Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
проект (старшая группа)
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства. Таким образом, актуальность заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №166 Цветик – семицветик»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Проект
"Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Разработчик проекта:
Николаева В.П.-воспитатель
Чебоксары, 2019
Паспорт проекта
Предмет и объект проекта | Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям. |
Цель и задачи проекта | Цель проекта – разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 166«Цветик-семицветик» г. Чебоксары. |
Сроки и этапы реализации проекта | Подготовительный
Практический
Заключительный
|
Перечень основных мероприятий | 1. Изучение научно- методической литературы в рамках исследуемой темы. 2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье. 3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); 4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике. 5. Создание обогащённой развивающей среды в группах: - проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; -совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?» 5. Консультации для родителей. 6. Экскурсии в магазин, музей, почту. 6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Николаева В.П.. – основной исполнитель проекта. |
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта | Для детей: Для родителей: Для педагогов: |
Целевая группа проекта | Дошкольники старшей группы, их родители, педагоги МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары |
Актуальность проекта
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.
В практике МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.
Цели и задачи проекта
Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары.
Задачи проекта:
- Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
- Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
- Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
- Воспитательные задачи: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Краткое описание этапов проекта
I этап - подготовительный (сентябрь 2019- ноябрь 2019 г):
1. Составление поэтапного плана работы проекта;
2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
II этап - основной (ноябрь 2019 г. - апрель 2020 г.)
1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.
2. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.
3. Спланировать и провести экскурсию в магазин, музей, библиотеку, почту.
4. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе».
5. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.
6. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.
7. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки».
8. Организовать экскурсии в магазин, музей, почту.
9. Систематизировать накопленный материал.
III этап – заключительный (май 2020)
1. Осуществить анализ работы по проекту.
2. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка»,
«Аукцион детских работ».
Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта предполагается:
Для детей:
- приобретение новые знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
- Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
- Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
- Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Аудитория проекта
- Воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 166«Цветик-семицветик» г. Чебоксары.
- Родители дошкольников.
- Педагоги МБДОУ «Детский сад № 166«Цветик-семицветик» г. Чебоксары.
- Объем и содержание работ
Месяц | Тема занятий | Цель |
Сентябрь | «Семейная экономика»
«Что такое экономика» «Семейная экономика»
| - Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве); - Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. - Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. - Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей. - Создать карту путешествий по городу Чебоксары. |
Октябрь | «Бюджет семьи»
| - Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) - Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. - Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие. |
Ноябрь | «Собираемся путешествовать»
| - Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека. - Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных) - Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. - Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения - Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности. |
Декабрь | «А что такое деньги?»
| - Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. - Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран. - Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков. - Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. - Закрепить знания детей о деньгах разных стран. |
Январь | «Это что за магазин?»
| - Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. - Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. |
Февраль - апрель | «Кто же нам поможет?»
| - Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд. - Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. - Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение. - Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества. - Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость - Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий. |
| «Зоопарк нашей мечты»
| - Закрепить знания детей о потребностях животных и растений; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них. - Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка. - Развивать речь, внимание. - Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм. - Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье. |
Октябрь - Май | «Площадь мастеров»
Работа с родителями.
| - Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей; развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью; закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.; дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены. - Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда (товары, услуги). - Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). - Развивать творческие способности. - Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду; - Убедить родителей в важности экономического воспитания; - Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями. - Побуждать к деловой активности. - Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы. - Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность. - Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей. - Приобщение дошкольников к истокам народной культуры. - Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам; - Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи; - Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности. |
Формы представления результатов
1. Выступление на заседаниях методического совета МДОУ.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- видят красоту человеческого творения;
- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников" позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.
Дальнейшие планы проекта:
1. Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.
2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.
Список литературы
1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001. - №4, с. 24-26
2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с. 75.
5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проектная деятельность...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проект по финансовой грамотности...
Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....
Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Цель проекта– разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельству...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Финансовая гамотность активно включается в систему образования. Представляю проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"...