План самообразования "Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности"
методическая разработка по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_ekologich_vosp_cherez_raznye_vidy_deyat_2023-2024_ulyanova.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 12
Индивидуальный план
самообразования
воспитателя
Ульяновой Татьяны Александровны
на 2023 - 2024 год
Сорочинск – 2023г.
План самообразования
1.Ф.И.О. педагога – Ульянова Татьяна Александровна
2.Образование – высшее, 1 квалификационная категория.
3.Тема самообразования: « Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности».
4.Работа начата –01.09.2023 г.
5. Предполагается закончить – 30.05.2024 г.
6. Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой
Цель:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы
7. Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Создать предметно - развивающую среду в группе, использовать в работе ИКТ.
4. Разработать лэпбук для работы с детьми.
5.Разработать консультации для организации воспитательно – образовательного процесса.
6. Применить эти разработки на практике.
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы.
- анализ и обобщение теоретических данных.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования.
- создание консультаций и презентации для воспитателей.
- анализ результатов работы.
8.Актуальность темы:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
9. В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»
7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru
10.Предполагаемый результат:
- разработка консультации для воспитателей по экологическому воспитанию;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- создание лэпбука по экологическому воспитанию.
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков профессионализма и творчества.
- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения синтезировать полученные знания, привлечение к коллективному труду, поддержание познавательного интереса к происходящему в природе, формирование уважительного и заботливого отношения к ней.
11. Форма самообразования: индивидуальная.
12.Перспективы развития самообразования -
Я определила перспективу на будущее:
- продолжать использовать полученные знания для развития познавательно-исследовательских способностей детей;
- активизировать творческую активность детей, опираясь на их познавательные интересы.
-подготовить консультацию для воспитателей и родителей.
13. Форма отчёта по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
План работы по экологической деятельности на 2023 – 2024 учебный год
Сентябрь
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
Наблюдения и опыты в природе. Сбор материалов в копилку «Подарки осени» Подвижные игры: а) «Солнышко и дождик» б) «Воробышки и автомобиль» Знакомство с комнатными растениями группы. -Загадки-движения -Беседы о лете. Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты -«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету. Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность. Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок. | «Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка Традиционная осенняя выставка «Осенняя копилка». Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди. | Оформить уголок природы. Создание альбома гербария «Листья на нашем участке» Изготовление эколого – дидактических игр: -«Овощи и фрукты». -«Животные и птицы». Сбор цветочных семян, природного материала. |
Октябрь.
Ноябрь.
Декабрь.
Январь.
Февраль.
Март.
Апрель.
Май.
Учебно - методическая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»
7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисо...
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
План по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников посредством различных видов деятельности».
laquo;Нельзя возвышать один пол над другим, как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их».Ж.-Ж. Руссо...
План работы по самообразованию на 2021-2025 учебные года. «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План работы по самообразованию "Экологическое воспитание"...
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...
План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".
План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий"....