Рабочая программа по Мнемотехнике старший дошкольный возраст
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Карамиля Ирина Анатольевна

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_mnemotehnike.odt29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по мнемотехнике

старшая группа

                                                                                         

                                                                                                   Руководитель:

воспитатель: Карамиля И.А.

Заводоуковск 2019

Актуальность исследования

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».  (К.Д.Ушинский).

«Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет».  (Джузеппе Мадзини).

        Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

        Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

        Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать, о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

        Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

        Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

        Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

        Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

        Мнемоника или Мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

        Направления   программы:

В процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

        Цель программы: развитие образного мышления, памяти и речи детей дошкольного возраста при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.

        Задачи программы:

1. Развитие основных психических процессов - образного мышления, памяти, речи, воображения.

2.Кодирование и перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот.

3. Развитие мелкой моторики руки.

        Формы работы с воспитанниками:

  • Создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок.
  • Кодирование литературных произведений с помощью педагога.
  • Создание коллажей к сказкам, временам года.
  • Использование элементов психогимнастики.
  •  Использование дидактических и развивающих игр и упражнений.

        Срок реализации программы: один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 25 минут.

        Методы и приемы организации учебного процесса:

  • чтение художественных произведений;
  • пересказ;
  • анализ прочитанных произведений;
  • рассматривание и анализ коллажей, мнемотаблиц и мнемодорожек;
  • выполнение творческих заданий;
  • создание мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей;
  • игры на развитие речи, воображения, логического мышления.
  • проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям;
  • проведение конкурсов;
  • разгадывание и составление ребусов.

        Методики для диагностики результативности реализации программы:

Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.

Формы организации деятельности:

  • подгрупповая;
  • индивидуальная.
  1. Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений.

        Ожидаемые результаты:

 воспитанники умеют:

  • связно пересказывать тексты,
  • быстро запоминают и выразительно читают стихотворения о месяцах года,
  •  самостоятельно создают мнемокнижки и мнемотаблицы – не только на темы, предложенные воспитателем, но и придумывают свои,
  • у детей развито воображение, творческие способности.
  •  Пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Месяц

Занятие

Цель

Сентябрь

1.Составление рассказов о времени года «осень».

 обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя

2. «Дары осени» Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

прочитывать смысл, зашифрованный загадки. Развивать память,мышление.

3. Заучивание стихотворения «Осень»  И. Белоусов.

обогащение словаря. Развивать умение  использовать мнемодорожку при заучивании стихотворения

4. Рассказывание по р.н. сказке «Лиса и кувшин».

обогащение словаря, развитие связной речи

Октябрь

1. Творческое рассказывание на заданную тему.

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

2. «Дары леса».  Отгадывание загадок о грибах.

прочитывать смысл зашифрованный загадки.

3.Заучивание  стихотворения  Г. Виеру «Мамин день»

запоминать и выразительно читать стихотворение используя мнемотаблицу.

4.Рассказывание по р.н. сказке «Мужик и медведь».

обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя

Ноябрь

1.Творческое рассказывание на заданную тему.

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

2. Рассказывание по  сказке «Заяц- хваста»

Обогащать  словарь,  развивать связную  речь, грамматический строй.

3.Рассказывание по теме «Как лесные жители готовятся к зиме»

обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя

4. Заучивание стихотворения А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный.

запоминать и выразительно читать стихотворение используя мнемотаблицу.

Декабрь

1. Рассказывание по теме «Зимущка- зима»

обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя

Рассказывание по укр.н. сказке «Лисичка сестричка и серый волк».

Обогащать  словарь,  развивать связную  речь, грамматический строй.

3. Заучивание стихотворения про Новый год.

запоминать и выразительно читать стихотворение используя мнемотаблицу.

4. Творческое рассказывание  на заданную тему.

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

Январь

1.Творческое рассказывание  и составление мнемодорожки на заданную тему: «Зимние забавы»

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

2. Заучивание стихотворения И. Суриков «Вот моя деревня»

запоминать и выразительно читать стихотворение используя мнемотаблицу.

3.Рассказывание р.н. сказки  «Морозко»

Обогащать  словарь,  развивать связную  речь, грамматический строй.

4. Разгадывание загадок о приметах зимы. Составление ребусов.

Прочитывать смысл, зашифрованный загадки. Развивать умение составлять с помощью педагога ребусы; Развивать память, мышление.

Февраль

1. Составление мнемодорожки и рассказывание по теме «Военная техника»

обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя.

2. Заучивание стихотворения к празднику 23 февраля.

запоминать и выразительно читать стихотворение используя мнемотаблицу.

3.Рассказывание сказки «По щучьему  велению»

Обогащать  словарь,  развивать связную  речь, грамматический строй.

4.Викторина по теме «Что мы знаем о зиме?»

Обогащать  словарь,  развивать связную  речь, грамматический строй.

Март

1. Рассказывание по  р.н. сказке «У страха глаза велики»

Обогащать  словарь,  развивать связную  речь, грамматический строй.

2. Составление мнемодорожки и заучивание песенки «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака

Составлять с помощью педагога мнемодорожку; развивать память, мышление.

3. Заучивание стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»

Заучивать с помощью мнемотехники стихотворение; развивать память, мышление.

4. Творческое рассказывание по теме «Весенние приметы». Составление мнемотаблицы.

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

Апрель

1. Рассказывание по сказке «Крылатый, мохнатый да масленый», обр. И. Карнауховой.

Составление мнемотаблицы.

Обогащать  словарь,  развивать связную  речь, грамматический строй.

2. Творческое рассказывание по теме «Вода, кругом вода!». Составление мнемотаблицы.

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

3. Заучивание стихотворения И. Белоусов «Весенняя гостья»

Составлять с помощью педагога мнемодорожку; развивать память, мышление.

4. Разгадывание и составление ребусов  по теме «Вода».

Расшифровывать ребусы с  помощью взрослого.

Май

1. Рассказывание по сказке « обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка»

Обогащать  словарь,  развивать связную  речь, грамматический строй.

2. Заучивание стихотворения  Я. Яковлева «Наступает май».

Составлять с помощью педагога мнемодорожку; развивать память, мышление.

3. Творческое рассказывание по теме: «Цветущая весна». Составление мнемотаблицы.

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

4. Викторина по теме «Что мы знаем о весне?»

обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя

Июнь

1. Рассказывание на заданную тему «Эти удивительные насекомые»

обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя

2. Заучивание стихотворения про лето. И. Суриков «Лето». Составление мнемодорожки.

Песенка «Дождик- дождик веселей».

Составлять с помощью педагога мнемодорожку; развивать память, мышление.

3. Творческое рассказывание по теме «За что я люблю лето!». Составления коллажа по теме.

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

4. Разгадывание загадок.

обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя

Июль

1. Рассказывание по сказке «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова.

Обогащать  словарь,  развивать связную  речь, грамматический строй.

2. Заучивание М. Карем «Мирная считалка». Составление мнемодорожки

Составлять самостоятельно мнемодорожку; развивать память, мышление.

3. Творческое рассказывание по теме  «Растения и цветы».

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

4. Разгадывание ребусов.

Расшифровывать ребусы с  помощью взрослого.

Август

1. Творческое рассказывание на тему «Обитатели рек и морей». Составление мнемотаблицы.

Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. Развивать воображение.

2. Заучивание стихотворения М. Исаковский «Поезжай за моря и океаны». Составление мнемодорожки

Составлять самостоятельно мнемодорожку; развивать память, мышление.

3. Разгадывание загадок и составление ребусов.

Расшифровывать и составлять  ребусы с помощью взрослого.

4. Викторина «Как мы узнаем лето».

обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя

Работа с родителями.

Составление папок-передвижек и консультаций:

Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Составляем и используем мнемотаблица дома».

Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет».

«Уровень развития речи 5-6 лет».

Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».

Анкетирование родителей.

Консультация «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Речь и веселый мяч».

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками».

Картотека комплексов артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок».

Работа с педагогами.

Консультация «Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Мастер- класс «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».

В течении года.

Составление картотеки мнемотаблиц.

Список литературы.

1. Бабаева Т.И., Крулехт М.В. и др.  «Дошкольник 5-7 лет в детском саду». - М., Изд- во «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.

2. Большова Т.В.  «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники». -Спб., 2005.

3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Развитие детей младшего дошкольного возраста». Воронеж, Т. Ц. «Учитель», 2001.

4. Колеватова А.А.  «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». [Электронный ресурс] /сайт «Фестиваль педагогических идей».

6. Омельченко Л.В. «Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи» / Логопед, 2008. - №4. - С.102-115.

7. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». - СПб., Изд-во «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.

8. Широких Т.Д. «Учим стихи - развиваем память». / Ребѐнок в детском саду.2004. №2. - С.59-62.

9. Чепурной Г. А. «Мнемотехника: технология эффективного усвоения информации в условиях современного образования». [учебно-методическое пособие] / Чепурной Г. А. - М.: Основа, 2013. -148с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмике дошкольного возраста "Ступенька в прекрасное"

Дошкольный  возраст – один  из  наиболее  ответственных  периодов  в  жизни  каждого  ребёнка. Именно  в  эти  годы  закладываются...

Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет

Рабочая учебная программа для группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет, разработанная по комплексной программе "Воспитание и обучение в детском саду" М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаров...

Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку «Весёлый паровозик» «Happy Train»

Программа расчитана на 3 года. Начиная со средней группы. Построена по принцыпу усложнения материала....

Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку "Веселый паровозик"

Программа расчитана на 3 года обучения. Частота проведения НОД  максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цел...

рабочая программа сопровождения детей дошкольного возраста в ДОУ

Пояснительная записка     Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно стро...

Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет

Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет...

Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста на 2015-2016 год....