Работа с семьями из группы риска
материал
План работы с семьями из группы риска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semyami_iz_gruppy_riska.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с семьями из группы риска и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации в МБДОУ № 9
В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска).
2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами).
3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями).
4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями).
5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители).
6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Механизм выявления неблагополучных семей
Ежегодно в сентябре месяце в МБДОУ № 9 составляется социальный паспорт, который помогает выявить неблагополучия в семьях воспитанников. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. Для работы с семьями воспитанников используются такие формы, как:
- наблюдение,
- беседа,
- анкетирование,
- психологическая и социальная диагностика,
- посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Семья считается неблагополучной, если родители:
• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
• отрицательно влияют на их поведение;
• жестоко обращаются со своими детьми;
• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
План изучения семьи:
1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2. Жилищные и материальные условия.
3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
4. Культурный уровень родителей:
•наличие библиотеки в семье;
•какие книги читают;
•следят ли за периодической печатью;
•посещают ли кинотеатры;
•посещают ли театры и концерты;
•посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
•доброжелательная,
•неустойчивая,
•равнодушная,
•гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
•здоровье детей;
•развитие умственных способностей;
•художественных способностей;
•нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
•сверхопекающее;
•ровное, заботливое;
•равнодушное;
•подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
•согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
•непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
•отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. Организация совместных форм деятельности в семье:
•вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
•эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
•ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
•наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
•ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
•низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
•систематическое;
•нерегулярное;
•полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
•положительное;
•равнодушное;
•негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
•систематическое;
•эпизодическое;
•отсутствие взаимодействия.
Через наблюдения воспитатели выявляют:
1. Признаки неблагополучия:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
2.Признаки физического насилия в семье:
- боязливость ребенка;
- выраженный страх перед взрослым, проявление тревоги в форме тика;
- сосание пальца, раскачивание;
- боязнь идти домой;
- жестокое обращение с животными;
- стремление скрыть причину травм.
План работы с семьями «группы риска» и профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав детей в семье в МБДОУ № 9
Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Знакомство с семьями воспитанников. Изучение статуса семьи. | сентябрь | воспитатель |
2. Выявление неблагополучных семей | октябрь - ноябрь | воспитатель |
3. Изучение причин неблагополучия семьи (собеседование, анкетирование) | 1 раз в неделю | воспитатель |
4.Посещение семей | в течение года (по необходимости) | воспитатель |
5.Ведение картотеки неблагополучных семей | в течение года | воспитатель |
6. Выявление трудностей семейного воспитания | в течение года | воспитатель |
7. Консультации для родителей и индивидуальные беседы | 1 раз в месяц | воспитатель педагог-психолог медсестра заведующий |
8. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; папок- передвижек на тему «Права детей» | в течение года | воспитатель старший воспитатель |
9. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей | ежедневно воспитатель | воспитатель |
10. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, досуги, участие в конкурсах и выставках) с целью профилактики неблагополучия в семье | в течение года | воспитатель |
11.Коррекционные занятия с детьми | в течение года | педагог-психолог учитель-логопед |
12. Анализ работы с неблагополучными семьями | май | воспитатель |
13.Совместная работа с органами опеки и полиции | в течение года (по необходимости) | воспитатель старший воспитатель педагог-психолог медсестра заведующий |
Алгоритм работы с семьями группы риска в МБДОУ № 9:
- Социально-информационная помощь (ведётся информирование родителей о пособиях и льготах).
- Социально-правовая помощь (Правовое просвещение родителей. Правовое воспитание детей. Контроль над соблюдением прав ребенка).
- Социально-экономическая помощь (Содействие в получении пособий по возврату процентов с родительской платы).
- Социально-педагогическая помощь (Контроль над обстановкой в семье. Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ).
- Социально-психологическая помощь (Психологическая диагностика и поддержка).
- Медико-социальная помощь (Медико-социальный патронаж Диагностика здоровья).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»...
"Идея проекта-сценария мероприятия по работе с родителями, детей группы риска в условиях ДО"
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер, игровые пр...
Анализ работы по сопровождению детей "группы риска" за 2016-2017 учебный год
В данном материале представлена отчетная информация за учебный год по сопровождению детей "группы риска"....
Траектория социализации семей из «группы риска» средствами сетевого взаимодействия ДОУ с социальными институтами города Новоалтайска
В данной статье говорится о том, какие категории семей отнесятся к "группе риска". Какие условия создаются для организации деятельности дошкольного образователь...
«Семейный тимбилдинг» как способ социализация семей из группы риска.
В статье говорится о методах и способах работы с семьми "группы риска"...
Основные формы работы социального педагога с семьями из группы риска
В своей работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьями группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в се...
План мероприятий работы с семьями в зоне риска
План мероприятий работы с неблагополучными семьями...