Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей в возрасте от 1,5-3 лет в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО.
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.docx | 12.86 КБ |
zhizhenkova_rpps_1.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей в возрасте от 1,5-3 лет в соответствии с ФГОС ДО» — https://cloud.mail.ru/public/3zuK/4s8ZzNg6E
Предварительный просмотр:
Жиженкова Светлана Геннадьевна,
старший воспитатель,
педагог-психолог
Светлана Сергеевна Моисеева,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей в возрасте от 1,5-3 лет в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО.
В период раннего детства ребенок активно познает окружающий мир. Поэтому необходимо сделать окружение для детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.
Развивающее пространство должно быть оснащено средствами развития и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы):
- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и малоподвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Именно поэтому все зоны развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) в группе должны обеспечивать и предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами:
- удовлетворять потребность малыша в движении;
- формировать положительный эмоциональный настрой;
- побуждать детей к активной речи.
2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3). Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в группе полифунциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употреблении) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детьми;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
5.) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Для удовлетворения потребности в двигательной активности малышей необходимо правильно подойти к организации РППС, учитывая то, что пространство должно быть достаточно большое в группе. Так чтобы это позволяло каждому малышу найти деятельность по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Для решения поставленных задач необходимо использовать различные психолого-педагогические средства: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована следующим образом:
1. В приемной оформлен уголок для родителей, информационные стенды, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же находится уголок-выставка детских работ по изобразительной деятельности, где выставляются детские работы.
2. Зона двигательной активности.
Потребность в движении является важной задачей при организации развивающей предметно - пространственной среды. Поэтому в «Зону двигательной активности» в соответствии с режимными моментами размещать - «дорожки здоровья», массажные коврики, мячи, обручи, кольца, атрибуты (погремушки, флажки, маски). Для проведения и организации игр, утренней гимнастики, минуток шалости, подвижных и малоподвижных игр, музыкальной паузы необходимо разработать картотеку (это грамзапись детских мелодий, песен, звуков природы и т.д.). Предметное наполнение игровой зоны применять при организации подвижных игр, как в группе, так и на улице для индивидуальной, совместной деятельности с детьми.
3.Зона изобразительной творческой деятельности- ИЗО.
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Для организации творческой деятельности уголок ИЗО оборудовать переносным материалом, который вносится по мере организации изобразительной деятельностью: мелками, наборами карандашей, глиной, солёным тестом, пластилином, восковыми мелками, штампиками, трафаретами, раскрасками, бумагой для рисования, гуашью и кистями и т.д. Дети очень любят рисовать пальчиками, ладошкой. С этой целью на настенное панно размешать листы ватмана, которые меняются в зависимости от темы, месяца и сюжета. Такого рода деятельность позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность. Для проявления и поддержки творческой активности и развития изобразительных действий детей вносить разнообразный материал для детского творчества, в виде пано-панорам, где изображены ладошки различными цветами, определяют их настроение. Сопоставлять свое настроение с изображенным, что обеспечивает развитие творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами (красками, мелками, карандашами, печатками), обогащает их тактильные ощущения. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из глины, пластилина, солёного теста.
4. Зона речевого развития- книжный уголок
Развитие активной речи является одной из основных задач развития детей, поэтому необходимо уделять внимание созданию книжного уголка. Где подобраны книги, наборы предметных и сюжетных картинок, игры на познавательное и речевое развитие. Ведь дети любят, когда мы читают книги и с интересом рассматривают иллюстрации.
5. Зона познавательного развития
Для развития познавательной активности, мелкой моторики определить зону сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Необходимо поместить различный игровой материал: комплектации матрешки, неваляшки, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры, бизиборды и т.д..
6.Музыкально-театральная зона
С особым интересом дети занимаются в музыкально-театральном уголке. Для расширения и обогащения эмоционального опыта использовать музыкальное искусство, что представляет собой неисчерпаемые возможности, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Под веселую музыку выполнять вместе с детьми разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения. Здесь можно разместить музыкальные инструменты, которые, помимо радостных эмоций у детей, развивают фонематический слух и чувство ритма. Также выкладывать шумовые инструменты и различные виды театра, созданные по мотивам русских народных сказок: пальчиковый, кукольный, настольный театр, бумажный театр и т.д. Здесь же разместить на стене фланелеграф, маски для игр-драматизаций, ширмы и др. для проведения совместных театрализованных представлений.
7. Игровая зона «Жилая комната».
Эта игровая зона создаётся для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь же находятся атрибуты для обучения сюжетно-ролевым играм: подвижные мягкие модули для конструирования, куклы, кроватки, одежда для кукол и посуда. Все игрушки и атрибуты размещать так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.
8. Сундучок для ряженья
Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья. Совместно с родителями можно сшить разноцветные платья, фартучки и. др. Из соленого теста сделать бусы. Дети удовольствием наряжаются и учатся играть в сюжетно-ролевые игры совместно с взрослыми.
9.Уголок природы расположен у окна, здесь я создавать условия для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы. Разместить мини-огород на окне, где высаживать лук, рассаду цветов для клумб. Так дети получают возможность наблюдать за ростом данных растений и принимать участие в уходе за ними. Здесь же разместить наборы открыток: цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т.д.).
10. Место для уединения.
Для места уединения выставлять переносную палатку или ширму. Это место, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.
Развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо постоянно пополнять развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями, атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.
Результатом будет служить следующее :
*включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность,
* низкий уровень шума в группе,
* низкая конфликтность между детьми,
* выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей.
*И, конечно же, положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость и желание ходить в детский сад.
Литература.
1. Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.
2. Н.С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с.: ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
5.ФГОС от 17 октября 2013 г.№ 1155
5.Федина Нина Владимировна, «От ФГТ к ФГОС дошкольного образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....