Конспект этической беседы «Мы такие разные»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Михайлова Вера Всеволодовна

Конспект этической беседы «Мы такие разные» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_eticheskoy_besedy.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект этической беседы.                                                                                               Тема:  «Мы такие разные».                                                                                            Старшая группа.

В ходе данной деятельности  интегрированы следующие образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная,  художественное творчество.

Цели:

  1. Развивающие: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание,  диалогическую, монологическую речь.
  2. Обучающие: закрепить представления детей о себе и о том, что такое семья. Закреплять знания  об особенностях поведения мужчин и женщин в обществе и семье.
  3. Воспитывающие: воспитывать у мальчиков уважительное и внимательное отношение к женщинам и девочкам. Стремление оказывать им посильную помощь. У девочек заботливое отношение к окружающим, стремление к аккуратности и порядку.                                                                             Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и выслушивать ответы детей, не перебивая, умение совместно работать в  группе, эмоционально выражать свое отношение.

Организация среды для проведения этической беседы:  иллюстрации с изображением людей, картинки для коллажа, фотографии детей, клей, салфетки, клеенки, мяч, сердечки, картинки последовательности возрастного и полового развития человека, разносы.

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы знаете,  когда я  шла в группу, мне передали  конверт. Что же в нем,  хотите узнать?  Ну хорошо, давайте пройдем с вами и присядем на стульчики. Что случилось? Стульчиков, на всех не хватит? Как же нам быть? Кому можно  предложить присесть на них? (Мальчики предлагают девочкам присесть и сами приносят для себя стульчики и спальной комнаты.) Воспитатель и девочки благодарят мальчиков.                                                                    

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же в конверте? (Рассматриваем  картинку, на которой изображена семья.)

          Воспитатель:  Скажите пожалуйста, кто изображен на картинке?

          Ответы детей: Это семья.

          Воспитатель: Правильно. А знаете,  ребята, я предлагаю  об этом поговорить, вы согласны?   Скажите, пожалуйста,  что такое семья?

          Ответы детей: Семья это когда взрослые и дети живут вместе и все друг о друге заботиться и сопереживают  друг другу.

         Воспитатель: Молодцы.  

          Воспитатель: Ребята, я думаю, вы знаете что и  взрослых и детей можно назвать одним словом- это люди. А можно всех людей, разделить на две группы?

          Ответы детей: Можно разделить на взрослых и детей, мужчин и женщин.

          Воспитатель:  Давайте поговорим о детях. Соня, сейчас ты девочка, а когда немного подрастешь, кем станешь?  А потом?                                            Дидактическая игра «Возрастная последовательность».                           (Воспитатель предлагает  картинки последовательности возрастного и полового развития человека).

          Воспитатель: Ребята, посмотрите, все картинки перепутались, помогите мне их разложить правильно?   Кем вы были сначала? А потом?

          Ответы детей: Сначала мы были младенцами, сейчас мы дошкольники, потом будем подростками, молодыми людьми, взрослыми, пожилыми людьми.

         Воспитатель: Ребята, о ком бы вы хотели поговорить сейчас? (Выслушиваю ответы детей)                                                                                                      Ответы детей:   Мы хотим поговорить  о мужчинах?                                                                                                                           Воспитатель:  Хорошо поговорим  о мужчинах?  Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»?

         Ответы детей: Настоящий мужчина-это защитник, мальчики должны защищать девочек, малышей, если кто-то их обижает.                                          

         Воспитатель:  А если настоящему мужчине больно?                                              

          Ответы детей: Настоящий мужчина никогда не плачет, он терпит, даже если ему очень больно. Поэтому наши мальчики, когда им надо будет сделать прививки или укол, то  могут вести себя, как настоящие мужчины — не плакать и терпеть.

Воспитатель: А вот, например, в автобус  заходит женщина, а мужчина в это время сидит.  Как  должен поступить  настоящий мужчина?  

Ответы детей: Настоящий мужчина никогда не будет сидеть, если рядом стоит женщина. Наши мальчики сначала предложат сесть девочкам, а потом сядут сами если будут свободные места. А если они будут ехать в транспорте, то всегда уступят место женщинам, девочкам и маленьким детям. Настоящий мужчина сначала поможет сесть за стол женщине, а потом сядет сам. Наши мальчики  тоже могут помогать девочкам сесть за стол. А после  помогут им выйти из-за стола. (Показать на какой-либо паре, как это нужно сделать).                                                                                                                

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто сильнее мужчины или женщины?

Ответы детей: Мужчины сильнее.

Воспитатель: Да, мужчины сильнее, чем женщины и даже есть такие профессии, где могут работать только мужчины.

Воспитатель: Попробуйте их назвать (показать иллюстрации с изображением людей таких профессий, как шахтер, строитель, летчик, полярник).                                                                                                                                          

 Воспитатель: Конечно летчиком, например, может быть и женщина, но это бывает очень-очень редко.

 Воспитатель: Назовите профессии, где работают чаще всего женщины. (Парикмахер, портниха, воспитатель и др. И в этих профессиях могут трудиться мужчины, но это бывает значительно реже.)

Воспитатель: Я предлагаю посмотреть этюд (дети разыгрывают этюд). Этюд: Два мальчика Антон и Артем играют в пароход. Им очень интересно. Вдруг Антон  услышал, что в стороне плачет Матвей, тогда он  и спросил у Артема, - почему Матвей плачет?                                                                    «Артем ответил, да пусть себе ревет,  у него Саша забрал машинку, я видел это. Поплыли с тобой дальше, он поревет и перестанет”.

Вопросы:

Воспитатель:  Как поступили мальчики? Какими они были в данной ситуации?                                                                                                                                    

Ответы детей: они были равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными.

Воспитатель: Как вы думаете, как бы поступил настоящий мужчина?                                 А как бы вы поступили на их месте?

Ответы детей. Я бы подошел к Артему и во всем бы разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе.

Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде. Вы настоящие друзья.

Воспитатель: Девочки, предлагаю вам поиграть, хотите?  Скажите, пожалуйста,  какой  должен быть мальчик, с которым хотелось бы вам дружить?   (Девочки  передают куклу мальчика  по кругу и по одному слову характеризуют мальчиков).

Ответы девочек. Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, а наоборот, защищать, помогать, уступать им игрушки или первенство в игре.

Воспитатель:  Вот видите, ребята, наши мальчики  тоже могут поступать, как настоящие взрослые мужчины. Я думаю, что они с сегодняшнего дня так и будут вести себя. И мы сможем о них сказать: «Они хоть и мальчики, но поступают, как настоящие мужчины».

Воспитатель: Так много мы сказали о мужчинах, теперь может быть поговорим о женщинах.                                                                                                                    

Ответы детей: Давайте поговорим.                                                                                                              

Ответы детей: Кто такая настоящая женщина?                                                                                                                Настоящая женщина — хозяйка в доме, у нее везде порядок, она умеет его быстро наводить. Конечно, все по дому девочки не смогут сделать, но очень во многом могут помочь бабушке и маме. А в детском саду — девочки настоящие  хозяйки в группе. Мальчики поставили машины после игры, а девочки поправили их на полке, и сразу стало красиво. После сна все дети заправили постели, девочки помогли мальчикам, и в спальне стало красиво.

Воспитатель: Ребята, а как должна себя вести настоящая женщина?                          

Ответы детей: Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать. Она всегда вежливая, женственная.

Воспитатель:  Вы согласны, что, когда девочка дерется и кричит, о ней не скажешь, что она красивая?

Воспитатель:  А когда же женщина красива?

Ответы детей. Женщина красива, когда она вежлива. Женственна, говорит спокойно, ласково.

Воспитатель:  Кто помогает женщинам носить тяжести?                                                                    

Ответы детей. Настоящая женщина не будет поднимать что-то тяжелое, если рядом есть настоящий мужчина. А мальчики у нас теперь всегда будут вести себя, как настоящие мужчины, и девочкам не надо торопиться расставлять пособия на физкультурном занятии, выносить корзину с игрушками: это сделают мальчики.

Воспитатель:  Предлагаю  посмотреть еще один этюд. Кто хочет его показать?  Камилла и Катя, очень хорошо.                                                                      Этюд: Две девочки дерутся из-за игрушки и говорят друг другу обидные слова.

Воспитатель: Как поступили  девочки?  Как бы вы поступили на их месте?

Ответы детей. Девочки поступили некрасиво, наговорили друг другу много обидных слов. Просто им надо было договориться между собой, а еще им можно было бы разрешить спор с помощью считалочки.  

Воспитатель:  Молодцы, мне очень приятно слушать вас и ваши ответы.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что воспитанные и вежливые мужчины говорят женщинам комплименты. А вы, мальчики,  сможете сказать комплименты нашим девочкам?  Предлагаю поиграть в игру «Комплименты».                                                                                                                      Мальчики дарят сердечки и при этом говорят девочкам комплименты.

Воспитатель. Какие замечательные комплементы вы научились говорить друг другу, в них столько любви, дружбы, привязанности. Комплементы можно говорить не только друг другу, но и всем людям, которых вы любите, которым хочешь сказать что – то приятное.

Воспитатель: Ребята,  вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и настоящие женщины, и постарайтесь вести себя так, как мы об этом  говорили.                                                                                                         Самостоятельная   деятельность  детей.                                                                          

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь у нас лежит на столе?  

Ответы детей: На столе у нас имеются разные вырезанные красивые  картинки и  фотографии и еще есть вот такая картина.                                           (Детям предлагается картина в рамке).

Воспитатель: Как вы думаете, что же можно из всего этого составить?

Ответы детей: Можно из всех предметов составить красивый коллаж и поместить на нашу выставку.

Воспитатель: А  все согласны составить коллажи?  Ну, хорошо, мне нравится ваша идея. Ну, а что такое коллаж вы уже знаете.

Воспитатель: Ребята, с чего вы начнете оформлять  наш коллаж? Подумайте пожалуйста. (Дети самостоятельно обсуждают план действий).

Ответы детей:  Сначала мы украсим саму рамку с помощью картинок, а затем поместим фотографии на  картину и  получится очень красиво.

Воспитатель: Все согласны? Замечательно!

(Дети самостоятельно в подгруппах оформляют коллажи).

Воспитатель: Ребята, а  вам нравится наши  коллажи. Чем они нравятся?

Воспитатель: А  хотите придумать название?

Ответы детей. Давайте назовем этот коллаж «Наши девочки лучше всех»,  а этот «Наши мужественные мальчики».    

          Воспитатель: Ребята вам было интересно  играть и общаться вместе, а почему интересно?

          Воспитатель: А куда же нам поместить наши замечательные коллажи?

Ответы детей: Давайте, их поместим туда, где  их могут   увидеть все и

 наши родители  и гости.

Воспитатель: Я согласна с вами. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ «ВСЕГДА ЛИ СМЕХ В РАДОСТЬ?»

Программное  содержание:Развивать  чувства, аналитические  умения  детей.Вызывать  эмоциональный  отклик  на  рассказ  В.А.Сухомлинского  «Посмеялись…...

Конспекты этических бесед с детьми старшего и подготовительного возраста

Формируем у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учим справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитываем ...

Конспект этической беседы «Мы такие разные»

Конспект этической беседы «Мы такие разные» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект этической беседы ( по произведению "2 жадных медвежонка")

Ребятам был прочитан текст сказки. На основе этого текста япровела беседу,мне хотелось донести до детей смысл этого произведения.Дать детям понять,что жадничать это не есть хорошо.Канечно хоть дети ещ...

Конспект этической беседы «Серёжа и щенок»

Материал позволяет, опираясь  на чувства детей,  дать представление, что «плохих» и «хороших» детей не бывает, а бывают разные поступки....

Этическая беседа "Что такое бескорыстная помощь"

Развиватие интереса детей к художественной литературе....

беседа «Мы такие разные, но мы все вместе»

laquo;Мы такие разные, но мы все вместе»Цель: формировать умение находить сходства и отличия во внешности людей; способность находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.Материалы и обору...