Этическая беседа "Что такое бескорыстная помощь"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Ефременкова Ольга Владимировна

Развиватие интереса детей к художественной литературе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №37 «Мальвинка»

Конспект занятия

этическая беседа на тему:

 «Что такое бескорыстная помощь»

          Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории

          Ефременкова О. В.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Цель: На примере художественных произведений объяснить детям, что такое бескорыстная помощь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание придти на помощь).  

Образовательные задачи:

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Закреплять умение излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. Помогать осваивать формы речевого этикета.

Развивающие задачи:

Развивать умения выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Предварительная работа: беседа на тему: " Что такое хорошо и что такое плохо» чтение стихов Маяковского, С. Михалкова «Рассказ о неизвестном герое", " Дядя Стёпа", сказок В. Сутеева «Палочка - выручалочка", «Раз, два, дружно…», «Мешок яблок», беседы по содержанию; дидактические игры: "Добрые слова","Как поступить..."

Пособия и материалы: тексты сказок: "Капустный лист" Е. Бехлерова В.Сухомлинский " Как белочка дятла спасла", презентация иллюстраций к художественным произведениям, фонограмма песенки друзей, открытки- сувениры для детей.

Ход занятия.

Дети входят в зал, здороваются.

- Давайте теперь поздороваемся друг с другом и назовём каждого  ласково по имени.

- Здравствуй, Сашенька... (встают в кружок, передают игрушку по кругу, называя ласково имя и здороваясь)

 -Предлагаю вам послушать песенку. Садитесь.

(Фонограмма "Вот что значит настоящий верный друг")

 - Ребята, о ком эта песня?

 -Каким должен быть настоящий друг?

- Это так здорово, когда рядом есть друг, с которым интересно, который может помочь и даже выручить из беды.

- Как вы думаете, помогать нужно только друзьям и знакомым? Верно.

- Но настоящая помощь всегда приносит радость тем людям, кто помогает другим.

- Послушайте сказку, которую написала писательница Елена Бехлерова. (чтение сказки «Капустный лист», показ слайдов)

- Какое настроение было у зайчика, который побежал домой без капустного листа? (После ответов детей, зачитать последний абзац сказки)

-Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он? Начните свой ответ со слов: Я думаю, или, Мне кажется, Я считаю, На мой взгляд.)

-Что сделал зайчик, чтобы помочь другим животным?

- А что случилось с воробушком?

-Как можно назвать человека, который обижает животных? Почему?

- Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?

- Как вы думаете, ждал ли зайчик благодарности за свои добрые дела?

- Можно ли сказать, что он помогал всем бескорыстно, т.е. даром?

-Придумайте такое название этой сказке, которое говорило бы о добрых поступках зайчика.

 

- Ребята, зайчик из этой сказки предлагает вам весёлую разминку.

Физкультминутка.

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

 И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайка скачет,

Словно белый, мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся наш дружок.

Хоть приятно здесь кататься,

Но пора нам возвращаться.

 Сели.

- Каждый из нас может оказаться в затруднительном положении, в беде. Поэтому, оказать помощь тому, кто в ней нуждается, - закон не только для людей, но и для животных. Послушайте рассказ о том, как белочка помогла дятлу. (Чтение рассказа В.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»)

-Почему белочка и бельчата радовались: ведь они лишились части своих зимних запасов? (Спасли жизнь дятлу, а это главное)

-Дятел обращался к белочке за помощью? (Белочка сама увидела, что ему плохо)

-Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала дятлу? (Бескорыстная помощь, не требующая платы, награды)

-Очень важно вовремя увидеть, кому нужна помощь, и оказать её.

-А что делать, если вы сами не можете это сделать? Например, упал взрослый человек, а встать не может. Что делать?

-Верно, нужно попросить о помощи окружающих. Рядом всегда окажутся отзывчивые, внимательные люди, готовые придти на помощь

-В каких случаях мы можем помогать другим детям, взрослым? (При одевании – завязать шапку, шарф, если кто-то упал – помочь подняться, если кто-то ушибся – погладить, посмотреть сочувственно, спросить, что болит…)

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется "Просто так"

-Давайте и мы с вами будем помогать друг другу «Просто так " не ожидая за это благодарности и награды   и не будем забывать о прекрасном человеческом чувстве, которое называется «взаимопомощь».

 -Сегодня я для вас приготовила сюрприз. Это открытки с сердечками, в которых указаны добрые человеческие качества. Предлагаю вам подарить друг другу открытку. Открытки в подарок получит каждый, все - по –одной.  

Маша, кому ты подаришь открытку «Добрый» ….

-Вам было приятно дарить открытки?

-Пусть эти открытки напоминают вам, что делать добро всегда приятно.

Приложение.

Капустный лист. Е.Бехлерова

Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался:

— Ну и позавтракаю же я на славу! Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.

— Пить, пить, — стал просить воробышек.

Зайчик сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.

«Ну, а сейчас-то я наемся до отвала.

Жив, здоров и невредим, до дома уже рукой подать», — подумал зайчик и пошел дальше. А в это время хлынул дождь.

«Подумаешь, дождь! Не боюсь тебя!» — сказал зайчик и припустил со всех ног домой. И снова его кто-то тихонько окликнул:

— Зайчик, спаси! Это бабочка лежала в траве.

— Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.

— Иди под зонтик! — сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.

Дождь скоро прошел. Бабочка сказала спасибо и улетела, а зайчик взял свой лист и побежал дальше. Но едва он подошел к реке, как увидел в воде полевую мышку. Она еле держалась за тонкую веточку, и вода уже захлестывала ее.

«Пожалуй, утонет...» - подумал зайчик. Недолго думая, кинул свой лист в воду.

— Вот тебе лодка, спасайся! Мышка взобралась на лист и приплыла к берегу.

- Спасибо тебе, зайчик! - сказала она и убежала. А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зеленую круглую лодочку.

- Эх, уплыл мой завтрак! — воскликнул зайчик. – Ну, ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.

В.Сухомлинский. Как белочка дятла спасла.

Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

Сел дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают.

Увидела Белочка из гнезда –Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

-Почему это ты, Дятел плачешь?

- Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование у дошкольников этических представлений с помощью подвижной игры"

В статье  представлен опыт  по развитию   у детей этических представлений с помощью  подвижной игры....

Формирование этических представлений с помощью народной игры.

   Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребёнка формой освоения морали....

Конспект этической беседы «Мы такие разные»

Конспект этической беседы «Мы такие разные» для детей старшего дошкольного возраста ...

Конспект этической беседы «Мы такие разные»

Конспект этической беседы «Мы такие разные» для детей старшего дошкольного возраста...

Этическая беседа на тему "Что такое бескорыстная помощь"

На примере художественных произведений "Капустный лист" Е. Бехлеровой и В. Сухомлинского"Как белочка дятла спасала" , мультфильма"Просто так" , деской песенки "Что такое доброта?"старалась дать понять...

Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной

Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказа...

Обобщение опыта работы воспитателя ДОУ «Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь»

Обобщение опыта работы воспитателя ДОУ«Ребенок становится счастливым,как только ощущает к себеискреннюю и бескорыстную любовь»Ш. А. АмонашвилиКогда ребенок только начинает ходить в детский...