Индивидуальный план повышения квалификации
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_povysheniya_kvalifikatsii.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период
Ахметшиной Нафисы Шакирзяновны (2021-2025)
Тема самообразования: "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников"
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев
В. А. Сухомлинский
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Актуальность:
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими». И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Форма отчета:
- мастер-класс для родителей;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
- массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- лепка из пластилина с использование природного материала;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
- пальчиковый театр;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- нетрадиционные техники рисования;
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера.
- различные виды аппликаций
- рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты
- дидактические игры; доска «геометрик»
- шнуровка
- игры с мелкими предметами.
План работы по самообразованию
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук (младшего и среднего возраста).
3. Подготовить консультации для родителей
Время проведения | Название мероприятия | |
Работа с родителями | сентябрь | Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» Мастер-класс « Пальчиковая театральная игрушка» |
октябрь | Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей». | |
Консультация для родителей «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» | ||
ноябрь | Памятка «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», | |
декабрь | Консультация для родителей «Важные факторы в развитие мелкой моторики» Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика» | |
январь | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования» | |
февраль | Памятка для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода» | |
март | Консультация для родителей «Игровой самомассаж для кистей и пальцев» | |
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». | ||
апрель | Мастер-класс «Развиваем пальчики, развиваем ум» | |
май | Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» | |
Работа с воспитателями | сентябрь | Мастер-класс « Пальчиковая театральная игрушка» |
февраль | Открытое занятие по развитию речи. | |
Работа с детьми | В теч. года | Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей. |
В теч. года | Обучение детей игре «Шнуровка». Разбор красной и белой фасоли, горох, рис, макароны. Рисование кистью, ватными палочками, губкой. Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок» Конструирование из палочек Кюизенера Штриховка рисунков Лепка из пластилина Учить детей одевать и раздевать кукол. Конструирование из разных видов конструкторов. Настольные игры «Собери картинку» (крупные пазлы, мозаика). Игра с прищепками «Маленькие помощники» Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек Игра «Шнуровка», «Геомерик» Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок» Учить детей пользоваться ножницами Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук) Учить детей изображать пальчиками различные фигуры "Пальчиковый театр". | |
План работы:
Этапы: | Цель | Задачи | Ожидаемый результат | |||||
1. «Диагностичекий» 2020-2021 год | Изучение возможностей и потребностей детей и родителей по развитию сенсорных способностей детей в игре. | Анализ организованной образовательной деятельности. Изучение возможности качественной реализации развития сенсорных способностей в системе образовательного процесса. Изучение потребностей родителей и материально-технической базы для продуктивной работы над темой. Анализ методической литературы. Разработка рабочей программы педагога. Создание материально-технических, организационных и научно-методических условий. Оценка уровня развития сенсорных способностей детей. Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". | Изучена литература, проанализированы ресурсы, учтены запросы родителей, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа. Консультации для родителей «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?». | |||||
2. «Прогностический» 2021-2022 год | Введение игровых технологий в воспитательно-образовательный процесс. | Изучить современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста. Разработать комплекс консультаций для родителей по развитию сенсорных способностей детей. Подобрать игры для развития сенсорных способностей детей. | Внедрение игровых технологий в организованной образовательной и совместной деятельности. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. Размещение информации на стенде для родителей о дидактических играх по сенсорному развитию «Сенсорное развитие с помощью дидактических игр». | |||||
3. «Практический» 2022-2023 год | Создание условий для развития сенсорных способностей детей. | Создание и поддержание условий для творческой работы с детьми. Разработка и проведение занятий с применением игровых технологий. Постоянный анализ развития сенсорных способностей детей. Непрерывное пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе. | Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. Оформление предметно-развивающей среды с учетом активизации сенсорных способностей Выставка детских работ «Путешествие в страну сенсорики» по продуктивной деятельности для родителей. | |||||
4. «Обобщающий» 2023-2024 год | Обобщение результатов по теме самообразования. | Развивать познавательную активность дошкольников. Проведение занятий с использованием игровой деятельности. Привлечение родителей к развитию познавательной активности у детей и оказанию помощи в проведении занятий. Анализ формирования сенсорных способностей у детей (мониторинг индивидуального развития) Оформление результатов работы по теме самообразования. | Развитие интереса у детей к получению знаний, умения нестандартно мыслить. Оформления опыта работы по теме. Оформление папки - передвижки» «Взаимодействие детского сада и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО» Проведения «Дня открытых дверей» для родителей. | |||||
5. «Внедренческий» 2024-2025 год | Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы. Распространение собственного опыта путем участия в методических объединениях и в конкурсах. Фото-отчёт для родителей «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем». | |||||||
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Павлова Л.Н. Развивающие игры занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.
3. Пилюгина Э.Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983.
4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. М., 2016;
5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М., 2016;
6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста - Москва, Мозаика - Синтез, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения квалификации "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Тема по самообразованию Набиуллиной Э.Х....
Индивидуальный план повышения квалификации
Индивидуальный план повышения квалификации на 2015-2020 г.г....
Индивидуальный план повышения квалификации
Индивидуальный план повышения квалификации на 2015 - 2020 годы...
Индивидуальный план повышения квалификации Кокоревой М. Г.
Тема моего самообразовния «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГОС и вовлечение в спортивную жизнь родителей воспитанников»Работа над данной темой рассчита на 5 лет (2013 - 201...
Индивидуальный план повышения квалификации
Индивидуальный план повышения квалификации...
Индивидуальный план повышения квалификации "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
"Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"...
Индивидуальный план повышения квалификации учителя-дефектолога на 2013-2017 гг.
Индивидуальный план повышения квалификации учителя-дефектолга Садеевой Эльмиры Минсалиховны на 2013-2017 учебные годы. Тема: " Развитие речевой и познавательной деятельности детей раннего возраста с о...