «Палочки»

Модуль 9 – «Кольца и полукольца»

Модуль 10 – «Фишки»

II. Игровые задания

  1. Игра «Засели дом»

Оборудование: модуль 10 или модуль 7, бланки формата А4 с игровым полем  по количеству играющих детей. На бланках предварительно начерчено игровое поле размером 3*3 клетки (усложненный вариант - 4*4 клетки), символизирующее дом. В доме – 3 этажа и 3 подъезда (или соответственно – по 4).  

Содержание игры.    

      Игра имеет несколько вариантов и уровней сложности в зависимости от возраста детей и реализуемых целей.  В игре используется модуль 10 набора Фребеля. Если игровое поле 3*3, то используется по 3 фишки 3-х цветов, т.е. 9 фишек. При игровом поле 4*4 соответственно 16 фишек (по 4 фишки 4-х цветов).

Фабула игры. «В доме живут цветные жители. По утрам они уходят на работу, а вечером  возвращаются домой: кто-то раньше, кто-то позже. Цветных жителей в доме много, но они все расселились по определенному правилу». В зависимости от уровня сложности игры предлагаются разные правила расселения жителей.

1 этап.

Первоначально, на этапе освоения игры,  играем на поле 3*3.  Проговариваем и показываем с детьми в доме верхний, средний и нижний этажи; правый, средний и левый подъезды. При необходимости для лучшей пространственной ориентации левая рука ребенка маркируется браслетом. На этом этапе правило расселения жильцов – «на каждом этаже живут жители определенного цвета». Далее ведущий диктует, например: «На верхнем этаже живут красные жители, на нижнем- зеленые, на среднем – желтые.» Дети на своих бланках расставляют фишки.

2 этап.

На этом этапе ребенок осваивает расселение по подъездам. Правило – «в каждом подъезде живут жители определенного цвета». После освоения 1 и 2 этапов игры можно ввести при расселении жильцов правило отрицания. Например, «На верхнем этаже живут не красные и не зеленые жители.» При этом ребенок  делает выбор из 3 цветов.

 3 этап.

На этом этапе ребенок осваивает расселение по конкретным «квартирам». Ведущий объясняет, как «найти» нужную «квартиру»: провести глазами (или пальцами) линии от названных «координат» до точки их пересечения. Например, «верхний этаж правый подъезд -  живет красный житель.» На этом этапе игры можно использовать 9 фишек разного цвета и ведущий поочередно называет все  «квартиры» для заселения.

4 этап.

На этом этапе вводится правило: «Жители расселились так, чтобы на этаже и в подъезде одинаковых по цвету не было.»  

Далее ведущий диктует, житель какого цвета в какой квартире живет. Дети на своих бланках расставляют фишки. Возможны 2 варианта (уровня сложности). 1 вариант: ведущий называет все «квартиры» и затем вместе с детьми анализируют правило этого этапа игры. После освоения 1-го варианта вводим 2-ой вариант: ведущий называет все квартиры, кроме одной. Дети должны «догадаться», кто живет в пустой квартире, используя  принцип - «цвет жителей на этаже и в подъезде не повторяется», и поставить соответствующую фишку. Т.к. основной принцип игры – от простого к сложному, то на данном этапе игры  «пустой», незаселенной квартирой остается одна.

5 этап.

Постепенно по мере освоения игры, количество «пустых» квартир увеличивается. При игровом поле 3*3 – до 5 квартир.

6 этап.

     Усложненный вариант игры – поле 4*4. В данном варианте необходимо предварительное обозначение этажей и подъездов. Подъезды, например, обозначены цифрами, этажи – буквами (известными детям) по принципу шахматной доски. Можно обозначить этажи и подъезды заранее, а можно предоставить возможность детям каждый раз маркером подписывать перед началом игры, тем самым тренируясь в начертании образа соответствующей буквы/цифры. Для этого бланки предварительно заламинировать или использовать «Игровизоры» В. Воскобовича. На этом этапе игры количество «пустых» квартир увеличиваем также постепенно, доходя  до 7 квартир.  

Дополнение: В данной игре можно периодически менять образ «жителей»: вместо набора 10 (Фишки) использовать набор 7 (Геометрические фигуры). При использовании набора 7 в данной игре появляется еще один признак, который ребенок должен иметь в поле внимания – форма, тем самым уровень сложности еще повышается, т.к. ребенок удерживает в поле внимания  2 признака «жителя» - цвет и форма. Также набор 7 можно использовать на 1 и 2-ом этапах игры, но при этом используем только один признак фигур, например, цвет.

  1. Игра «Логические цепочки»

Оборудование: модули 7, 8, 9, 10 (могут использоваться как изолированно, так и совместно); можно также использовать модуль J2.

Содержание игры: ведущий строит в зависимости от возраста и способностей детей «логическую цепочку» определенной сложности, которую ребенок должен продолжить. Цепочка может содержать несколько признаков, которые ребенок должен удерживать в поле внимания: цвет, форма деталей, количество деталей с определенным признаком. Фабула игры задается в соответствии с тематикой занятия. Например, тема «Овощи». «Давай посадим на грядке морковь и капусту. Но сажать будем по такому правилу: 1 морковь, 2 капусты, 1 морковь, 2 капусты. Продолжи сажать овощи, как у меня» В данном варианте используется модуль 8 и 10: оранжевые палочки и зеленые точки-фишки.

  1. Игра «Привередливый фотограф»

Оборудование  - модуль 7 (либо сочетание модулей 7, 8, 9, 10)

Содержание : «Ты – фотограф. К тебе на сьемку пришли геометрические фигуры. Чтобы на фотографии все хорошо получились, тебе надо расставить фигуры  так, чтобы они не загораживали друг друга. Я тебе буду помогать и говорить, кого куда надо поставить. Начнем. Положи  синий квадрат перед собой. Над ним положи желтый круг. Справа от круга  - зеленый большой треугольник. Под квадратом положи белый полукруг. Слева от полукруга положи красный квадрат. Отлично! Всех расставили. Фотографируем.» Ребенок делает «фотоаппарат» из пальцев: соединяет  указательный палец правой руки с большим  пальцем  левой руки, а большой палец правой – с указательным пальцем левой. (по аналогии с кинезиологическим упражнением «Лесенка») Остальные пальцы обеих рук сжаты в кулаки.  Срабатывает «затвор» фотоаппарата: ребенок соединяет концы указанных пальцев в центре и делает  «фотографию».  Ведущий: «Нет, некрасивая получилась фотография. Надо всех переставить.» Фигуры перемешиваются и ведущий диктует новый вариант расстановки фигур. Игра повторяется.

  1. Плоскостное конструирование

Оборудование – модуль 7, схемы по количеству детей

Содержание: в зависимости от тематики занятия ведущий предлагает построить то или иное изображение по схеме. Используется 2 вида схем:  полная  схема в натуральную величину и контурная схема в натуральную величину. Работа со схемами осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» как по содержанию изображения, так и по методам работы. Первоначально ребенок работает методом наложения, затем используется метод приложения и затем - зрительное соотнесение. Последовательность усложнения схем конструирования:

- большой треугольник из 2-х маленьких треугольников (разносторонние  прямоугольные),

- большой треугольник из 3-х маленьких треугольников (разносторонние тупоугольные),

-большой треугольник из 4-х маленьких треугольников (равносторонние прямоугольные),

- большой квадрат  из 2-х маленьких треугольников (равносторонние прямоугольные),

- большой квадрат  из 4-х маленьких треугольников (равносторонние прямоугольные) ,

- прямоугольник из 2-х и более квадратов

- прямоугольник из 2-х треугольников (разносторонние  прямоугольные)

- прямоугольник из 2-х «квадратов» (8 равносторонних прямоугольных треугольников)

- ромб из 2-х треугольников (разносторонние тупоугольные)

- ромб из 4-х треугольников (разносторонние  прямоугольные)

- ромб из 6 треугольников (разносторонние тупоугольные)

- ромб из 8 треугольников (разносторонние тупоугольные)

С использованием данных сочетаний в дальнейшем ребенок конструирует конкретные «образы»: снежинка, цветок, самолет, лодка, машина, жираф, черепаха, птица, рыба, кошка, человек. Можно придумать и другие, более сложные и разнообразные, схемы, если в наличии у специалиста несколько дидактических наборов. Предложенные схемы можно использовать при наличии 1 набора на 5 детей. На этапе освоения принципов конструирования ребенку предлагаются полные схемы. В дальнейшем, при конструировании образов и с учетом возможностей ребенка, можно предлагать  контурные схемы. (см. Приложение 1)

III. Список литературы

  1. Карпова Ю.В.,  Кожевникова В.В.,  Соколова А.В. «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» -  М: ООО «Издательство ВАРСОН», 2014
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога» - М: АРКТИ, 2000
  3. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. «Изучаем пространство с нейропсихологом» - М: Генезис , 2018
  4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей» - Ярославль, Гринго,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе учителя-логопеда.

    Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа тр...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового. ...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....