Рабочая программа по мнемотехники
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ
«Анцирский детский сад»
Долингер О.В. _____________
Рабочая программа
по теме:
«Использование нетрадиционных технологий в
речевом развитии детей. Мнемотехника.»
Воспитатель высшей категории:
Ерусланова СВ
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел………………………………………………………………….
1. 1.Пояснительная записка .....................................................................................
1.2.Цель и задачи рабочей программы…………………………………………..
1.3.Новизна……………………………………………………………………….
1.4. Планируемые результаты………………………………………………..
2. Содержательный раздел……………………………………………………..
2.1. Формы, методы, способы реализации Программы ………………………
2.2. Учебно-тематический план …….…………………………………………….
2.3. Диагностическое сопровождение Программы ……………………………
2.4. Методическое сопровождение программы …………………………..…….
3. Организационный раздел………………………………………………………
3.1.Структура занятий……………………………………………………………..
3.2.Учет работы по Программе……………………………………………………
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Мы живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объѐма информации. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Современные исследования доказали, что целесообразно использовать эту технологию с дошкольного возраста.
Данная Программа рассчитана на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 2-7 лет.
В процессе реализации Программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Исследования показывают, что дети, занимающиеся по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития речи, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.
При создании Программы использовались нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);
- Устав МКДОУ д/с №16 «Светлячок»
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 2-7 лет.
Сроки реализации программы –5 лет.
1.2. Цель Программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.
Задачи Программы:
• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, речи и др.;
• кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
• развитие навыков письменной речи.
- Новизна
Авторским вкладом является разработка перспективного планирования по использованию метода мнемотехника с детьми 2-3 лет, 3-4 лет и 4-5 лет жизни. Также авторским вкладом является дополнение содержания Программы темами актуальными для изучения дошкольниками на основе русских народных сказок и других фольклорных произведений с включением практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей.
Особенностью программы также является использование особых форм работы с дошкольниками:
самостоятельное кодирование литературных произведений;
создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;
создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;
использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений;
кодирование слов и составление ребусов.
1.4. Планируемые результаты
По окончании реализации программы воспитанник :
Имеет представление:
о способах кодирования информации литературных и авторских произведений;
о необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации.
Знает:
10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;
8-10 пословиц, объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы;
достаточное количество русских народных сказок;
8-10 стихотворений разных авторов о временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др).
Умеет:
самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии;
составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;
прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;
расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;
пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни.
2.1. Формы, методы реализации Программы
2- 4 лет
Формы | методы |
Групповая Подгрупповая Индивидуальная | Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемоцепочка Пальчиковые игры беседа Подвижные игры. Логоритмика, дыхательная гимнастика. Творческая деятельность: рисование, лепка. Дидактические игры. Чтение художественных произведений |
5-7 лет
Формы | методы |
Групповая Подгрупповая Индивидуальная | Метод крокирования Эйдейтизм (образное запоминание) Метод Цицерона Метод трансформации Коллаж Мнемотаблица Метод ключевых слов Разучивание и декламация стихов Конкурсы стихов. Подвижные игры. Логоритмика, дыхательная гимнастика. Творческая деятельность: рисование, лепка. Дидактические игры. Диалог с игрушкой. Драматизация Чтение художественных произведений Проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям Разгадывание и составление ребусов Пересказы Рассматривание и анализ коллажей Анализ прочитанных произведений Творческие задания (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц) |
Основные методы мнемотехники:
Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
-обозначение (кошка);
-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);
-оживление (уже увидели, чем она занимается);
-обогащение деталями (где кошка находится);
-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);
-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д. 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.
Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.
Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать.
Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
2.2. Учебно-тематический план.
Месяц | Темы | Количество занятий |
1 год реализации программы – 2 группа раннего возраста Блок «Подготовительный» | ||
сентябрь | Мониторинг | 2 |
октябрь | Знакомство с мнемодорожкой «Про осень» Пальчиковая игра «Осень, осень к нам пришла» Логоритмическое упражнение «Яркими красками листья сверкают» Дидактическая игра «Чего не стало» | 1 1 1 1 |
ноябрь | Потешка «Водичка, водичка» Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим» Заучивание стихотворения А.Барто «Мишка» Сказка «Курочка Ряба» | 1 1 1 1 |
декабрь | Знакомство с мнемодорожкой «Зимушка-зима» Логоритмическое упражнение «Снежок» Заучивание стихотворения А.Барто «Грузовик» Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» | 1 1 1 1 |
январь | Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирек» Сказка «Репка» Заучивание стихотворения А.Барто «Лошадка» | 1 1 1 |
февраль | Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик» Пальчиковая игра «Замок» Потешка «Наша Маша маленька» Дидактическая игра «Чего не стало?» | 1 1 1 1 |
март | Знакомство с мнемодорожкой «Весна - красна» Стихотворение Л. Герасимовой «Весна» Заучивание стихотворения А.Барто «Бычок» Сказка «Теремок» | 1 1 1 1 |
апрель | Потешка «Как у нашего кота» Пальчиковая игра «Капель» Дидактическая игра «Что в коробочке лежит?» Заучивание стихотворения А.Барто «Зайка» | 1 1 1 1 |
май | Потешка «Божья коровка» Пальчиковая игра «Улитка» Дидактическая игра «Чего не стало?» Сказка «Колобок» Мониторинг | 1 1 1 1 1 |
ИТОГО | 34 | |
2 год реализации программы – младшая группа Блок «От сказки к сказке» | ||
сентябрь | Мониторинг Сказка «Аленушка и лиса» | 2 2 |
октябрь | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». | 4 |
ноябрь | Сказка «У страха глаза велики» | 4 |
декабрь | Сказка «Маша и медведь» | 4 |
январь | Сказка «Рукавичка» | 3 |
февраль | Сказка «У солнышка в гостях» | 4 |
март | Сказка «Заюшкина избушка» | 4 |
апрель | Сказка «Коза - дереза» | 4 |
май | Сказка «Волк и козлята» Мониторинг | 3 2 |
ИТОГО | 36 | |
3 год реализации программы – средняя группа Блок «От сказки к сказке» | ||
сентябрь | Мониторинг Сказка «Лиса и кувшин» | 2 2 |
октябрь | Сказка «Мужик и медведь». | 4 |
ноябрь | Сказка «Гуси - лебеди» | 4 |
декабрь | Сказка «По щучьему велению» | 4 |
январь | Сказка «Заяц - хваста» | 3 |
февраль | Сказка «Лисичка сестричка и серый волк» | 4 |
март | Сказка «Снегурочка» | 4 |
апрель | Сказка «Смоляной бычок» | 4 |
май | Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Мониторинг | 3 2 |
ИТОГО | 36 | |
4 год реализации программы – старшая группа Блок «Мнемотехник» | ||
сентябрь | Мониторинг Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство» | 2 2 |
октябрь | Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство» Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года | 2 2 |
ноябрь | Творческое рассказывание на заданную тему | 4 |
декабрь | Отгадывание загадок | 4 |
январь | Зима. Составление рассказов о времени года | 3 |
февраль | Творческое рассказывание на заданную тему | 4 |
март | Весна. Составление рассказов о времени года | 4 |
апрель | По дорогам сказок | 4 |
май | Составление загадок Мониторинг | 3 2 |
ИТОГО | 36 | |
5 год реализации программы – старшая группа Блок «Мнемотехник» | ||
сентябрь | Мониторинг Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года. Заучивание стихов об осени. | 2 2 |
октябрь | «Пословицы и поговорки русского языка» | 4 |
ноябрь | Творческое рассказывание на тему скороговорок | 4 |
декабрь | «Спряталась загадка» | 4 |
январь | «Ребусы, ребусы, ах уж эти ребусы» | 3 |
февраль | «Пословицы и поговорки русского языка» | 4 |
март | «Скоро в школу» - заучивание стихов о школе. | 4 |
апрель | По закодированным дорогам | 4 |
май | Скоро лето Мониторинг | 3 2 |
ИТОГО | 36 |
2.3. Диагностическое сопровождение Программы
Для диагностирования по Программе определили сроки 1-2 недели сентября и 3-4 неделя мая. Организация этой части Программы проходит в форме игр, бесед.
Мониторинг позволяет педагогу: выявить и проанализировать проблемы, возникающие у воспитанников в процессе изучения материала; определить общую тенденцию усвоения программного материала. Для оценки качества образования по данной Программе, модифицирована диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко.
Методика диагностирования детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Выявить знаний детей 2-3 лет
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать о характерных особенностях времен года; | Обследование мнемодорожки «Времена года» | Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице | Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице | Не называет особенности времени года закодированные в таблице | Мнемодорожка «Времена года» |
Рассказывать знакомые стихи с использованием мнемодорожки | Обследование мнемодорожек по стихам А.Барто | Узнает и самостоятельно расказывает стихотворение | Узнает и с помощью взрослого расказывает стихотворение | Не узнает и не рассказывает стихотворение | Мнемодорожки | |
Составлять последовательны й пересказ знакомых сказок; | Обследование мнемодорожка к сказке «Курочка ряба» | Составляет последовательный пересказ сказки | Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. | Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. | Мнемодорожка «Курочка ряба» | |
Определять название спрятанной в таблице сказки; | Обследование мнемодорожки к сказке «Курочка ряба» | Узнает и называет название сказки закодированной в таблице | Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице | Не узнает сказку | Мнемодорожка «Курочка ряба» | |
Умение выражать словами свои ощущения от прикосновения к разным поверхностям. | Обследование «Тактильных дощечек» | Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.» | Затрудняется комментировать все предложенные ощущения | Не выражает свои ощущения словами | «Тактильные дощечки» | |
Узнавание и рассказывание знакомых потешек по мнемодорожке | Обследование мнемодорожки к потешкам | Узнает и самостоятельно расказывает потешку | Узнает и с помощью взрослого расказывает потешку | Не узнает и не рассказывает потешку | Мнемодорожки | |
Проявление интереса к народным сказкам. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам | Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации | Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку | Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках | Альбом «Из какой я сказки» | |
Умение соотносить символы с образом | Дидактическая игра «Спрячь сказку» | Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) | Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами | Не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. | Набор геометрических фигур, сказка «Теремок» |
Методика диагностирования детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Выявить знаний детей 3-4 лет
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать о характерных особенностях времен года; | Обследование мнемотаблицы «Времена года» | Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице | Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице | Не называет особенности времени года закодированные в таблице | Мнемотаблица «Времена года» |
Рассказывать о характерных признаках домашних и диких животных; | Обследование мнемотаблицы «Животные» | Узнает и называет все характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице | Узнает и называет 50% характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице | Не называет ни одного признака диких и домашних животных закодированных в таблице | Мнемотаблица | |
Составлять последовательны й пересказ знакомых сказок; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба» | Составляет последовательный пересказ сказки | Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. | Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. | Мнемотаблица «Курочка ряба» | |
Определять название спрятанной в таблице сказки; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба» | Узнает и называет название сказки закодированной в таблице | Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице | Не узнает сказку | Мнемотаблица «Курочка ряба» | |
Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы). | Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба» | Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, курица – ноги куринные и т.д.) | Не все символы в таблице преобразовывает в образы | Затрудняется провести аналогию между символом и образом | Мнемотаблица «Курочка ряба» | |
Умение выражать словами свои ощущения от прикосновения к разным поверхностям. | Обследование «Тактильных дощечек» | Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.» | Затрудняется комментировать все предложенные ощущения | Не выражает свои ощущения словами | «Тактильные дощечки» | |
Проявление интереса к народным сказкам. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам | Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации | Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку | Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках | Альбом «Из какой я сказки» | |
Способность обозначать одним символом реальный образ | Дидактическая игра «Спрячь сказку» | Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) | Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами | Не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. | Набор геометрических фигур, сказка «Теремок» |
Методика диагностирования детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Выявить знаний детей среднего дошкольного возраста
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать о характерных особенностях времен года; | Обследование мнемотаблицы «Времена года» | Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице | Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице | Не называет особенности времени года закодированные в таблице | Мнемотаблица «Времена года» |
Составлять последовател ьный пересказ знакомых сказок; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Заюшкина избушка» | Составляет последовательный пересказ сказки | Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. | Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. | Мнемотаблица «Заюшкина избушка» | |
Определять название спрятанной в таблице сказки; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Заюшкина избушка» | Узнает и называет название сказки закодированной в таблице | Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице | Не узнает сказку Мнемотаблица «Заюшкина избушка» | Мнемотаблица «Заюшкина избушка» | |
Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы). | Обследование мнемотаблицы к сказке «Рукавичка» | Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.) | Не все символы в таблице преобразовывает в образы | Затрудняется провести аналогию между символом и образом | Мнемотаблица «Рукавичка» | |
Способность обозначать одним символом реальный образ | Дидактическая игра «Спрячь сказку» по сказке «Петушок и бобовое зернышко» | Умеет замещать образы геометрическими фигурами (корова – коричневый круг, петушок – оранжевый треугольник и т.д.) | Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами | Не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. | Набор геометрически х фигур | |
Умения рассказывать знакомые сказки по коллажу. | Обследование коллажа к сказке «Маша и медведь» | Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу | Узнает, но затрудняется рассказать сказку | Не узнает сказку по коллажу | Коллаж к сказке «Маша и медведь» | |
Проявление интереса к народным сказкам. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам | Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации | Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку | Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках | Альбом «Из какой я сказки» | |
Определение количества слогов в слове.
| Д.и. «Волшебный барабанчик» | Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах, ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет количество слогов цифрой. | Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах, ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет количество слогов цифрой. | Ошибается при определении количества слогов в словах. | Барабан. | |
Умение образовывать слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом. | Рассматривание персонажей сказок | Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта | Образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту | Не образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом | Иллюстрации персонажей сказок | |
Умение выделять определенный звук в отдельных словах. | Д.и. «Поймай звук» | При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова | При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 34 раза произношения слова | При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук) | ||
Проявление творческой индивидуальности. | Инсценировка знакомой сказки. | Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. | Не проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки, но от предложенных ролей не отказывается. | Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. | Атрибуты для инсценировки сказки. | |
Участие в коллективном пересказе.
| Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. | Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. | Не участвует в коллективном пересказе сказки | |||
Умение ориентироваться па плоскости листа. | Графический диктант | Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа. | Ошибается в определении 2х направлений | Не определяет направления на листе бумаги. | Листы в крупную клетку | |
Умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображения на листе бумаги.
| Д.у. «Назови, кто изображен на карточке и найди пару» | Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок | При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок | Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. | Карточки с графическим изображением персонажей сказок и их сказочная аналогия | |
Умение отвечать на вопросы | Д.у. «Подумай и ответь» | Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения | Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения | Не отвечает на поставленные вопросы | ||
Умение слушать ответы других детей. | Совместный пересказ знакомых сказок | Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы. | Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно. | Не слушает ответы сверстников. |
Методика диагностирования детей старшей возрастной группы.
Цель: Выявить знаний детей старшего дошкольного возраста
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать о характерных особенностях времен года; | Обследование мнемотаблицы «Времена года» | Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице | Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице | Не называет особенности времени года закодированные в таблице | Мнемотаблица «Времена года» |
Составлять последовател ьный пересказ знакомых сказок; | Обследование мнемотаблицы к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года; «Каша из топора» - конец года | Составляет последовательный пересказ сказки | Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. | Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. | Мнемотаблица «Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года; «Каша из топора» - конец года | |
Умение отгадывать загадки
| Обследование мнемотаблиц с закодированными загадками | Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ | Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ | Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам | Мнемотаблицы с закодированным и загадками; | |
Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы). | Обследование мнемотаблицы к сказке «Рукавичка» | Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.) | Не все символы в таблице преобразовывает в образы | Затрудняется провести аналогию между символом и образом | Мнемотаблица «Рукавичка» | |
Составление пересказа произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения. | Беседа по тексту рассказа «Осень» - начало года; «Весна красна» - конец года | Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения | Затрудняется пересказать после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения | Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. | Умение кодировать информацию. | |
Умение кодировать информацию | Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам | Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого | Не способен закодировать информацию без помощи взрослого | |||
Умение расшифровывать ребусы | Расшифровка ребусов | Расшифровывает ребусы без помощи взрослого | Отгадывает элименты но не составляет целое слово | Не отгадывает ни одного элемента ребуса | Д.и. «Ребусы» | |
Составление распространенного предложения
| Чтение информации по мнемодорожке. | Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого | Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого | Составляет простое предложение распростороняя его только при наводящих вопросах | ||
Умение образовывать однокоренные слова. | Д.и. «Снежный ком» | С удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов | Образовывает недостаточное количество однокоренных слов | Затрудняется образовывать однокоренные слова | ||
Умение подбирать рифму к словам.
| Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл | Подбирает рифму к любому предложенному слову. но срифмованные слова не имеют смыслового значения | Затрудняется подбирать рифмы к словам |
Методика диагностирования детей подготовительной к школе группы.
Цель: Выявить знаний детей подготовительной к школе группы.
Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.
Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.
характеристика показателей | Содержание | Метод | Критерии | Материал для проведения диагностики | ||
ПЗРП | ПЗРЧ | ПЗНР | ||||
Умение использовать мнемотаблицу | Рассказывать скороговорки | Обследование мнемотаблиц с закодированными скороговорками | Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи. | Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи. | Не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице | Картотека скороговорок в мнемотаблицах |
Рассказывать пословицы и поговорки | Обследование мнемотаблиц с закодированными пословицами | Называют и понимают смысл 5-6 пословиц | Называют и понимают смысл 3-4 пословиц | Не называют пословицы при работе с картотекой | Картотека пословиц в мнемотаблицах | |
Умение отгадывать загадки
| Обследование мнемотаблиц с закодированными загадками | Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ | Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ | Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам | Мнемотаблицы с закодированным и загадками | |
Умение составлять мнемозагадки | Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. | Составляет мнемотаблицы и придумывает загадкипри незначительной помощи взрослого | Не способен закодировать информацию заложенную в загадке без помощи взрослого | |||
Умение кодировать информацию.
| Самостоятельно составляет мнемотаблицы к стихам. | Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого | Не способен закодировать информацию заложенную в стихотворение без помощи взрослого | |||
Умение расшифровывать ребусы
| Расшифровка ребусов | Расшифровывает ребусы без помощи взрослого | Отгадывает элементы, но не составляет целое слово | Не отгадывает ни одного элемента ребуса | Д.и. «Ребусы» | |
Умение самостоятельно составлять ребусы
| Проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы | Проявляет интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимает попытки составить ребус | Не проявляет интереса к составлению ребусов. |
2.4. Методическое сопровождение Программы:
1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001
2. Полянская Т. Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
3. Хрестоматия «Русские народные сказки»
4. А.Барто «Стихи малышам»
5.Детские кроссворды, ребусы, загадки, скороговорки, потешки.
6. Картотеки дыхательной и артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, чистоговорок.
3. Организационный раздел
Программа «Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей. Мнемотехника.» рассчитана на 5 учебных лет – всего 178 учебных часов. В неделю – 1 занятие, время занятия соответствует возрастной группе согласно нормам СанПина. Занятие организуется педагогом в вечернее время в соответствии с циклограммой планирования за рамками образовательной деятельности.
Циклограмма
Группа | ВТ | СР | ЧТ |
2 ранняя | Мнемотехника | ||
Младшая | Мнемотехника | ||
Средняя | Мнемотехника | ||
Старшая | Мнемотехника | ||
Подготовительная | Мнемотехника |
3.1.Структура занятий
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.).
3.2.Учет работы по Программе.
Педагог в конце учебного года представляет творческий отчет о результатах реализации Программы в виде презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Мнемотехника в развитии связной речи детей"
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценное взаи...
Рабочая программа по дополнительному образованию. Мнемотехника. для детей 3-7 лет «Запоминайка»
Мнемотехника способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы ...
Рабочая программа по мнемотехнике
Рабочая прграмма по мнемотехнике для детей дошкольного возраста...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа кружка "Мнемотехника для дошкольников" 5-6 лет
Рабочая программа для дополнительной работы с детьми по развитию речи...
Рабочая программа по Мнемотехнике старший дошкольный возраст
Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зри...
Рабочая программа по дополнительному образованиюпо мнемотехнике в подготовительной группе
Рабочая программа по дополнительному образованию, по мнемотехнике, в подготовительной группе.Эта программа может быть использована педагогами допонительного образования в детском саду....