Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
проект
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
"Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»
Паспорт проекта
Предмет и объект проекта | Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям. |
Цель и задачи проекта | Цель проекта – разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Семибратово». |
Сроки и этапы реализации проекта | Подготовительный
Практический
Заключительный
|
Перечень основных мероприятий | - Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов» |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Будник И.А. – основной исполнитель проекта. |
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта | Для детей: Для родителей: Для педагогов: |
Актуальность проекта
Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:
- именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
- стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);
- это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.
Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.
В практике МДОУ вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.
Цели и задачи проекта
Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Семибратово».
Задачи проекта:
- Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
- Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
- Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
- Воспитательные задачи: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Краткое описание этапов проекта
I этап - подготовительный
Методическая и организационная подготовка проекта:
- изучение теоретического материала, подбор методик, изучение практики финансового воспитания в ДОУ:
- составление плана работы;
- организация совместной работы с родителями.
Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2019 г.
II этап - практический
Непосредственная апробация методических приемов формирования финансовой грамотности в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения.
Осуществление мероприятий проекта, в ходе которого происходит:
1) расширение знаний детей о содержании и истории основных экономических категорий, обогащение лексического запаса;
2) решение проблемных ситуаций, развитие умений аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
3) подведение дошкольников к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
4) развитие внимания, логического мышления, связной речи;
5) формирование коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Оформление полученных результатов проекта в виде методических материалов.
Информирование о ходе проведения проекта.
Срок реализации этапа – ноябрь 2019 г. – апрель 2020 г.
III этап - заключительный
Подведение итогов, диагностика уровня знаний, умений и навыков детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Семибратово».
Срок реализации этапа – май 2020 г.
Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта предполагается:
Для детей:
- приобретение новых знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
- Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
- Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
- Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Аудитория проекта
- Воспитанники старшей группы МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Семибратово».
- Родители дошкольников.
- Педагоги МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Семибратово».
Объем и содержание работ
Направление деятельности | Содержание деятельности | Сроки реализации | Исполнители и соисполнители |
Подготовительный этап | |||
Работа с детьми
| Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений | Сентябрь-октябрь 2019 | Будник И..А. |
Работа с родителями | Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми | Октябрь 2019 | Будник И.А, родительский комитет. |
Работа с педагогами МДОУ | Выступление на методическом семинаре | Октябрь 2019 | Будник И.А. |
Практический этап | |||
Работа с детьми | Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов» | Ноябрь 2019 | Будник И.А. |
Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград» | Декабрь 2019 | Татаринская Н.В. Ютанова М.А. | |
Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи» | Январь 2020 | Татаринская Н.В. Ютанова М.А. | |
Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста» | Февраль 2020 | Татаринская Н.В. Ютанова М.А. | |
Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну» | Март 2020 | Татаринская Н.В. Ютанова М.А. | |
Квест-игра для детей «Финансовая школа» | Апрель 2020 | Татаринская Н.В. Ютанова М.А. | |
Работа с родителями | Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье» | Ноябрь 2019 г. | Будник И.А. |
Стендовые консультации для родителей | В течение всего времени реализации проекта | Татаринская Н.В. Ютанова М.А. | |
Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей | Апрель 2021 | Татаринская Н.В. Ютанова М.А. | |
Работа с педагогами МДОУ | Выступление на методических семинарах | В течение всего времени реализации проекта | Будник И.А. |
Заключительный этап | |||
Работа с детьми | Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов | Апрель 2020 | Будник И.А. |
Работа с родителями | Собрание с родителями | Май 2020 | Будник И.А. |
Работа с педагогами МДОУ | Выступление на методическом совете, подготовка и представление доклада на конференцию | Апрель-май 2020 | Будник И.А |
Формы представления результатов
1. Выступление на заседаниях методического совета МДОУ.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направле...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проект по финансовой грамотности...
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности
Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...
Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....
конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников "
содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....
«Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников по средствам игр и мнемотаблиц»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39т посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район...