Работа с семьями из группы риска
материал

Злата Васильевна Обухович

План работы с семьями из группы риска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semyami_iz_gruppy_riska.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с семьями из группы риска и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации в МБДОУ № 9

   В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

   Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска).

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами).

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями).

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями).

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители).

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Механизм выявления неблагополучных семей

   Ежегодно в сентябре месяце в МБДОУ № 9 составляется социальный паспорт, который помогает выявить неблагополучия в семьях воспитанников. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. Для работы с семьями воспитанников используются такие формы, как:

- наблюдение,

- беседа,

- анкетирование,

- психологическая и социальная диагностика,

- посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

   Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

   Семья считается неблагополучной, если родители:

• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

• отрицательно влияют на их поведение;

• жестоко обращаются со своими детьми;

• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

План изучения семьи:

1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.

2. Жилищные и материальные условия.

3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

4. Культурный уровень родителей:

•наличие библиотеки в семье;

•какие книги читают;

•следят ли за периодической печатью;

•посещают ли кинотеатры;

•посещают ли театры и концерты;

•посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

•доброжелательная,

•неустойчивая,

•равнодушная,

•гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

•здоровье детей;

•развитие умственных способностей;

•художественных способностей;

•нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

•сверхопекающее;

•ровное, заботливое;

•равнодушное;

•подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

•согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

•непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

•отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. Организация совместных форм деятельности в семье:

•вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

•эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

•ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

•наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

•ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

•низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:

•систематическое;

•нерегулярное;

•полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

•положительное;

•равнодушное;

•негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

•систематическое;

•эпизодическое;

•отсутствие взаимодействия.

   Через наблюдения воспитатели выявляют:

1. Признаки неблагополучия:

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническая запущенность;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

- неумеренный аппетит;

- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- чрезмерная потребность в ласке;

- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении.

2.Признаки физического насилия в семье:

- боязливость ребенка;

- выраженный страх перед взрослым, проявление тревоги в форме тика;

- сосание пальца, раскачивание;

- боязнь идти домой;

- жестокое обращение с животными;

- стремление скрыть причину травм.

План работы с семьями «группы риска» и профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав детей в семье в МБДОУ № 9

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1. Знакомство с семьями воспитанников. Изучение статуса семьи.

сентябрь

воспитатель

2. Выявление

неблагополучных семей

октябрь - ноябрь

воспитатель

3. Изучение причин неблагополучия семьи (собеседование, анкетирование)

1 раз в неделю

воспитатель

4.Посещение семей

в течение года (по

необходимости)

воспитатель

5.Ведение картотеки

неблагополучных семей

в течение года

воспитатель

6. Выявление трудностей семейного

воспитания

в течение года

воспитатель

7. Консультации для родителей и

индивидуальные беседы

1 раз в месяц

воспитатель

педагог-психолог

медсестра

заведующий

8. Разработка и распространение

памяток для родителей; оформление стендовой информации; папок- передвижек на тему «Права детей»

в течение года

воспитатель

старший воспитатель

9. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей

ежедневно воспитатель

воспитатель

10. Организация совместной

деятельности с родителями

воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, досуги, участие в конкурсах и выставках) с целью профилактики

неблагополучия в семье

в течение года

воспитатель

11.Коррекционные занятия с детьми

в течение года

педагог-психолог

учитель-логопед

12. Анализ работы с неблагополучными семьями

май

воспитатель

13.Совместная работа с органами опеки и полиции

в течение года             (по необходимости)

воспитатель

старший воспитатель

педагог-психолог

медсестра

заведующий

Алгоритм работы с семьями группы риска в МБДОУ № 9:

- Социально-информационная помощь (ведётся информирование родителей о пособиях и льготах).

- Социально-правовая помощь (Правовое просвещение родителей. Правовое воспитание детей. Контроль над соблюдением прав ребенка).

- Социально-экономическая помощь (Содействие в получении пособий по возврату процентов с родительской платы).

- Социально-педагогическая помощь (Контроль над обстановкой в семье. Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ).

- Социально-психологическая помощь (Психологическая диагностика и поддержка).

- Медико-социальная помощь (Медико-социальный патронаж Диагностика здоровья).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...

"Идея проекта-сценария мероприятия по работе с родителями, детей группы риска в условиях ДО"

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер, игровые пр...

Анализ работы по сопровождению детей "группы риска" за 2016-2017 учебный год

В данном материале представлена отчетная информация за учебный год по сопровождению детей "группы риска"....

Траектория социализации семей из «группы риска» средствами сетевого взаимодействия ДОУ с социальными институтами города Новоалтайска

В данной статье говорится о том, какие категории семей   отнесятся к "группе риска". Какие  условия создаются  для организации деятельности  дошкольного образователь...

«Семейный тимбилдинг» как способ социализация семей из группы риска.

В статье говорится о методах и способах работы с семьми "группы риска"...

Основные формы работы социального педагога с семьями из группы риска

В своей работе  приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьями группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в се...

План мероприятий работы с семьями в зоне риска

План мероприятий работы с неблагополучными семьями...