"Идея проекта-сценария мероприятия по работе с родителями, детей группы риска в условиях ДО"
статья (подготовительная группа) на тему
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер, игровые приставки, планшеты, смартфоны и любой информационный носитель, включающий в себя игровые элементы - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Идея проекта-сценария мероприятия по работе с родителями, детей группы риска в условиях ДО" | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой
социальный педагог дошкольное отделение
Шумская Е.И.
Статья
Идея проекта-сценария мероприятия по работе с родителями, детей группы риска в условиях ДО
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер, игровые приставки, планшеты, смартфоны и любой информационный носитель, включающий в себя игровые элементы - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным отрицательным значением компьютеризации следует отметить негативное воздействие этого процесса на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Такое воздействие оказывает отрицательное влияние на детей и подростков, ведет за собою целый ряд проблем, блокирующих механизмы развития социально значимой личности. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости.
Сегодня проблема профилактики компьютерной зависимости является новым, недостаточно изученным направлением в педагогической науке. Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в образовательных комплексах, включающих в себя и дошкольные отделения. Изменить ситуацию, на сегодняшний день, может разработка и практическое применение комплексных программ профилактики игровых зависимостей у детей старшего дошкольного возраста и подростков.
Профилактика компьютерных зависимостей сегодня - сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена личностными, социальными и семейными факторами. Профилактическая работа с семьей, родителями является важным элементом профилактической модели. Эта деятельность предполагает решение нескольких задач:
* воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с ребёнком по предупреждению формирования зависимости и болезненного увлечения компьютерными играми);
* образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики и методов конструктивного взаимодействия с педагогами, психологами и психотерапевтами).
Программы по профилактике для детей дошкольного возраста и для родительских клубов в условиях дошкольного отделения должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах, игровых техник.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это вовлечь его в работу, не связанную с компьютерной деятельностью, чтобы компьютерные игры и процессы не стали заменой реальности, показать, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога — в отношении ребёнка организовать его досуг таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера, а в отношении родителей как законных представителей несовершеннолетнего ребёнка, разъяснить суть и всевозможные последствия игровых аддикций, а также предложить всевозможные варианты по предупреждению данной социальной проблемы.
Таким образом, предлагается следующий проект-сценарий мероприятия по профилактике игровой зависимости у детей старшего дошкольного возраста в родительских группах в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Социальная риск: « Игровые аддикции у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Помощь родителям объективно увидеть опасность, которая таится в «безобидных» компьютерных играх и выработать стратегии по профилактике игровой зависимости.
Методы: информационный (обеспечение необходимой информацией по проблемам зависимостей от компьютерных и азартных игр от дошкольного до подросткового возраста);
метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций, способствующих расширению знаний путем обсуждения и анализа проблем, связанных с компьютерной зависимостью);
конструктивно-позитивный метод (организация и проведение тренингов и игр, с направленных на повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.);
Средства: СМИ, интернет-ролики, статьи, посвящённые данной социальной проблеме, карточки с заданиями-ситуациями, психологические тренинги.
План проекта-сценария занятия для родителей, посвящённый игровым аддикциям у детей старшего дошкольного возраста.
( занятия в родительском клубе проходят в течение всего учебного года, один раз в неделю в вечернее время).
Длительность проекта — 3 месяца (пробный вариант);
Количество занятий в проекте - 11-13 занятий;
Длительность одного занятия — 1 час;
В проекте принимают участие как диады, так и одни родители без детей ( предлагаемое занятие проводится только с родителями, без детей).
1. Информационный блок.
а) ознакомление с правилами поведения в группе;
б) игры, направленные на знакомство и сплочение группы;
в) знакомство с темой занятия : «Игровая зависимость — что это? Просвещение родителей по данной социальной проблеме ( основные понятия, этиология возникновения зависимостей, последствия). Особенно обратить внимание на взаимоотношения в семье, коммуникативные навыки родителей и детей, психологические особенности ребёнка дошкольного возраста.
2. Операциональный блок.
а) просмотр видео-ролика с участием детей, склонных к аддиктивным формам поведения;
б) обсуждение видео-ролика;
в) проигрывание конкретной жизненной ситуации;
г) обсуждение игры ( в частности тех стратегий, которые выбрали участники игры).
3. Рефлексия.
а) что нового участники узнали о проблеме игровой зависимости?
б) какие эмоции участники испытывали во время просмотра видео-ролика и в проигрывании жизненной ситуации;
в) какие эмоции испытывают «здесь и сейчас»?
г) предложения, выдвигаемые участниками занятия, стратегических вариантов решения данной социальной проблемы;
д) рекомендации социального педагога по профилактике игровой зависимости:
1) поддержка родителей и помощь ребёнку;
2) неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей;
3) если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм;
4) критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию;
5) рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком;
6) показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
7) родителям необходимо:
Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером;
Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре;
Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики...Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего;
Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами;
Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.);
Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.);
Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов;
Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения;
В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.
Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.
4. Ритуал прощания.
Можно участникам занятия раздать заранее приготовленные информационные буклеты, посвящённые игровой зависимости.
В заключении следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала.
Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитания, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы с родителями детей группы НПОЗ на год
В перспективный план входят разделы: работа с детьми; организация развивающей среды; методическое обеспечение педагогического процесса; участие в методической работе; взаимодействе с семьей....
Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...
План работы с родителями детей группы раннего возраста
План работы с родителями детей группы раннего возраста...
Анализ работы по сопровождению детей "группы риска" за 2016-2017 учебный год
В данном материале представлена отчетная информация за учебный год по сопровождению детей "группы риска"....
Рекомендации по контактному взаимодействию педагога с родителями детей «группы риска».
Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи...
План мероприятий по взаимодействию с родителями детей группы раннего возраста.
В материале представлен годовой поан работы с родителями детей раннего возраста....
«Взаимодействие педагогов и родителей детей «группы риска»: эффективные формы совместной работы (из опыта работы).
Взаимодействие с родителями...