"Идея проекта-сценария мероприятия по работе с родителями, детей группы риска в условиях ДО"
статья (подготовительная группа) на тему

Шумская Евгения Ильинична

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер, игровые приставки, планшеты, смартфоны и любой информационный носитель, включающий в себя игровые элементы - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой

социальный педагог дошкольное отделение

Шумская Е.И.

Статья

Идея проекта-сценария мероприятия по работе с родителями, детей группы риска  в условиях ДО

        Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер, игровые приставки, планшеты, смартфоны и любой информационный носитель, включающий в себя игровые элементы  - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

        В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным отрицательным значением компьютеризации следует отметить негативное воздействие этого процесса на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Такое воздействие оказывает отрицательное влияние на детей и подростков, ведет за собою целый ряд проблем, блокирующих механизмы развития социально значимой личности. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости.

Сегодня проблема профилактики компьютерной зависимости является новым, недостаточно изученным направлением в педагогической науке. Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в образовательных комплексах, включающих в себя и дошкольные отделения. Изменить ситуацию, на сегодняшний день, может разработка и практическое применение комплексных программ профилактики игровых зависимостей у детей старшего дошкольного возраста и  подростков.

        Профилактика компьютерных зависимостей сегодня - сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена личностными, социальными и семейными факторами. Профилактическая работа с семьей, родителями является важным элементом профилактической модели. Эта деятельность предполагает решение нескольких задач:

* воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с ребёнком по предупреждению формирования зависимости и болезненного увлечения компьютерными играми);

* образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики и методов конструктивного взаимодействия с педагогами, психологами и психотерапевтами).

        Программы по профилактике для детей дошкольного возраста и для родительских клубов в условиях дошкольного отделения должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах, игровых техник.

        Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это вовлечь его в работу, не связанную с компьютерной деятельностью, чтобы компьютерные игры и процессы не стали заменой реальности, показать, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога — в отношении ребёнка организовать  его досуг таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера, а в отношении родителей как законных представителей несовершеннолетнего ребёнка, разъяснить суть и всевозможные последствия игровых аддикций, а также предложить всевозможные варианты по предупреждению данной социальной проблемы.

        Таким образом, предлагается следующий проект-сценарий мероприятия по профилактике игровой зависимости у детей старшего дошкольного возраста в родительских группах в условиях дошкольного образовательного учреждения.

        Социальная риск: « Игровые аддикции у детей старшего дошкольного возраста»

        Цель: Помощь родителям объективно увидеть опасность, которая таится в «безобидных» компьютерных играх и выработать стратегии по профилактике игровой зависимости.

        Методы: информационный (обеспечение необходимой информацией по проблемам зависимостей от компьютерных и азартных игр от дошкольного до подросткового возраста);

          метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций, способствующих расширению знаний путем обсуждения и анализа проблем, связанных с компьютерной зависимостью);

              конструктивно-позитивный метод (организация и проведение тренингов и игр, с направленных на повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.);

        Средства: СМИ, интернет-ролики, статьи, посвящённые данной социальной проблеме,    карточки с заданиями-ситуациями, психологические тренинги.

План проекта-сценария занятия для родителей, посвящённый игровым аддикциям у детей старшего дошкольного возраста.

( занятия в родительском клубе проходят в течение всего учебного года, один раз в неделю в вечернее время).

Длительность проекта — 3 месяца (пробный вариант);

Количество занятий в проекте -  11-13 занятий;

Длительность одного занятия — 1 час;

В проекте принимают участие как диады, так и одни родители без детей ( предлагаемое занятие проводится только с родителями, без детей).

1.   Информационный блок.

а) ознакомление с правилами поведения в группе;

б) игры, направленные на знакомство и сплочение группы;

в) знакомство с темой занятия : «Игровая зависимость — что это? Просвещение родителей по данной социальной проблеме ( основные понятия, этиология возникновения зависимостей, последствия). Особенно обратить внимание на  взаимоотношения в семье, коммуникативные навыки родителей и детей, психологические особенности ребёнка дошкольного возраста.  

2. Операциональный блок.

а) просмотр видео-ролика с участием детей, склонных к аддиктивным формам поведения;

б) обсуждение видео-ролика;

в) проигрывание конкретной жизненной ситуации;

г) обсуждение игры ( в частности тех стратегий, которые выбрали участники игры).

3. Рефлексия.

а) что нового участники узнали о проблеме игровой зависимости?

б) какие эмоции участники испытывали во время просмотра видео-ролика и в проигрывании жизненной ситуации;

в) какие эмоции испытывают «здесь и сейчас»?

г) предложения, выдвигаемые участниками занятия, стратегических вариантов решения данной социальной проблемы;

д)  рекомендации социального педагога по профилактике игровой зависимости:

1) поддержка родителей и помощь ребёнку;

2) неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей;

3) если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм;

4) критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию;

5) рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком;

6) показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

7) родителям необходимо:

Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером;

Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре;

Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики...Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего;

Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами;

Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.);

Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.);

Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов;

Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения;

В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.

4. Ритуал прощания.

Можно участникам занятия раздать заранее приготовленные информационные буклеты, посвящённые игровой зависимости.

        В заключении следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала.

Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитания, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с родителями детей группы НПОЗ на год

В перспективный план  входят разделы: работа с детьми; организация развивающей среды; методическое обеспечение педагогического процесса; участие в методической работе; взаимодействе с семьей....

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

План работы с родителями детей группы раннего возраста

План работы с родителями детей группы раннего возраста...

Анализ работы по сопровождению детей "группы риска" за 2016-2017 учебный год

В данном материале представлена отчетная информация за учебный год по сопровождению детей "группы риска"....

Рекомендации по контактному взаимодействию педагога с родителями детей «группы риска».

Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи...

План мероприятий по взаимодействию с родителями детей группы раннего возраста.

В материале представлен годовой поан работы с родителями детей раннего возраста....