Рабочая программа кружка "Мнемотехника для дошкольников" 5-6 лет
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Рабочая программа для дополнительной работы с детьми по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для дополнительной работы с детьми по развитию речи | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Приказом №______ от ________20__г.
Протокол № ____ Заведующая______________ Припёкова Н.В.
От ___________20__ г.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Мнемотехника для дошкольников»
Возраст учащихся: старшая группа (5-6лет)
Срок реализации: 1 год
Разработала: Соколова Е.В..
Воспитатель
Санкт-Петербург
2020
Содержание
1. | Целевой раздел рабочей программы | |
1.1 | Пояснительная записка | |
2 | Содержательный раздел рабочей программы | |
2.1 | Содержание образовательной работы с детьми | |
2.2 | Комплексно-тематическое планирование | |
3 | Организационный раздел рабочей программы | |
3.1 | Структура реализации образовательной деятельности | |
3.2 | Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы | |
3.3 | Методическое обеспечение образовательной деятельности |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общении. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи устанавливаемые как внутри того, что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем либо хорошо уже известным.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.
Традиционно работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
- разучивание стихотворений;
- отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
Цель | Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающх последовательность событий. |
Задачи | Обучающие - Обучение детей преобразованию абстрактных символов в образы; Развивающие - Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение); Воспитывающие: -Воспитывать навыки организованного поведения |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы | В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ ПОЛОЖЕНЫ ПРИНЦИПЫ: 1.От простого к сложному. 2.Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. 3.Научность. 4.Доступность. 5.Системность знаний. 6.Воспитывающая и развивающая направленность. 7.Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков. 8.Активность и самостоятельность. |
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы) | В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными. Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение – высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение. Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом. Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех |
Срок реализации рабочей программы | 2020-2021 учебный год (Октябрь 2020 - май 2021 года) |
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы | По окончании дети должны знать и различать символы и схемы, в которые заложена определенная информация. Владеть приемами работы с мнемотаблицами. Формы и методы занятий Практический (составление графических схем, графического плана пересказа,лексико-грамматичекие упражнения по тексту); Наглядный (демонстрация и рассматривание иллюстраций и графических схем) Словесный (как ведущий, чтение, беседы, разъяснения). |
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Содержание образовательной работы с детьми
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку)/ Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф или магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Программа кружка «Мнемотехника для дошкольников» по направлению «Речевое развитие в себя 32 часа.
2.2.Комплексно – тематическое планирование.
№ | Месяц; номер занятия | Название темы | Цель |
1 | Октябрь Занятие №1 | «Наша группа» | Занятие № 1 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Формировать понятие «профессия», Учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по картинкам и вопросам воспитателя. |
2 | Октябрь Занятие №2 | «Наш детский сад» | Занятие № 2 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Закрепить понятие «профессия», Формировать умение ориентироваться в помещениях детского сада. |
3 | Октябрь Занятие №3 | «Ряд» | Занятие № 3 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Формировать понятия «ряд», «начало ряда», «середина ряда», «конец ряда»,Воспитывать навыки организованного поведения. |
4 | Октябрь Занятие №4 | «Слова-предметы» | Занятие № 4 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего. |
5 | Ноябрь Занятие №5 | «Слова-предметы» (продолжение) | Занятие № 5 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего. |
6 | Ноябрь Занятие №6 | «Слова-действия» | Занятие № 6 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего. учить задавать вопросы к словам-действиям. |
7 | Ноябрь Занятие №7 | «Слова-признаки» | Занятие № 7 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Воспитывать навыки организованного поведения, бережного отношения к окружающим предметам. Учить задавать вопросы к словам-признакам. |
8 | Ноябрь Занятие №8 | «Слова-прдметы,слова-децйствия,слова-признаки» | Занятие № 8 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Закрепить понятия о словах-предметах, словах-действиях и словах-признаках. Закрепить умение правильно задавать вопросы к этим словам. |
9 | Декабрь Занятие №9 | «Предложение из двух слов» | Занятие № 9 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Развивать внимание,память,общую моторику. |
10 | Декабрь Занятие №10 | «Предложение из трех слов с прямым дополнением» | Занятие № 10 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Развивать слуховое, зрительное внимание, память, общую моторику. Учить анализировать предложение. |
11 | Декабрь Занятие №11 | «Предложения с однородными прилагательными» | Занятие № 11 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Учить распространять предложение однородными прилагательными. |
12 | Декабрь Занятие №12 | «Предложения с предлогами НА, В, С,ИЗ» | Занятие № 12 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Способствовать развитию внимания, памяти, мышления. Воспитывать навыки организованного поведения. |
13 | Январь Занятие №13 | «Зимаю Рассказы» | Занятие № 56 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Учить составлять рассказы описательного характера |
14 | Январь Занятие №14 | «Как лиса охотилась на ворон» | занятие № 44 Т. Ю. Бардышева Цель: Учить составлять рассказы описательного характера |
15 | Январь Занятие №15 | «Зима» | занятие № 51 Т. Ю. Бардышева Цель: Учить составлять рассказы описательного характера |
16 | Январь Занятие №16 | «Праздник в детском саду» | занятие № 54 Т. Ю. Бардышева Цель: Учить составлять рассказы описательного характера |
17 | Февраль Занятие №17 | «В огороде» | Занятие № 13 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать. |
18 | Февраль Занятие №18 | «Гласные звуки» | Занятие № 14,15 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Формировать понятие «гласный звук» Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память. |
19 | Февраль Занятие №19 | «Деревья и их части. Словоизменение» | Занятие № 17 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Формировать понятие о пользе деревьев. Формировать правильное употребление платежных окончаий имен существительных во множительном числе |
20 | Февраль Занятие №20 | «В лесу» | Занятие № 19 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Формировать понятие о безопасном поведении и охране жизни детей. |
21 | Март Занятие №21 | «Звуки и буквы М, П, Т, К» | Занятие № 19 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Учить составлять рассказы описательного характера |
22 | Март Занятие №22 | «Деление на слоги» | Занятие № 20 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Развивать внимание, память фонематическое восприятие. |
23 | Март Занятие №23 | «Предзимье» | Занятие № 30 Т. Ю. Бардышева , Е. Н. Моносова Цель: Учить составлять рассказы описательного характера |
24 | Март Занятие №24 | «Весна» | занятие № 87 Т. Ю. Бардышева Цель: Формировать умение распространять предложения с помощью слов-действий. Уточнить знания о весне |
25 | Апрель Занятие №25 | «Фрукты. Составление рассказа, пересказ» | Занятие № 35 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Учить составлять рассказ по сюжетно картинке и пересказывать его. |
26 | Апрель Занятие №26 | «Гигиена» | Занятие № 35 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. |
27 | Апрель Занятие №27 | «Дикие животные» творческий пересказ» | Занятие № 40 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Цель: Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные. |
28 | Апрель Занятие №28 | «Первая охота» | Занятие № 7 Лебедева Л.В стр. 60 Цель: Активизировать и обогащать словарь по теме «насекомые» |
29 | Май Занятие №29 | «Зимние виды спорта» Словообразование | Занятие № 66 Т. Ю. Бардышева Цель: Развивать внимание, память, мышление. |
30 | Май Занятие №30 | «Уборка урожая в саду» | Занятие № 21 Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова |
31 | Май Занятие №31 | «Клесты» | Занятие № 4 Лебедева Л.В стр. 33 Цель: Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы» |
32 | Май Занятие №32 | «От чего у лисы длинный хвост?» | Занятие № 1 Лебедева Л.В. Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Структура реализации образовательной деятельности
№ п/п | Образовательные области | Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы | Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю | ||
Программа досуга«Мнемотехника для дошкольников» | 20 мин. | 1 | |||
Всего в неделю: | 20 мин | 1 | |||
Дни недели | Виды организованной деятельности | Формы работы | Время | ||
Понедельник | 1 неделя 3неделя | Фронтально | 16.00 -16.20 | ||
Пятница | 2 неделя 4 неделя | Фронтально | 16.00 -16.20 |
Методическое обеспечение образовательной деятельности
Образовательная область, направление образовательной деятельности | Список литературы |
Речевое развитие | 1. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Логопедические занятия в детском саду.- М. Издательство «Скрипторий 2003», 2013.- 240 с. 2. Лебедева Л.В., Козина И.В.., Кулакова Т.В., Анохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П. Журавлева Н.Н. Чернышова И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. М.- Центр педагогического образования, 2009.- 96 с 3. Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников».- 1-е изд./под ред. М.Н. Хусиановой, - 44 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...