Рабочая программа по мнемотехники
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Ерусланова Светлана Владимировна

Рабочая программа по мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx59.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ

«Анцирский детский сад»

Долингер О.В. _____________

Рабочая программа

по теме:

 «Использование нетрадиционных технологий в

речевом развитии детей. Мнемотехника.»

                                                  Воспитатель         высшей категории:

Ерусланова СВ

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел………………………………………………………………….

1. 1.Пояснительная записка .....................................................................................

1.2.Цель и задачи рабочей программы…………………………………………..

1.3.Новизна……………………………………………………………………….

 1.4. Планируемые результаты………………………………………………..

2. Содержательный раздел……………………………………………………..

2.1. Формы, методы, способы реализации Программы ………………………

2.2. Учебно-тематический план …….…………………………………………….

2.3. Диагностическое сопровождение Программы ……………………………

2.4. Методическое сопровождение программы …………………………..…….

3. Организационный раздел………………………………………………………

3.1.Структура занятий……………………………………………………………..

3.2.Учет работы по Программе……………………………………………………

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Мы  живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объѐма информации. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и  воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.  Современные исследования доказали, что целесообразно использовать эту технологию с дошкольного возраста.

Данная Программа рассчитана на развитие мышления и речи дошкольников с помощью  использования мнемотехнических приемов  детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 2-7 лет.

В процессе реализации Программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.  

Исследования показывают, что дети, занимающиеся по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития речи, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.

При создании Программы использовались нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);

      - Устав МКДОУ д/с №16 «Светлячок»

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 2-7 лет.

Сроки реализации программы –5 лет.

1.2. Цель Программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.

Задачи Программы:

 • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, речи и др.;  

• кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

• развитие навыков письменной речи.

  1. Новизна

Авторским вкладом является разработка  перспективного планирования по использованию метода мнемотехника с детьми 2-3 лет, 3-4 лет и 4-5 лет жизни. Также авторским вкладом является дополнение содержания Программы  темами актуальными для изучения дошкольниками на основе русских народных сказок и  других фольклорных произведений с включением   практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей.

Особенностью программы также является использование особых форм работы с  дошкольниками:

  самостоятельное кодирование литературных произведений;

 создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;

 создание  коллажей к буквам, сказкам и временам года;

 использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений;

 кодирование слов и составление ребусов.

1.4. Планируемые результаты

По окончании реализации программы воспитанник :

Имеет представление:

 о способах кодирования информации литературных и авторских произведений;

 о необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации.

Знает:

 10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;

 8-10 пословиц, объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы;

 достаточное количество русских народных сказок;

 8-10 стихотворений разных авторов о временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др).

Умеет:  

 самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии;

 составлять мнемодорожки  и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;  

 прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;

 расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;

  пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни.  

 2.1. Формы, методы реализации Программы

2- 4 лет

Формы

методы

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Мнемоквадрат

Мнемодорожка

Мнемоцепочка

Пальчиковые игры

беседа

Подвижные игры.

Логоритмика, дыхательная гимнастика.

 Творческая деятельность: рисование, лепка. Дидактические игры.

 Чтение художественных произведений

 5-7 лет

Формы

методы

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Метод крокирования

Эйдейтизм (образное запоминание)

Метод Цицерона

Метод трансформации

Коллаж

Мнемотаблица

Метод ключевых слов

Разучивание и декламация стихов

Конкурсы стихов.

Подвижные игры.

Логоритмика, дыхательная гимнастика.

 Творческая деятельность: рисование, лепка. Дидактические игры.

Диалог с игрушкой.

Драматизация

Чтение художественных произведений

 Проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям

Разгадывание и составление ребусов

Пересказы

Рассматривание и анализ коллажей

Анализ прочитанных произведений

 Творческие задания (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц)

Основные методы мнемотехники:

Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.

Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:

-обозначение (кошка);

-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);

-оживление (уже увидели, чем она занимается);

-обогащение деталями (где кошка находится);

-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);

-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).

Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д. 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.

Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.

Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать.

Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов. 

2.2.  Учебно-тематический план.

Месяц

Темы

Количество занятий

1 год реализации программы – 2 группа раннего возраста

Блок «Подготовительный»

сентябрь

Мониторинг

2

октябрь

Знакомство с мнемодорожкой «Про  осень»

Пальчиковая игра «Осень, осень к нам пришла»

Логоритмическое упражнение «Яркими красками листья сверкают»

Дидактическая игра «Чего не стало»

1

1

1

1

ноябрь

Потешка «Водичка, водичка»

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

Заучивание стихотворения А.Барто «Мишка»

Сказка «Курочка Ряба»

1

1

1

1

декабрь

Знакомство с мнемодорожкой «Зимушка-зима»

Логоритмическое упражнение «Снежок»

Заучивание стихотворения А.Барто «Грузовик»

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

1

1

1

1

январь

Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирек»

Сказка «Репка»

Заучивание стихотворения А.Барто «Лошадка»

1

1

1

февраль

Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик»

Пальчиковая игра «Замок»

Потешка «Наша Маша маленька»

Дидактическая игра «Чего не стало?»

1

1

1

1

март

Знакомство с мнемодорожкой «Весна - красна»

Стихотворение Л. Герасимовой «Весна»

Заучивание стихотворения А.Барто «Бычок»

 Сказка «Теремок»

1

1

1

1

апрель

Потешка «Как у нашего кота»

Пальчиковая игра «Капель»

Дидактическая игра «Что в коробочке лежит?»

Заучивание стихотворения А.Барто «Зайка»

1

1

1

1

май

Потешка «Божья коровка»

 Пальчиковая игра «Улитка»

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Сказка «Колобок»

Мониторинг

1

1

1

1

1

ИТОГО

34

2 год реализации программы – младшая группа  

Блок «От сказки к сказке»

сентябрь

Мониторинг

Сказка «Аленушка и лиса»

2

2

октябрь

Сказка  «Петушок и бобовое зернышко».  

4

ноябрь

Сказка «У страха глаза велики»

4

декабрь

Сказка  «Маша и медведь»

4

январь

Сказка  «Рукавичка»

3

февраль

Сказка  «У солнышка в гостях»

4

март

Сказка «Заюшкина избушка»

4

апрель

Сказка  «Коза  - дереза»  

4

май

Сказка  «Волк и козлята»

Мониторинг

3

2

ИТОГО

36

3 год реализации программы – средняя группа

Блок «От сказки к сказке»

сентябрь

Мониторинг

Сказка «Лиса и кувшин»

2

2

октябрь

Сказка  «Мужик и медведь».  

4

ноябрь

Сказка «Гуси - лебеди»

4

декабрь

Сказка «По щучьему велению»

4

январь

Сказка   «Заяц - хваста»

3

февраль

Сказка «Лисичка сестричка и серый волк»

4

март

Сказка  «Снегурочка»

4

апрель

Сказка  «Смоляной бычок»

4

май

Сказка  «Пузырь, соломинка и лапоть»  

Мониторинг

3

2

ИТОГО

36

4 год реализации программы – старшая группа

Блок «Мнемотехник»

сентябрь

Мониторинг

Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство»

2

2

октябрь

 Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство»

Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года

2

2

ноябрь

Творческое рассказывание на заданную тему

4

декабрь

Отгадывание загадок

4

январь

Зима.  Составление рассказов о времени года

3

февраль

Творческое рассказывание на заданную тему

4

март

Весна. Составление рассказов о времени года  

4

апрель

По дорогам сказок  

4

май

 Составление загадок

Мониторинг

3

2

ИТОГО

36

5 год реализации программы – старшая группа

Блок «Мнемотехник»

сентябрь

Мониторинг

Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года. Заучивание стихов об осени.

2

2

октябрь

 «Пословицы и поговорки русского языка»

4

ноябрь

Творческое рассказывание на тему скороговорок

4

декабрь

 «Спряталась загадка»

4

январь

«Ребусы, ребусы, ах уж эти ребусы»

3

февраль

«Пословицы и поговорки русского языка»  

4

март

 «Скоро в школу» - заучивание стихов о школе.

4

апрель

По закодированным  дорогам

4

май

Скоро лето

Мониторинг

3

2

ИТОГО

36

2.3. Диагностическое сопровождение Программы

 Для  диагностирования по Программе  определили сроки  1-2 недели сентября и 3-4 неделя мая. Организация этой части Программы проходит в форме игр, бесед.          

Мониторинг позволяет педагогу: выявить и проанализировать проблемы, возникающие у воспитанников в процессе изучения материала; определить общую тенденцию усвоения программного материала. Для оценки качества образования по данной Программе, модифицирована диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко.  

Методика диагностирования детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Выявить  знаний детей  2-3 лет  

Условия: Использование  стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.

Методика: Модифицированная диагностика  Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.

характеристика показателей

Содержание

Метод

Критерии

Материал для проведения диагностики

ПЗРП

ПЗРЧ

ПЗНР

Умение использовать мнемотаблицу

Рассказывать о характерных особенностях времен года;

Обследование мнемодорожки «Времена года»

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице

Узнает и называет 50%  особенностей времени года закодированных в таблице

Не называет особенности времени года закодированные в таблице

Мнемодорожка «Времена года»

Рассказывать знакомые стихи с использованием мнемодорожки

Обследование мнемодорожек по стихам А.Барто

Узнает и самостоятельно расказывает стихотворение

Узнает и с помощью взрослого расказывает стихотворение

Не узнает и не рассказывает стихотворение

Мнемодорожки

Составлять последовательны й пересказ знакомых сказок;

Обследование мнемодорожка к сказке «Курочка ряба»

Составляет последовательный пересказ сказки

Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете.

Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу.

Мнемодорожка

«Курочка ряба»

Определять название спрятанной в таблице сказки;

Обследование мнемодорожки к сказке «Курочка ряба»

Узнает и называет название сказки закодированной в таблице

Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице

Не узнает сказку

Мнемодорожка «Курочка ряба»

Умение выражать словами свои ощущения от прикосновения к разным поверхностям.

Обследование «Тактильных дощечек»

Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.»

Затрудняется комментировать все предложенные ощущения

Не выражает свои ощущения словами

«Тактильные дощечки»

Узнавание и рассказывание знакомых потешек по мнемодорожке

Обследование мнемодорожки к потешкам

Узнает и самостоятельно расказывает потешку

Узнает и с помощью взрослого расказывает потешку

Не узнает и не рассказывает потешку

Мнемодорожки

Проявление интереса к народным сказкам.

Рассматривание иллюстраций к русским  народным сказкам

Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации

Рассматривает   иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку

Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках

Альбом «Из какой я сказки»

Умение соотносить символы с образом

Дидактическая игра «Спрячь сказку»

Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.)

Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами

Не  понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой.

Набор геометрических фигур, сказка «Теремок»

Методика диагностирования детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Выявить  знаний детей  3-4 лет  

Условия: Использование  стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.

Методика: Модифицированная диагностика  Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.

характеристика показателей

Содержание

Метод

Критерии

Материал для проведения диагностики

ПЗРП

ПЗРЧ

ПЗНР

Умение использовать мнемотаблицу

Рассказывать о характерных особенностях времен года;

Обследование мнемотаблицы «Времена года»

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице

Узнает и называет 50%  особенностей времени года закодированных в таблице

Не называет особенности времени года закодированные в таблице

Мнемотаблица «Времена года»

Рассказывать о характерных признаках домашних и диких животных;

Обследование мнемотаблицы «Животные»

Узнает и называет все характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице

Узнает и называет 50% характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице

Не называет ни одного признака диких и домашних животных закодированных в таблице

Мнемотаблица

Составлять последовательны й пересказ знакомых сказок;

Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба»

Составляет последовательный пересказ сказки

Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете.

Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу.

Мнемотаблица «Курочка ряба»

Определять название спрятанной в таблице сказки;

Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба»

Узнает и называет название сказки закодированной в таблице

Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице

Не узнает сказку

Мнемотаблица «Курочка ряба»

Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы).

Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба»

Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, курица – ноги куринные и т.д.)

Не все символы в таблице преобразовывает в образы

Затрудняется провести аналогию между символом и образом

Мнемотаблица «Курочка ряба»

Умение выражать словами свои ощущения от прикосновения к разным поверхностям.

Обследование «Тактильных дощечек»

Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.»

Затрудняется комментировать все предложенные ощущения

Не выражает свои ощущения словами

«Тактильные дощечки»

Проявление интереса к народным сказкам.

Рассматривание иллюстраций к русским  народным сказкам

Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации

Рассматривает   иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку

Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках

Альбом «Из какой я сказки»

Способность обозначать одним символом реальный образ

Дидактическая игра «Спрячь сказку»

Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.)

Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами

Не  понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой.

Набор геометрических фигур, сказка «Теремок»

Методика диагностирования детей среднего дошкольного возраста.

 Цель: Выявить  знаний детей  среднего дошкольного возраста

Условия: Использование  стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.

Методика: Модифицированная диагностика  Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.

характеристика показателей

Содержание

Метод

Критерии

Материал для проведения диагностики

ПЗРП

ПЗРЧ

ПЗНР

Умение использовать мнемотаблицу

Рассказывать о характерных особенностях времен года;

Обследование мнемотаблицы «Времена года»

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице

Узнает и называет 50%  особенностей времени года закодированных в таблице

Не называет особенности времени года закодированные в таблице

Мнемотаблица «Времена года»

Составлять последовател ьный пересказ знакомых сказок;

Обследование мнемотаблицы к сказке «Заюшкина избушка»

Составляет последовательный пересказ сказки

Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете.

Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу.

Мнемотаблица «Заюшкина избушка»

Определять название спрятанной в таблице сказки;

Обследование мнемотаблицы к сказке «Заюшкина избушка»

Узнает и называет название сказки закодированной в таблице

Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице

Не узнает сказку Мнемотаблица «Заюшкина избушка»

Мнемотаблица «Заюшкина избушка»

Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы).

Обследование мнемотаблицы к сказке «Рукавичка»

Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.)

Не все символы в таблице преобразовывает в образы

Затрудняется провести аналогию между символом и образом

Мнемотаблица «Рукавичка»

Способность обозначать одним символом реальный образ

Дидактическая игра «Спрячь сказку» по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Умеет замещать образы геометрическими фигурами (корова – коричневый круг, петушок – оранжевый треугольник и т.д.)

Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами

Не  понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой.

Набор геометрически х фигур

Умения рассказывать знакомые сказки по коллажу.

Обследование коллажа к сказке «Маша и медведь»

Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу

Узнает, но затрудняется рассказать сказку

Не узнает сказку по коллажу

Коллаж  к сказке «Маша и медведь»

Проявление интереса к народным сказкам.

Рассматривание иллюстраций к русским  народным сказкам

Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации

Рассматривает   иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку

Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках

Альбом «Из какой я сказки»

Определение количества слогов в слове.

 

Д.и. «Волшебный барабанчик»

Правильно определяет количество слогов в трех слоговых  словах, ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет количество слогов  цифрой.

Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых  словах, ударяя столько раз в барабан, сколько слогов и определяет количество слогов  цифрой.

Ошибается при определении количества слогов в словах.

Барабан.

Умение образовывать слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Рассматривание персонажей сказок

Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным)  по 2-3 варианта

Образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным)  по 1  варианту

Не образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом

Иллюстрации персонажей сказок

Умение выделять определенный звук в отдельных словах.

Д.и. «Поймай звук»

При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука  хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова

При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука  хлопает в ладоши (ловит звук) после 34 раза произношения слова

При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно  хлопает в ладоши (ловит звук)

Проявление творческой индивидуальности.

Инсценировка знакомой сказки.

Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки.

Не проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки, но от предложенных ролей не отказывается.

Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки.

Атрибуты для инсценировки сказки.

Участие  в коллективном пересказе.

 

Ребенок участвует в коллективном пересказе,  говоря 2 - .3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок.

Ребенок участвует в коллективном пересказе,  говоря 2 - .3 предложения,  не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала.

Не участвует в коллективном пересказе сказки

Умение ориентироваться па плоскости листа.

Графический диктант

Безошибочно определяет центр листа, правую и левую  стороны, верх и низ листа.

Ошибается в определении 2х направлений

Не определяет направления на листе бумаги.

Листы в крупную клетку

Умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображения на листе бумаги.

 

Д.у. «Назови, кто изображен на карточке и найди пару»

Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок

При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке,  после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок

Не называет  персонажей сказки на графическом рисунке.

Карточки с графическим изображением персонажей сказок и их сказочная аналогия

Умение отвечать на вопросы

Д.у.  «Подумай и ответь»

Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения

Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения

Не отвечает на поставленные вопросы

Умение слушать ответы других детей.

Совместный пересказ знакомых сказок

Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.

Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.

Не слушает ответы сверстников.

Методика диагностирования детей старшей возрастной группы.

 Цель: Выявить  знаний детей  старшего дошкольного возраста

Условия: Использование  стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.

Методика: Модифицированная диагностика  Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.

характеристика показателей

Содержание

Метод

Критерии

Материал для проведения диагностики

ПЗРП

ПЗРЧ

ПЗНР

Умение использовать мнемотаблицу

Рассказывать о характерных особенностях времен года;

Обследование мнемотаблицы «Времена года»

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице

Узнает и называет 50%  особенностей времени года закодированных в таблице

Не называет особенности времени года закодированные в таблице

Мнемотаблица «Времена года»

Составлять последовател ьный пересказ знакомых сказок;

Обследование мнемотаблицы к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года; «Каша из топора» - конец года

Составляет последовательный пересказ сказки

Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете.

Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу.

Мнемотаблица

«Пузырь, соломинка и лапоть» - начало года; «Каша из топора» - конец года

Умение отгадывать загадки

 

Обследование мнемотаблиц с закодированными загадками

Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ

Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ

Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам

Мнемотаблицы  с закодированным и загадками;

Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы).

Обследование мнемотаблицы к сказке «Рукавичка»

Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.)

Не все символы в таблице преобразовывает в образы

Затрудняется провести аналогию между символом и образом

Мнемотаблица «Рукавичка»

Составление пересказа произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения.

Беседа по тексту рассказа «Осень» - начало года;  «Весна  красна» - конец года

Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения

Затрудняется пересказать после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения

Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов.

Умение кодировать информацию.

Умение кодировать информацию

Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам

Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого

Не способен закодировать информацию без помощи взрослого

Умение расшифровывать ребусы

Расшифровка ребусов

Расшифровывает ребусы без помощи взрослого

Отгадывает элименты но не составляет целое слово

Не отгадывает ни одного элемента ребуса

Д.и. «Ребусы»

Составление распространенного предложения

 

Чтение информации по мнемодорожке.

Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого

Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого

Составляет простое предложение распростороняя его только при наводящих вопросах

Умение образовывать однокоренные слова.

Д.и. «Снежный ком»

С удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов

Образовывает недостаточное количество однокоренных слов

Затрудняется образовывать однокоренные слова

Умение подбирать рифму к словам.

 

 

Подбирает рифму  к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл

Подбирает рифму  к любому предложенному слову. но срифмованные слова не  имеют смыслового значения

Затрудняется подбирать рифмы к словам

Методика диагностирования детей подготовительной к школе группы.

 

Цель: Выявить  знаний детей  подготовительной к школе группы.

Условия: Использование  стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.

 Методика: Модифицированная диагностика  Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.

характеристика показателей

Содержание

Метод

Критерии

Материал для проведения диагностики

ПЗРП

ПЗРЧ

ПЗНР

Умение использовать мнемотаблицу

Рассказывать скороговорки

Обследование мнемотаблиц с закодированными скороговорками

Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи.

Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи.

Не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице

Картотека скороговорок в мнемотаблицах

Рассказывать пословицы и поговорки

Обследование мнемотаблиц с закодированными пословицами

Называют и понимают смысл  5-6 пословиц

Называют и понимают смысл  3-4 пословиц

Не называют пословицы при работе с картотекой

Картотека пословиц в мнемотаблицах

Умение отгадывать загадки

 

Обследование мнемотаблиц с закодированными загадками

Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ

Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ

Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам

Мнемотаблицы  с закодированным и загадками

Умение составлять мнемозагадки

Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки.

Составляет мнемотаблицы и придумывает загадкипри незначительной помощи взрослого

Не способен закодировать информацию заложенную в загадке без помощи взрослого

Умение кодировать информацию.

 

 

Самостоятельно составляет мнемотаблицы к стихам.

Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого

Не способен закодировать информацию заложенную в стихотворение без помощи взрослого

Умение расшифровывать ребусы

 

Расшифровка ребусов

Расшифровывает ребусы без помощи взрослого

Отгадывает элементы, но не составляет целое слово

Не отгадывает ни одного элемента ребуса

Д.и. «Ребусы»

Умение самостоятельно составлять ребусы

 

Проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы

Проявляет интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимает попытки составить ребус

Не проявляет интереса к составлению ребусов.

2.4. Методическое сопровождение Программы:

1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001

2. Полянская Т. Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.

3. Хрестоматия «Русские народные сказки»

4. А.Барто «Стихи малышам»

5.Детские кроссворды, ребусы, загадки, скороговорки, потешки.

6. Картотеки дыхательной и артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, чистоговорок.

3. Организационный раздел

Программа «Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей. Мнемотехника.»  рассчитана на 5 учебных лет – всего 178 учебных часов. В неделю – 1 занятие, время занятия соответствует возрастной группе согласно нормам СанПина. Занятие организуется педагогом в вечернее время в соответствии с циклограммой планирования за рамками образовательной деятельности.

Циклограмма

Группа

ВТ

СР

ЧТ

2 ранняя

Мнемотехника

Младшая

Мнемотехника

Средняя

Мнемотехника

Старшая

Мнемотехника

Подготовительная

Мнемотехника

3.1.Структура занятий

 Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового  материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и  мышления, подготовка к конкурсам и др.).

3.2.Учет работы по Программе.

Педагог  в конце учебного года представляет творческий отчет о результатах реализации Программы в виде презентации.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Мнемотехника в развитии связной речи детей"

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценное взаи...

Рабочая программа по дополнительному образованию. Мнемотехника. для детей 3-7 лет «Запоминайка»

Мнемотехника способствует формированию у детей  целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы ...

Рабочая программа по мнемотехнике

Рабочая прграмма по мнемотехнике для детей дошкольного возраста...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Рабочая программа кружка "Мнемотехника для дошкольников" 5-6 лет

Рабочая программа для дополнительной работы с детьми по развитию речи...

Рабочая программа по Мнемотехнике старший дошкольный возраст

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зри...

Рабочая программа по дополнительному образованиюпо мнемотехнике в подготовительной группе

Рабочая программа по дополнительному образованию, по мнемотехнике, в подготовительной группе.Эта программа может быть использована педагогами допонительного образования в детском саду....