Рабочая программа "Мнемотехника в развитии связной речи детей"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, т.к. занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 992.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Кайгородова Е.В.
Пояснительная записка
В соответствии с пунктом 2.6 ФГОС ДО программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно – эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Все образовательные области взаимодополняют друг друга и в совокупности содействуют личностному развитию ребенка.
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Наколенный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, т.к. занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
При реализации программы используются следующие принципы:
- объективность
- доброжелательность
- активность
- личный интерес
- творческий подход
Методы:
- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.
- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр мнемотаблиц, иллюстраций.
- Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.
«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
2. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы решили применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
- Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации).
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы служат в нашей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В нашей работе мы использеммнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)
К концу обучения у детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Календарно – тематический план кружка на 1 год обучения
№ | Месяц | Темы | Формы работы |
1 | Октябрь «золотая осень» | 1.»Времена года» Осень 2. «Грибы», «Лесные ягоды». 3. «Фрукты», «Овощи». 4. «Мы в лесок пойдем». | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Осень», «Капельки». - Лексическая тема «Осень». - Заучивание стихотворения. - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Мы пошли за грибами». - Лексическая тема «Грибы», «Лесные ягоды». - Составление рассказа по сюжетной картине(по плану). - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Лимон», «Капуста». - Лексическая тема «Фрукты и овощи». - Дидактическая игра «Что здесь лишнее», «Наш огород», «Назови три предмета». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры (повторение). - Игра – путешествие «В осеннем лесу». |
2 | Ноябрь «В мире животных» | 1.«Дикие животные». 2. «Наши питомцы», (Домашние животные) 3. «Наши питомцы» (Домашние птицы) 4. «В зоопарке побывали» (Животные жарких стран) | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Волк и лиса». - Лексическая тема «Дикие животные». - Дидактическая игра «Кто здесь живет?», «Охотник». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая гимнастика. - Лексическая тема «Домашние животные». - Дидактическая игра «Чей детеныш?», «Назови правильно». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Петушок». - Лексическая тема «Домашние птицы». - Игра «Помоги маме найти птенца». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Лексическая тема «Животные жарких стран». - Игра «Мы идем в зоопарк» (повторение пройденного материала). |
3 | Декабрь «Здравствуй, гостья – зима!» | 1.«Времена года» Зима 2. «Зимующие птицы» 3. «Зимние забавы» 4. «карнавал, карнавал» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Снежок», «Капельки». - Лексическая тема «Зима». - Игра – упражнение «Правильно, неправильно». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Птичка». - Лексическая тема «Зимующие птицы». - Игра «Давай поможем Незнайке» (слова – действия). - Упражнение «Согреем ладошки». - Лексическая тема «Зимние забавы» - Игра – угадайка «Поиграем вместе». - Веселая эстафета «Лыжники». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Новый год». - Работа по картине «Новогодний карнавал». - Игра – угадайка «Кто здесь спрятался?». |
4 | Январь «В гостях у сказки» | 1.«Любимые герои сказок» 2. «Просмотр сказки» 3. «Театрализованная игра» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Игра – викторина «Угадай, сказку». - Игра – развлечение «Найди моих друзей». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра. - Театрализованная игра. |
5 6 | Февраль «Моя семья» Март « Весна – красна» | 1.«Человек» 2. «Моя семья» 3. «Профессии. Инструменты» 4. «Все работы хороши» 1.«Времена года» Весна 2. «Перелетные птицы» 3. «Наша одежда» 4. «Мы играем на улице» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Лексическая тема «Человек» (строение человека). - Дидактическая игра «Скажи, чего у нас два!». - Игра – упражнение «Что делают дети?». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Семья». - Лексическая тема «Моя семья». - Рассказ детей «Моя семья». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Подвижная игра «Профессии». - Лексическая тема «Профессии». - Дидактическая игра «Что, кому нужно». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры (повторение). -Игра – пантомима «Кто я?». - Игра – угадайка «Профессии». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Солнышко». - Лексическая тема «Весна». - Дидактическое упражнение «Подбери слово». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра. - Лексическая тема «Перелетные птицы». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Человечек». - Лексическая тема «Одежда». - Игра «Что здесь лишнее?», «Чего не хвататает?» - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра. - Дидактическая игра «Когда это бывает?» - Работа по картине «Мы играем». |
7 | Апрель «Транспорт» | 1.«Наземный транспорт» 2. «Воздушный транспорт» 3. «Водный транспорт» 4. «Игра – путешествие» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Машина». - Лексическая тема «Наземный транспорт». - Составь предложение «Где находится транспорт». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Самолет». - Лексическая тема «Воздушный транспорт». - Музыкально – подвижнаятгра «Мы – летчики». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Лодка», «Пароход». - Лексическая тема «Водный транспорт». - Дидактическая игра «Найди ошибку», «Назови правильно». |
8 | Май «Здравствуй, лето!» | 1.«Времена года» Лето 2. «Цветы» 3. «Насекомые» 4. Отчет кружка. | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Лето». - Лексическая тема «Лето». - Составление рассказа с опорой на мнемотехническую схему «Наступило лето». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Цветы». - Лексическая тема «Цветы». - Дидактическая игра «Собери букет». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Жук». - Лексическая тема «Насекомые». - Дидактическая игра «Да, нет». - «Отгадай загадку». |
Диагностика.
Словарный запас ребёнка.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра "Назови, что покажу".
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды) .
- Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
- Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
И т. п.
2. Дидактическое упражнение "Каждой вещи своё место. "
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Инструкция.
"Сложи всю одежду в шкаф".
"Поставь обувь на полочку".
"Повесь головные уборы на вешалку".
"Расставь посуду на столе".
"Помести мебель в комнату".
"Расположи машины на дороге".
"Положи фрукты в корзину".
"Посади овощи на грядку".
"Посади птиц на деревья".
3. Дидактическая игра "Когда это бывает? "
Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Вопросы:
- Когда мы играем?
- Когда мы кушаем?
- Что мы делаем ночью?
Критерии оценки
1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.
2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.
3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.
Уровень сформированности грамматической стороны речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
1. Дидактическая игра "Чего не стало? ".
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало? "
2. Упражнение "Прятки".
Материал: мелкая игрушка.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.
Например: в шкаф, за спину и т. д.
3. Дидактическая игра "Кто это? "
Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?
Утка - утенок - утята.
Заяц - зайчонок - зайчата.
Критерии оценки
1 балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.
2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.
1 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.
Уровень развития связной речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Беседа по сюжетной картинке.
Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети) .
Содержание диагностического задания:
Например:
- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.
- Тебе она нравится?
- Кто нарисован на картинке?
- Что делают дети? И т. д.
2. Инсценировка русских народных сказок "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".
Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.
Критерии оценки
1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.
Воспитатель. Жили - были дед и.
Ребёнок. Баба.
Воспитатель. И была у них курочка.
Ребёнок. Ряба.
2 балла - в речи преимущественно простые предложения из 2 -3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.
Воспитатель. Жили - были.
Ребёнок. Дед и баба.
Воспитатель. И была у них.
Ребёнок. Курочка Ряба.
3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.
Высокий уровень - 8-9 баллов.
Средний уровень - 6-7 баллов.
Низкий уровень - 3-5 баллов.
Литература:
Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Приложение 1
мнемоквадрат
мнемодорожка
приложение 2
Готовая схема
Приложение 3
Готовая схема
Приложеие 5
Мнемотаблица "Весна"
Мнемотаблица "Осень"
Мнемотаблица "Зима"
Приложение6
Мнемотаблица "Игрушки"
Мнемотаблица к сказке "Репка"
Мнемотаблица "Качественные признаки фруктов (овощей) "
Мнемотаблица к стихотворению В. Мировича "Листопад"
Мнемотаблица "Одежда"
Мнемотаблица к сказке "Курочка Ряба"
Мнемотаблица "Сочиняем сказку"
Мнемотаблица "Встречаем гостей"
Мнемотаблица к стихотворению "Мыши водят хоровод"
Мнемотаблица "Как котёнок зиме удивился"
Мнемотаблица к стихотворению "Пирог"
Мнемотаблица к стихотворению Е. Трутневой "Ёлка"
Мнемотаблица к сказке "Рукавичка"
Мнемотаблица "Кто сказал мяу? "
Мнемотаблица к стихотворению "Падает снежок"
Мнемотаблица к сказке "Лиса и заяц"
Мнемотаблица "Мой папа"
Мнемотаблица к стихотворению "Мой пальчик"
Мнемотаблица "Моя мама"
Мнемотаблица "Цыплёнок"
Мнемотаблица "Комната девочки Тани"
Мнемотаблица к сказке "Три медведя"
Приложение7
Раздел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей....
Рабочая программа по развитию связной речи дошкольников "В гостях у сказки"
Рабочая программа по развитию связной речи младших дошкольников реализует образовательную область «Речевое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГ...
Рабочая программа по развитию связной речи
Программа "Развитие связной речи детей" ориентирована на детей старшего дошкльного возраста и расчитатна на 2 года обучения...
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.
Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста с ...