ГБДОУ детский сад № 39 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка на тему: «Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста»
Подготовила воспитатель группы № 10 Матуль Светлана Анатольевна
Работая с детьми раннего возраста нужно учитывать, что дети очень эмоциональны и впечатлительны, но вместе с тем быстро устают, не могут долго ждать, довольно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой, что часто затрудняет организацию любого вида деятельности с детьми раннего возраста. На помощь приходит игра, а также игровые приёмы. Разные виды игр и игровые приёмы мы широко используем при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста. Утренняя гимнастика. - Часто используем появление знакомого детям персонажа чаще всего из народных сказок. Здесь нас выручают ростовые куклы – персонажи русских сказок. Они не только приглашают малышей на зарядку, но и выполняют упражнения вместе с ними. Чтобы у детей сохранялась заинтересованность, меняем персонажи через две недели. Персонажи поощряют и подбадривают детей. - На телефон воспитателя приходит музыкальное оповещение (можно от персонажа) с приглашением на зарядку. - Другой приём, который используем - это тематически обыгранные комплексы утренней гимнастики – «Птички», «Бабочки», «Цветы», «Весёлые зайчата», «Курочки и петушки», а также комплексы по содержанию потешек. Например, по тексту потешки «Кисонька мурысонька» Например, воспитатель читает потешку и показывает упражнения: по потешке «Наши уточки с утра» Текст потешки | Описание упражнения | 1. Наши уточки с утра: Кря,кря,кря,кря,кря,кря. | И.п.: ноги на ширине стопы, руки внизу. 1- руки в стороны, 2- И.п. (4 раза) | 2. Наши гуси у пруда: Га-га-га-га-га-га. | И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1- наклон вперед, вытянув шею, руки отвести назад. 2 – И.п. (4 раза) | 3. Наши гуленьки вверху: Гру-ру-ру, гру-ру-ру. | И.п.: стоя, ноги на ширине стопы 1- подняться на носках, руки вверх, посмотреть на руки. 2- присесть, руки внизу. 3- И.п. (4 раза) | 4.А наш Петя- петушок Рано, рано поутру Нам споет: «КУКАРЕКУ!» | И.п.: стоя, ноги вместе, руки на пояс Подпрыгивания 8-10 раз. |
- Также используем такой приём как «двигательная имитация» – попрыгаем как «зайчики, мячики», помашем крыльями как бабочки, птички, поклюём зёрнышки как курочки, цыплята и др. - Персонаж проводит гимнастику, говоря в «микрофон» (он может быть настоящим, может быть игрйшкой-самоделкой, а может быть предметом-заместитетлем – кирпичиком из строительного материала - Персонаж снимает выполнение гимнастики на телефон. - Опосредованное общение с персонажем. - Иногда утреннюю гимнастику проводим в форме подвижной или хороводной игры. Физминутки в ходе НОД. Здесь используем следующие игровые приёмы. - Появление знакомых детям персонажей и выполнение вместе с ними различных упражнений. - На телефон воспитателя приходит сообщение, что пора детям отдохнуть от любого персонажа. - Двигательную имитацию. - Пение и выполнение простых понятных детям движений. Например, «Зайка серенький сидит», «Топ топ ножки – шагали (бежали, прыгали) по дорожке». - Выполнение, например, гимнастики для глаз по тексту стихотворения.
Текст стихотворения | Движения глаз | Смотрим вверх, а после вниз, | Дети смотрят вверх, затем вниз | Снова вверх и снова вниз Это вовсе не каприз и т.д. | Дети смотрят вверх, затем вниз |
Подвижные игры (в помещении и на прогулке). Используем следующие приёмы. - Появление знакомых детям персонажей и их участие в игре. Игрушечный котик с удовольствием догоняет детей-мышек, лиса догоняет зайчиков. - Игры с музыкальным сопровождением или под пение песенки, например «Вышла курочка гулять», «Скачет между травками быстроногий зайчик». - Игры по содержанию потешек, стихотворений. - Звуковые сигналы: зазвучал бубен – побежали, зазвучала погремушка – топаем ногами и др. - Игровая ситуация – персонаж просит детей научить играть в подвижную игру, или наоборот предлагает детям поиграть в новую для них игру. - Использование игровых атрибутов, например, шапочки, элементы костюмов, которые приносит персонаж. - Подведение итога игры от имени персонажа. - Опосредованное общение с персонажем.
Закаливающие процедуры. - Знакомый детям персонаж принёс новые массажные коврики, массажёры, тренажёры и хочет поучится, как с ними заниматься. Используем для этого игрушки, ростовые куклы. - Опосредованное общение с персонажем. - Проведение самомассажа (лица, рук, ушей и т.п.) по тексту стихотворения. Например, Текст | Выполнение движений | Теперь потрем мы носики Носики-курносики,
| Дети указательными пальцами обеих рук растирают крылья носа | Разгладим свои лобики,
| Дети кончиками пальцев обеих рук проводят от середины лба к вискам | Похлопаем по щечкам Только понежнее.
| Дети хлопают пальцами обеих рук по щекам (не очень сильно) | А вот по подбородочку Можно по сильнее.
| Дети хлопают пальцами обеих рук по подбородку (сильнее чем по щекам) | А сейчас с боку на бок повернулись,
| Дети поворачиваются сначала на правый бок, затем на левы бок.
| Еще раз сладко потянулись.
| Дети ложатся на спину поднимают робе руки к голове (тянутся) | Спрыгнули с кроваточки И надели тапочки. | Встают с кровати, обуваются. |
- Доктор Айболит пришёл посмотреть правильно ли дети выполняют упражнения. - Использование музыкального сопровождения – песенки, которую поёт персонаж мультфильма. - Двигательная имитация, например, пройдём тихо как мышки, пройдём, ступая мягко, как котята, прогнём спинку как котята.
Дыхательная гимнастика. - Появление персонажа и его участие в гимнастике. - Опосредованное общение с персонажем. - Приглашение на гимнастику по телефону. - Обыгрывание упражнений дыхательной гимнастики с использованием звуковой имитации «Гуси шипят», «Паровоз гудит» и др. - Игровая ситуация знакомый персонаж просит научить его выполнять упражнения, он не хочет болеть. - Использование игровых пособий «Подуй на снежинку, цветок», «Ветерок». - Использование при проведении упражнений стихотворных текстов. Например, Я на варежку подую, Все снежинки с неё сдую. (Дети сдувают с руки воображаемые снежинки)
Проведение в течение дня разных видов самомассажа. - Игровая ситуация – приходит знакомый персонаж. Он заболел и просит детей помочь, чтобы больше ему не болеть, научить его делать волшебный массаж. - Появление доктора Айболита, он хочет посмотреть, как дети укрепляют своё здоровье и хочет показать им новый массаж (носика, ушек и т.д.). - Звонок от доктора Айболита, он интересуется, заботятся ли дети о своём здоровье, и просит выслать ему видеозапись. - Проведение самомассажа (лица, рук, ушей и т.п.) по тексту стихотворения. Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми позволяет: - сделать оздоровительные мероприятия неутомительными, занимательными и приятными для детей; - повысить моторную плотность утренней гимнастики; - сформировать положительное отношение детей к оздоровительным мероприятиям; - заложить у детей представления о том, что о здоровье нужно заботиться; - ввести в словарь детей словосочетания: утренняя гимнастика, зарядка, дыхательная гимнастика, самомассаж, закаливание, а также наименование частей тела и лица; - развивать ориентировку детей, как в пространстве, так и на своём теле; - повысить качество и эффективность оздоровительной работы с детьми; - развивать у детей зрительное и слуховое внимание, восприятие, зрительную, слуховую, двигательную память; - развивать двигательную и моторную координацию, речь; - воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение к сверстникам, к взрослым, которые окружают детей.
|