Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Консультация для воспитателей
«Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_oktyabr_2020.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
ФИЛИАЛ - ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК»
Консультация для воспитателей
«Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Петракова Ю.П.
С. Новобатайск.
Октябрь 2020 г.
Консультация для воспитателей
«Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.
Первое, с чем мы сталкиваемся - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают (гиподинамию) "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий.
Формирование представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду и адаптируется к возрастным особенностям детей.
Работая с детьми младшего и среднего дошкольного возраста нужно учитывать, что дети очень эмоциональны и впечатлительны, но вместе с тем они быстро устают, не могут долго ждать, довольно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой, что часто затрудняет организацию любого вида деятельности с детьми этого возраста. И тогда на помощь приходит игра, и различные игровые приёмы.
Варианты использования игровых приемов в разных видах деятельности:
Утренняя гимнастика
- Можно использовать появление знакомого детям персонажа чаще всего из народных сказок. Здесь выручат куклы – персонажи русских сказок. Они не только приглашают малышей на зарядку, но и выполняют упражнения вместе с ними. Чтобы у детей сохранялась заинтересованность, меняйте персонажи через две недели. Персонажи поощряют и подбадривают детей.
- На телефон воспитателя приходит музыкальное оповещение (можно от персонажа) с приглашением на зарядку.
- Тематически обыгранные комплексы утренней гимнастики – «Птички», «Бабочки», «Цветы», «Весёлые зайчата», «Курочки и петушки», а также комплексы по содержанию потешек. Например, по тексту потешки «Кисонька мурысонька».
Например, воспитатель читает потешку и показывает упражнения: по потешке «Наши уточки с утра».
Текст потешки | Описание упражнения |
1. Наши уточки с утра: | И. п.: ноги на ширине стопы, руки внизу. |
2. Наши гуси у пруда: | И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. |
3. Наши гуленьки вверху: | И. п.: стоя, ноги на ширине стопы 1 — подняться на носках, руки вверх, посмотреть на руки. |
4.А наш Петя- петушок | И. п.: стоя, ноги вместе, руки на пояс Подпрыгивания 8-10 раз. |
- Также используем такой приём как «двигательная имитация» – попрыгаем как «зайчики, мячики», помашем крыльями как бабочки, птички, поклюём зёрнышки как курочки, цыплята и др.
- Персонаж проводит гимнастику, говоря в «микрофон» (он может быть настоящим, может быть игрушкой-самоделкой, а может быть предметом-заместителем – кирпичиком из строительного материала)
- Персонаж снимает выполнение гимнастики на телефон.
- Опосредованное общение с персонажем.
- Иногда утреннюю гимнастику проводят в форме подвижной или хороводной игры.
Физминутки в ходе НОД
Здесь используют следующие игровые приёмы
- Появление знакомых детям персонажей и выполнение вместе с ними различных упражнений.
- На телефон воспитателя приходит сообщение, что пора детям отдохнуть (от любого персонажа).
- Двигательную имитацию.
- Пение и выполнение простых понятных детям движений. Например, «Зайка серенький сидит», «Топ, топ ножки – шагали (бежали, прыгали) по дорожке».
- Выполнение, например, гимнастики для глаз по тексту стихотворения.
Текст стихотворения | Движения глаз |
Смотрим вверх, а после вниз, | Дети смотрят вверх, затем вниз |
Снова вверх и снова вниз | Дети смотрят вверх, затем вниз |
Подвижные игры (в помещении и на прогулке)
Используются следующие приёмы
- Появление знакомых детям персонажей и их участие в игре. Игрушечный котик с удовольствием догоняет детей-мышек, лиса догоняет зайчиков.
- Игры с музыкальным сопровождением или под пение песенки, например «Вышла курочка гулять», «Скачет между травками быстроногий зайчик».
- Игры по содержанию потешек, стихотворений.
- Звуковые сигналы: зазвучал бубен – побежали, зазвучала погремушка – топаем ногами и др.
- Игровая ситуация – персонаж просит детей научить играть в подвижную игру, или наоборот предлагает детям поиграть в новую для них игру.
- Использование игровых атрибутов, например, шапочки, элементы костюмов, которые приносит персонаж.
- Подведение итога игры от имени персонажа.
- Опосредованное общение с персонажем.
Закаливающие процедуры
- Знакомый детям персонаж принёс новые массажные коврики, массажёры, тренажёры и хочет поучиться, как с ними заниматься. Используем для этого игрушки, ростовые куклы.
- Опосредованное общение с персонажем.
- Проведение самомассажа (лица, рук, ушей и т.п.) по тексту стихотворения.
Например:
Текст | Выполнение движений |
Теперь потрем мы носики | Дети указательными пальцами обеих рук растирают крылья носа |
Разгладим свои лобики, | Дети кончиками пальцев обеих рук проводят от середины лба к вискам |
Похлопаем по щечкам | Дети хлопают пальцами обеих рук по щекам (не очень сильно) |
А вот по подбородочку | Дети хлопают пальцами обеих рук по подбородку (сильнее чем по щекам) |
А сейчас с боку на бок повернулись, | Дети поворачиваются сначала на правый бок, затем на левы бок. |
Еще раз сладко потянулись. | Дети ложатся на спину поднимают робе руки к голове (тянутся) |
Спрыгнули с кроваточки | Встают с кровати, обуваются. |
- Доктор Айболит пришёл посмотреть, правильно ли дети выполняют упражнения.
- Использование музыкального сопровождения – песенки, которую поёт персонаж мультфильма.
- Двигательная имитация, например, пройдём тихо как мышки, пройдём, ступая мягко, как котята, прогнём спинку как котята.
Дыхательная гимнастика
- Появление персонажа и его участие в гимнастике.
- Опосредованное общение с персонажем.
- Приглашение на гимнастику по телефону.
- Обыгрывание упражнений дыхательной гимнастики с использованием звуковой имитации «Гуси шипят», «Паровоз гудит» и др.
- Игровая ситуация знакомый персонаж просит научить его выполнять упражнения, он не хочет болеть.
- Использование игровых пособий «Подуй на снежинку, цветок», «Ветерок».
- Использование при проведении упражнений стихотворных текстов.
Например:
Я на варежку подую,
Все снежинки с неё сдую. (Дети сдувают с руки воображаемые снежинки)
Проведение в течение дня разных видов самомассажа
- Игровая ситуация – приходит знакомый персонаж. Он заболел и просит детей помочь, чтобы больше ему не болеть, научить его делать волшебный массаж.
- Появление доктора Айболита, он хочет посмотреть, как дети укрепляют своё здоровье, и хочет показать им новый массаж (носика, ушек и т.д.).
- Звонок от доктора Айболита, он интересуется, заботятся ли дети о своём здоровье, и просит выслать ему видеозапись.
- Проведение самомассажа (лица, рук – пальчиковая гимнастика, ушей и т.п.) по тексту стихотворения.
Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми позволяет:
- сделать оздоровительные мероприятия неутомительными, занимательными и приятными для детей;
- повысить моторную плотность утренней гимнастики;
- сформировать положительное отношение детей к оздоровительным мероприятиям;
- заложить у детей представления о том, что о здоровье нужно заботиться;
- ввести в словарь детей словосочетания: утренняя гимнастика, зарядка, дыхательная гимнастика, самомассаж, закаливание, а также наименование частей тела и лица;
- развивать ориентировку детей, как в пространстве, так и на своём теле;
- повысить качество и эффективность оздоровительной работы с детьми;
- развивать у детей зрительное и слуховое внимание, восприятие, зрительную, слуховую, двигательную память;
- развивать двигательную и моторную координацию, речь;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение к сверстникам, к взрослым, которые окружают детей.
Современные инновационные технологии :
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:
- 1. Занятия на тренажерах; В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты, тренажеры гребли. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки, коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.
2.Степ – аэробика; танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см).
3. Детский пилатес; специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Отличительная особенность пилатеса - упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и правильным дыханием.
4. Фитбол-гимнастика; Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
5. Черлидинг; зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.
Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.
6. Сорси; – современная игра, включающая в себя синтез различных видов деятельности объединенных одним общим сюжетом.
В игре используются: проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новым государственным стандартам (с обязательным участием догадок, предположений, вопросов) игровое экспериментирование.
Игра СОРСИ строится следующим образом.
Дети, отправляясь в путешествие, погружаются в воображаемую ситуацию исследователя. Детей заинтересовывают, ставят их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Развивают у них яркие положительные эмоции, мотивацию деятельности, игровую позицию.
Игра состоит из шести испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа:
Первый этап – двигательный, второй этап включает в себя задания на развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.д. Испытание должно проходить в течение 5 – 7 минут.
Во время игры звучит музыка создающая обстановку тревожности, неопределённости. По условию игры дети должны найти ключевое слово игры. За каждое выигранное испытание дети получают ключ. Пройдя все испытания у них должно быть не менее пяти ключей. Это даёт право дошкольникам обменять ключи на сюрприз.
Таким образом, СОРСИ является одной из современных форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей.
7. Геокешинг. одновременно и очень древняя, и совсем новая игра.
Во время геокэшинга игроки прячут пластиковые контейнеры с содержимым, заключается она в поиске тайников.
В геокэшинг можно играть и в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. Воспитанники, конечно, навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте. А клад- это конфеты, сладости, игрушки.
8. «Са-Фи-Дансе» «Са-Фи-Дансе» - оздоровительно-развивающую программу по танцевально-игровой гимнастике для ДОУ (авторы Ж.Е. Фирилева и Е.Г. Сайкина)
9. Программу по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» (автор А.И. Буренина.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Закончить свое выступление хочу пожеланием всем присутствующим здоровья и творческих успехов!
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке) - подсказки для инструктора
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога...
Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста
Ранний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровым, жизнерадостным, любопытным, творческим или он будет неуверенным, плаксивым, пассивным. Работая ...
Методическая разработка «Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста»
Ранний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровым, жизнерадостным, любопытным, творческим или он будет неуверенным, плаксивым, пассивным....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста
Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возрастаРанний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровы...
«Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста»
Ранний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровым, жизнерадостным, любопытным, творческим или он будет неуверенным, плаксивым, пассивным....
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...