Проектная деятельность в практике педагога-организатора
методическая разработка
проектная деятельность педагога-организатора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vechernyaya_yu.v._metod_razr_proektnaya_deyatelnost_v_praktike_pedagoga-organizatora.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечерняя Ю.В., педагог-организатор,
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №94 Красносельского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность в практике педагога-организатора
(Методическая разработка)
В соответствии с определением: проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Работа над проектом сводится к формуле «5 П»:
- Проблема.
- Проектирование или планирование.
- Поиск информации.
- Продукт.
- Презентация.
Основное предназначение метода проектов – предоставление возможности самостоятельного приобретения знаний и умений при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из истории известно, что метод проектов развился в США во второй половине XIX века из теоретических концепций так называемой «прагматической педагогики» американского философаидеалиста Джона Дьюи (1859-1952), основные положения которой выглядят так:
- истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
- усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
- ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Поэтому условиями успешности обучения по Дьюи являются проблематизация учебного материала, познавательная активность ребенка и связь обучения с жизненным опытом ребенка, организация обучения как деятельности (игровой, трудовой). Иными словами, Дьюи предложил преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путем делания», которое обогащает личный опыт обучающегося и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.
Идеи Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е.Пархерста и В.Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по методу проектов. Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 1920е годы (С.Т.Шацкий, A.C.Макаренко и др.) [2].
Метод проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей знаний, но связан и с некоторыми трудностями:
- индивидуальноориентированная система организации работы – каждый участник выполняет свою часть работы, обусловливает необходимость перехода от фронтальной формы прямого обучения к индивидуальной форме проблемного и исследовательского видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать участника, оказать помощь в поиске информации;
- затратность по времени, материалам – большинство проектов требует тщательной подготовки;
- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, и проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы, заинтересованы в получении результата, потому деятельность должна быть посильна, соответствовать интересам и возможностям каждого участника.
Более того, внедрение метода проектов имеет целый ряд проблемных моментов, в особенности:
- само слово «проект» имеет много значений, и педагоги могут назвать проектом самую разную деятельность – и педагогический проект, и метод проектов, и проект занятия. То есть, происходит смешение понятий;
- порой педагоги, увлекшись методом проектов, стремятся любую деятельность превратить в проект, даже если это нецелесообразно;
- довольно часто педагоги, не вникнув в суть метода проектов, используют эту идею только для того, чтобы соответствовать новым веяниям, требованиям, и в результате смысл проектной деятельности теряется – она становится формальной, не выполняет своего назначения, так как у детей не формируются специфические проектные навыки [2].
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества [1].
Сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.
В частности, применение проектного метода в работе с детьми детском саду направлено на развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственная образовательная деятельность [2].
Проекты имеют свою классификацию по видам. В практической работе педагога-организатора с детьми, как нам кажется, наиболее подходящими будут информационный, ролевой и творческий виды проектов, организацию и презентацию результатов которых можно осуществить на групповых и подгрупповых развивающих занятиях.
Литература:
1. Битютская Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. – М.: Волгоград. Учитель. 2013. – 207 с.
2. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез. 2012. – 67 с.
3. Голубец О.Д., Жиличкина М.Ю. Проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет: комплексные занятия, досуги. – М.: Волгоград. Учитель. 2019. – 103 с.
Санкт-Петербург
2020 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проектной деятельности в практике работы детского сада
Презентация педагогического опыта....
«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»
В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога
Собстаенный опыт реализации в работе проекта по развитию эмоционального интеллекта "Мр моих эмоций"...
Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда.
О проектной деятельности логопеда (кратко0...
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога...
Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя в ДОУ в соответствии с ФГОС
Данная публикация предназначена для музыкальных руководителуй и воспитателей ДОУ с целью ознакомления их с проектной деятельностью по музыкальному развитию старших дошкольников...
Проектная деятельность в практике работы инструктора по физической культуре (теория и практика)
Проектная деятельность для применения на занятиях по физкультуре...