Формирование этических представлений с помощью народной игры.
рабочая программа (младшая группа) по теме
Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребёнка формой освоения морали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_eticheskikh_predstavleniy_s_pomoshchyu_narodnoy_igry.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование этических представлений с помощью народной игры.
Раздел «Социальное развитие» включён почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. В них ставится задача формирования у детей положительного отношения ко всем людям, независимо от их пола, национальной принадлежности, развитие социальных чувств и представлений. Важность задач очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы этики.
Психолого – педагогические исследования показали, что основные проблемы в формирования этических представлений у детей связаны с непониманием смысла поступков окружающих их людей, с невнимательностью к интересам и ценностям тех, с кем общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении, с отсутствием навыка выражения своей симпатии, участия, расположения, желания завязать контакт, неумением добиваться общего результата, достойно проигрывать, договариваться, идти на компромисс, подчиняться общепринятым требованиям, соблюдать дисциплину и т д.
Научить ребенка соблюдать разумные правила – это краеугольный камень педагогики, основа, принцип и условие человеческого существования.
Становление этических представлений у дошкольников представляет собой длительный и сложный процесс от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представлений до полного овладения их содержанием.
В такой естественной, игровой, художественной форме, как народные игры, ребенок усваивает необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил (в противном случае, он выпадает из игры, а эта санкция достаточно действенна для него), а также получает возможность, умение и навык совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, источник духовного роста в дошкольном возрасте.
Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребёнка формой освоения морали.
Народные игры, игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других
играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствия требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.
Новизна заключается в том, что дети придумывают правила игры или нескольких игр с помощью морфологического анализа.
Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Я предполагаю, что системное использование в учебно- воспитательном процессе народных игр сформирует у детей шестого года жизни этические представления.
В связи с этим ставлю цель:
1.Создать условия для формирования у детей шестого года жизни этических представлений на основе системного использования в учебно- воспитательном процессе народных игр.
2. Повысить уровень информационно- коммуникативной и проектной культуры.
Задачи:
1. Проанализировать имеющийся опыт педагогов- исследователей по изучаемой проблеме.
2. Разработать основные показатели сформированности этических представлений у детей на основе анализа методико -педагогической литературы.
3. Определить уровень сформированности этических представлений детей.
4.Разработать систему использования народных игр как средство формирования этических представлений.
5. Внедрить в практику систему использования народных игр.
6. Подвести итоги полученных результатов, презентовать их.
7. Распространить опыт использования народных подвижных игр как средство формирования этических представлений.
Методы: 1. Анализ научно- методической литературы по изучаемой проблеме.
2. Изучение педагогического передового опыта.
3.Педагогические наблюдения.
4. Анализ.
5. Диагностирование.
6. Разработка системы работы.
Этапы работы над методической темой.
Этапы | Год | Содержание | месяц | Результат |
| 2007 г. | 1. Подобрать литературу по проблеме | Май | Список литературы |
2.Составить перечень народных игр для детей от 3 до 7 лет. | Май- сентябрь | Список подвижных игр | ||
3. Получить информацию от родителей об использовании народных игр дома. | Сентябрь | Информация | ||
4. Проинформировать родителей о задачах формирования этических представлений с помощью народной игры. | Сентябрь- октябрь | Сформировано представление о задачах формирования этических представлений | ||
5. Составить игротеку народных подвижных игр для детей 3 -7 лет | Май- декабрь | Картотека | ||
6. Разработать сценарий развлечения с использованием народных игр. | Ноябрь | Сценарий | ||
7. Изготовить атрибуты для проведения подвижных народных игр. | Октябрь | Атрибуты | ||
8. Составить карты изучения этических представлений. | Сентябрь -декабрь | Карта | ||
2. Этап Диагностический | 2007, 2008, 2009г.. | Изучить уровень сформированности этических представлений | Октябрь, май, декабрь | Справка |
3 Этап Практический | 2007 г | Разработать перспективный план использования народных подвижных игр для детей 3 -6 лет | Август- сентябрь | план |
2007-2008г 2008-2009 | Реализовать перспективный план использования народных подвижных игр в практику работы с детьми 3 – 7лет. | Октябрь- май Октябрь- декабрь | Внедрение | |
2007г 2008г 2009 | Провести цикл бесед и консультаций для родителей. | Декабрь Январь октябрь |
4. Обобщающий | 2009 | Подготовить доклад на методическом объединении «Значение народных подвижных игр в формировании этических представлений у детей». | декабрь Текст доклада | доклад |
5. Внедряющий | 2010г. | Провести дни народных игр для родителей; для воспитателей. | март Сценарии | Сценарии ; Отзывы. |
Перспективное планирование народных игр.
Младшая группа («2007 – 2008 г.г.) |
Задачи::
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Месяц | Неделя | Название | Варианты |
Ноябрь | 1 | «Огуречик» | Ввести мышек, которые будут догонять огуречик. |
2 | |||
3 | «Лохматый пёс». | Пёс не ловит детей | |
4 | Вводится пёс и два щенка | ||
Декабрь | 1 | «Курочка- хохлатка». | Согласовывать слова и движения |
2 | Ввести коршуна | ||
3 | «Воробушки и автомобили» | Автомобиль ездит между препятствиями. | |
4 | Ввести несколько машин | ||
Январь | 1 | ||
2 | «Ай, гугу». | Выбирает воспитатель | |
3 | Дети по желанию выбирают кому помочь «выпрыгнуть из лужи». | ||
4 | «Лиса и гуси». | Лиса ловит гусят и уводит к себе. | |
Февраль | 1 | Дети выручают попавших в беду гусят. | |
2 | «У медведя во бору». | Выбор ведущего по считалке | |
3 | Кого медведь поймал, выполняет просьбу медведя (спеть, придумать загадку и т. д. ) | ||
4 | «Смелые мышки». | Игра проводится без ловли мышек | |
Март | 1 | Спасаться от кота мышки могут за любой чертой. | |
2 | «Кот мыши» | Дети играют в кругу. | |
3 | Встают парами лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход- нору. | ||
4 | «Пчёлки и ласточка» | Ласточку выбираем с помощью жеребьёвки. | |
Апрель | 1 | Пчёлки находят себе «цветы», на возвышенности, не касаясь пола. | |
2 | «Салочки- догонялочки» | Чертится дом для салочки и для детей. | |
3 | Пойманные уходят в дом салочки. | ||
4 | Придумывание новой игры с помощью морфологического анализа. | ||
Май | 1 | Башкирская нар. игра «Стрелок.» | Стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. |
2 | Выбрать двух стрелков: один в середине, другой за внешним кругом. | ||
3 | Литовская нар. игра «Король зверей.» | Король не выходит за черту. | |
4 | Новая игра с помощью морфологического анализа. |
Перспективное планирование народных игр.
Средняя группа (2008-2009г)
Цели:
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Месяц | неделя | Название | Варианты |
Октябрь | 1 | «Мышеловка» | Мышки выбираются с помощью считалки.. |
2 | Дети придумывают варианты игры с помощью | ||
3 | «Гуси- лебеди» | морфологического анализа | |
4 | Гуси улетая, преодолевают препятствия. |
Ноябрь | 1 | «Жмурки» | Жмурку выбирают с помощью жеребьёвки. |
2 | «Жмурка» отгадывает на ощупь, кого поймал. | ||
3 | «Филин и пташки.» | Филин выбирается с помощью считалки | |
4 | Дома птиц и филина расположить на возвышении. | ||
Декабрь | 1 | «Жмурки с голосом». | Изменить голос, чтобы запутать «жмурку». |
2 | «Ястреб и утки». | Вводятся «дети- камыши». | |
3 | Латвийская нар. игра «Волк и коза». | Вводится несколько коз. | |
4 | Из двух игр придумывается новая. | ||
Январь | 1 | ||
2 | Молдавская нар. игра «Барашек» | Выбирают с помощью жеребьёвки. | |
3 | Барашек ловит только тех, у кого есть красный цвет в одежде и т. д. | ||
4 | Белорусская нар. игра «Колечко.» | Создаётся новая игра с помощью | |
Февраль | 1 | Татарская н. и. «Лисички и курочки». | морфологического анализа |
2 | Салки с домом». | Для убегающих чертится «дом» в котором они могут спасаться от салки, но долго не могут находиться. | |
3 | Башкирская н. и. Липкие пеньки». | Пойманные дети выбывают из игры. | |
4 | |||
Март | 1 | «Золотые ворота» | Водящие выбираются с помощью жеребьёвки. |
2 | «Уголки» | Разновидность « уголков»: «Ключи», «Море волнуется.» | |
3 | Белорусская нар. игра «Ёжик и мышки». | Вводится два ёжика | |
4 | Из двух игр с помощью морфологического анализа придумывается новая игра. | ||
Месяц | неделя | Название | Варианты |
Апрель | 1 | «Краски» | Краска убегает, покупатель догоняет. |
2 | «Дедушка Мазай». | ||
3 | «Ловишки с ленточками» | Если игрок присел ловишка его не ловит. | |
4 | «Совушка» | Придумать фигуру, составленную из трёх человек. | |
Май | 1 | «Прятки» | «Палочка- выручалочка» |
2 | «Классики» | Первоначальный вариант с бросанием камешка или стёклышка. | |
3 | Салки с именем». | Играющие выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал. | |
4 |
Перспективное планирование народных игр.
Старшая группа (2009- 2010г) Задачи: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Месяц | Неделя | Название | Варианты |
Октябрь | 1 | «Переправа» | Делятся на две команды с помощью жеребьёвки. |
2 | Вводится гимнастическая скамейка, дуги, кегли и т.д. | ||
3 | «Круговая лапта» | Ввести два мяча. | |
4 | Разновидность игры «Жмурки». | Завязывают глаза Яше и Маше. Все дети образуют круг, а Маша и Яша внутри круга. | |
Ноябрь | 1 | «Волки зайцы» | Каждый «заяц» выбегает из своего «домика», а возвращается в любой. «Зайцы могут убегать из «логова», когда волк уходит на охоту. |
2 | Пойманных «зайцев» могут выручать соседи по «домику». | ||
3 | «Охотник» | Вместо зверей ввести птиц, насекомых. | |
4 | Соединить игры “Охотник» и «Волк и зайцы» и придумать новую игру. | ||
Декабрь | 1 | Два Мороза». | На обратном пути, дети спасают «замороженных», задев их рукой.. |
2 | «Пчёлы» | Сторожа и пчёлы выбираются с помощью жеребьёвки. | |
3 | «Коршун и цыплята» | Коршун ловит только последнего цыплёнка. | |
4 | Цыплята перепрыгивают через препятствия | ||
Январь | 1 | ||
2 | Белорусская н. и. «Лиски». | Дети выбирают лиса по договорённости. | |
3 | «Салки «Давай руку». | Если кто-то из товарищей подаст руку, то водящий не имеет права их осалить. | |
4 | С помощью морфологического анализа придумывается новая игра. | ||
Февраль | 1 | «Горелки» | Две колонны и два горельщика |
2 | «Жабка» | ||
3 | «Фанты» | Место действия выбирается любой(бал, магазин, транспорт…) | |
4 | Грузинская н. и. «Защитник» | С помощью морфологического анализа дети придумывают новую игру на основе игр «Защитник» и «Птицелов» | |
Март | 1 | «Третий лишний» | |
2 | «Птицелов» | ||
3 | «Король и молодцы». | У пойманных «король» забирает фанты, в конце игры придумывает им задания. | |
4 | Составление игры с помощью морфологического анализа. | ||
Апрель | 1 | Армянская н. и. «Отгадай кто?» | Изображают животных, птиц. |
2 | «Баба Яга» | Заколдованные заходят в круг и замирают, расколдовать их игроки могут, задев рукой. | |
3 | «Иван-косарь и звери». | Иван выбирается по песне- считалке. | |
4 | Игра придуманная с помощью морфологического анализа. | ||
Май | 1 | «Шлёпанки» ( с мячом) | Отбивать мяч, стоя на одном месте. |
2 | «Я знаю…(с мячом) | Называть можно любые предметы (цветы, животных, имена.) | |
3 | «Десяты» (с мячом об стенку) | Первоначальный вариант. | |
4 | «Классики» | Ввести задания: пройти «классы» с закрытыми глазами, с камешком на носке и т. д. |
Перспективное планирование народных игр.
Подготовительная группа
Задачи:
|
|
|
|
|
|
|
|
Учить не зазнаваться, если одержал победу. |
|
Месяц | Неделя | Название | Варианты |
Октябрь | 1 | Башкирская н. и. «Жмурки в кругах» | Дети перепрыгивают из круга в круг, кто оступится выбывает из игры. |
2 | Бурятская н. и. «Верблюжонка верблюд ловит» | Участвуют два верблюда и два верблюжонка. | |
3 | Из двух игр дети придумывают новую игру. | ||
4 | Бурятская нар. игра «Иголка, нитка, узелок.» | Нитка и узелок не держатся за иголку. | |
Ноябрь | 1 | Татарская н. и. «Хромая лиса» | Вводятся две лисы, если лиса устала она может поменять ноги. |
2 | Удмуртская н. и. «Водяной» | Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному. | |
3 | Эстонская н. и. «Птицы» | Пойманные птицы отдают свои фанты, которые разыгрываются в конце. | |
4 | «Лапта» | Играют до определённого количества очков. | |
Декабрь | 1 | «Почта» | Разновидность игры «Фанты» |
2 | «Невод» | Игры объединяются с помощью морфологического анализа и придумываются новые правила. | |
3 | Литовская н. и. «Ловля рыб» | ||
4 | «Салки со снежками» | Разновидность игры «Салки» | |
Январь | 1 | ||
2 | Татарская н. и. «Продаём горшки» | Водящий начинает бег в любом направлении. | |
3 | «Вышибалы» | Игрок может поймать мяч и вернуть в игру выбывшего игрока. | |
4 | «Перстни» | Если голящий отгадал у кого перстень, они обегают стульчики или лавку. Кто первым займёт место, тот и голит. | |
Февраль | 1 | Эстонская н. и. «Черное и белое» | Команды выбираются с помощью жеребьёвки. |
2 | Киргизская н. и. «Клади платок» | Разновидность игры «Пустое место» | |
3 | Латвийская н. и. «Птица без гнезда» | Пока птицы летают, гнёзда меняются местами. Каждая птица ищет своё гнездо. | |
4 | Составление новой игры с помощью морфологического анализа. |
Месяц | Неделя | Название | Варианты |
Март | 1 | Литовская н. и. «Птичка». | Разновидность игры «Фанты» |
2 | Казахская н. и. «Ястребы и ласточки» | Пойманные игроки считаются членами ловящей группы. | |
3 | Белорусская н. и. «Иванка» | Вводится два лесовика, а лебеди могут спасать пойманных, коснувшись рукой. | |
4 | Новая игра с помощью морфологического анализа. | ||
Апрель | 1 | Украинская н. и. «Колдун» | Ввести двух колдунов. |
2 | Игры народов Сибири и Дальнего Востока «Охота на куропаток». | Убегая, куропатки преодолевают препятствия (перепрыгивают через скамейку, подлезают под дугу и т. д. ) | |
3 | Якутская н. и. «Один лишний». | Разновидность игры «Уголки" | |
4 | Новая игра придуманная с помощью морфологического анализа. | ||
Май | 1 | «Школа мяча» | Игра проводится с маленьким мячом. |
2 | «12 палочек» | Команды делятся с помощью жеребьёвки. | |
3 | |||
4 |
Показатели динамики развития воспитанников по годам обучения в межаттестационный (доаттестационный) период
Параметры оценки (на выбор в зависимости от содержания программы) | Возрастная группа | Учебный год | Высокий уровень развития (кол-во, %) | Средний уровень развития (кол-во, %) | Низкий уровень развития (кол-во, %) | динамика |
Развитие игровой деятельности | 2 млад. гр. | 2007-2008 | 42% | 58% | - | Средний Уровень +2 |
Средн.гр. | 2008-2009 | 40% | 60% | - | ||
Старш. гр. | 2009 | 40% | 60% | - | ||
Речевое развитие | 2 млад. гр. | 2007-2008 | 30% | 50% | 20% | +5% |
Средн.гр. | 2008-2009 | 20% | 60% | 20% | ||
Старш. гр. | 2009 | 35% | 50% | 15% | ||
Развитие элементарных математических представлений | 2 млад. гр. | 2007-2008 | 30% | 42% | 28% | +10 |
Средн.гр. | 2008-2009 | 35% | 50% | 15% | ||
Старш. гр. | 2009 | 30% | 60% | 15% | ||
Развитие элементарных естественнонаучных представлений | 2 млад. гр. | 2007-2008 | 30% | 50% | 20% | Высокий Уровень+10 |
Средн.гр. | 2008-2009 | 25% | 55% | 20% | ||
Старш. гр. | 2009 | 40% | 40% | 20% | ||
Физическое развитие | 2 млад. гр. | 2007-2008 | 35% | 51% | 14% | + 14 |
Средн.гр. | 2008-2009 | 45% | 66% | - | ||
Старш. гр. | 2009 | 45% | 55% | - | ||
Здоровье | 2 млад. гр. | 2007-2008 | 24,1 | +7,6 | ||
Средн.гр. | 2008-2009 | 11,8 | ||||
Старш. гр. | 2009 | 6,5 |
Карта изучения уровня сформированности этических представление у детей четвёртого года жизни
Параметры изучения | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Умение проявлять настойчивость в освоении нового действия в игре. | ||||
Умение действовать по сигналу. | ||||
Учить видеть правильное выполнение правил игры другими детьми. | ||||
По показу воспитателя включаться в общую игру. | ||||
Учить проявлять сочувствие к сверстнику. | ||||
Учить проявлять настойчивость в освоении нового действия в игре. | ||||
Учить радоваться общим результатом игры. | ||||
Учить понимать, какое поведение в игре вызывает одобрение взрослого. | ||||
Развивать умение спокойно играть со сверстниками в знакомую подвижную игру. | ||||
Развивать умение охотно откликаться на предложение сверстника поиграть в знакомую подвижную игру. |
Карта изучения уровня сформированности этических представлений у детей пятого года жизни.
Параметры изучения | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Учить быть вежливым в игре. | |||
Учить приглашать сверстников в общую подвижную игру. | |||
Учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответным отношением к нему детей. | |||
Развивать умение самостоятельно организовать игру. | |||
Учить соблюдать правила игры, чтобы не выбыть из неё. | |||
Развивать умение проявлять инициативу. | |||
Развивать умения ориентироваться на позиции других людей. | |||
Развивать умение совместно действовать в игре. | |||
Учить выполнять главные и второстепенные роли в игре | |||
Учить понимать и принимать поставленную в игре задачу. |
Карта изучения уровня сформированности этических представлений у детей шестого года жизни.
Параметры изучения | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Развивать умение достойно проигрывать. | |||
Учить справедливо оценивать свои действия и действия других играющих | |||
Развивать умение добиваться результата, стремление к победе. | |||
Развивать умение радоваться победе товарищей. | |||
Учить справедливо распределять обязанности до начала игры | |||
Учить оценивай свои действия и поступки как бы со стороны, глазами людей. | |||
Развивать умение подчиняться общепринятым правилам. | |||
Учить самостоятельно анализировать результат игры | |||
Учить замечать положительное и недостатки в процессе игры. | |||
Учить самостоятельно придумывать варианты игры |
Карта изучения уровня сформированности этических представлений у детей седьмого года жизни.
Параметры изучения | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Развивать умение сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. | |||
Развивать умение помогать товарищу достичь победы | |||
Учить быстро принимать решение и приводить его в исполнение. | |||
Учить находить выход из критического положения | |||
Учить приспосабливаться к изменяющимся условиям игры. | |||
Учить тактично высказывать свою точку зрения . | |||
Умей терпеливо выслушивать предложения товарищей по игре. | |||
Учить проявлять сдержанность, некоторое самоограничение. | |||
Учить не зазнаваться, если одержал победу. | |||
Воспитывать уважение к русской культуре. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формирование этических представлений у детей дошкольного возраста"
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста...
Статья "Формирование у дошкольников этических представлений с помощью подвижной игры"
В статье представлен опыт по развитию у детей этических представлений с помощью подвижной игры....
Воспитание чувств и формирование этических представлений.
Развитие нравственного соснания...
Формирование этических представлений и воспитание гуманных чувств у дошкольников
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия,Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее,кто прилагает усилия, чтобы она стала еще к...
Формирование этических представлений дошкольников об отношении к окружающей природе
Для выступления на педагогическом совете и для оформления информационного уголка...
Конспект НОД по формированию этических представлений «Путешествие по сказке Золушка» в подготовительной группе
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относится правила учтивости и вежливости, принятые в обществе....
Формирование этических представлений у детей младшего и среднего возраста, через сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры дадут ребёнку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и фор...