Опыт работы педагога по проекту развития эмоционального интеллекта у детей "Академия Монсиков"
статья (подготовительная группа)
Курс рекомендуется для организации занятий в дошкольных образовательных организациях, детских развивающих центрах с воспитателями и педагогами, а также для занятий дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_pedagogatekst2.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное общеобразовательное учреждение
«детский сад общеразвивающего вида №93»
Опыт работы педагога по проекту развитие эмоционального интеллекта у детей «Академия Монсиков».
Подготовила: воспитатель1КК
Кольб Н.А.
Воронеж 2018
В сентябре прошлого учебного года мне и моим коллегам из нашего детского сада посчастливилось поучаствовать в необычном проекте
«Академия Монсиков». Наши воспитанники познакомились с новыми персонажами и очень их полюбили.
Для начала хочется сказать пару слов о проекте. Что такое Академия Монсиков? Что такое эмоциональный интеллект? Кто такие Монсики?
«Академия Монсиков» – это первая отечественная методика развития эмоционального интеллекта. Она включает в себя различные курсы для детей от года до двенадцати лет.
EQ или эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать.
Монсики — это главные герои книг, тренингов, образовательных программ по развитию эмоционального интеллекта. Как мы все прекрасно заем лучшая форма познания для ребенка это игра! А помощниками в этой игре, наряду со взрослыми являются – Монсики. Сказочные персонажи, которые живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций, чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры.
Сегодня хочется поделиться с Вами своим опытом работы в проекте. С группой детей (старшей и подготовительных групп) мы с коллегами прошли «Базовый курс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет. Краски эмоций».
Благодаря данному курсу педагогу не составляет труда объяснить детям непростые темы взаимоотношений между людьми. Каждая познавательно-образовательная деятельность (занятие), а их 11 в данном курсе, было построено в виде квеста. В процессе которого дети больше узнали о разных эмоциях, научились быть ответственными, доверять друг другу.
Работа ведется по подгруппам из 10-12 человек. Хочется отметить, что каждое занятие насыщенно, продолжительно и включает в себя обязательное чередование этапов его проведения. В содержание его входят: чередование комплекса упражнений и игр по активизации сенсорных систем ребёнка; ролевые игры; диалог с детьми; изучение интересных фактов; решение логических задач; игры и задания направленные на развитие произвольности; ручной труд (подделки); чтение художественной литературы и т.д. Поэтому время одного занятия может быть разбито на два, а то и три этапа.
Каждый Монсик отвечает за определенную эмоцию. Они помогают детям освоить 5 шагов развития EQ через игровой процесс. Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы ребенку необходимо пройти через каждый из 5 этапов игрового образовательного процесса:
1 шаг «я чувствую» (развиваем осознанность)
2 шаг «я хочу» (создаем мотивацию)
3 шаг «я знаю» (развиваем интеллект)
4 шаг «я могу» (формируем самооценку)
5 шаг «я делаю» (самореализация)
Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью.
Суть такого подхода заключается в том, что в процессе знакомства с новой информацией, ребенок проходит все стадии подготовки, мотивации, принятия, освоения и применения новых знаний на практике. Таким образом ребенок вовлекается в процесс обучения, комфортно и гармонично принимает новые знания и навыки.
Приняв участие в проекте « Краски эмоций», мы с коллегами получили бесценный опыт по освоению методики направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей.
Данная методика помогла сплотить детей в группе. Воспитанники стали более внимательны к окружающим. Научились признавать свои ошибки и прощать чужие. Стараются учиться управлять своими эмоциями.
Необходимо заметить, что Монсики прекрасно вписываются в любой формат ООД и помогают детям не только освоить предложенный им учебный материал, но и напоминают детям о том, как важно уметь управлять своими эмоциями.
Применение героев Монсики в формате ООД:
Например: музыкальное занятие. Музыкальный руководитель используя персонажа Хохотайку разучивала с детьми логоритмические упражнения. Присутствие такого жизнерадостного персонажа, помогло детям побороть стеснение. А если пригласить в пару Хохотайке Грустякина, то можно поиграть в игру: Грустно и весело, суть которой чередование грустной и веселой музыки, а дети подбирают подходящие эмоции.
Чтение художественной литературы.
Хорошими помощниками при знакомстве детей с Монсиками будут книги:
«Цветная книга эмоций», «Монсики. Что такое эмоции и как сними дружить.», «Легенды Долины монсиков». Из них дети узнают о жизни Монсиков в волшебной долине. А также знакомятся со способностями жителей этой страны. Из опыта могу сказать, что истории из этих книг привлекут внимание даже самых непоседливых малышей. И они с нетерпением будут ждать новых историй про Монсиков.
Для свободной деятельности детей также имеется достаточно пособий. Они предусматривают как коллективную игру, так и индивидуальную деятельность. В группах имеются маски для театрализации. Бимбаскеты со всем необходимым содержанием для ручного труда, а так же предметов (мячи, информационные карточки и т.д.) для индивидуальных и коллективных игр.
Работа с родителями.
Во время участия в данном проекте мы естественно тесно взаимодействовали с родителями. Базовый курс «Краски эмоций» включает 11 рабочих тетрадей, которые могут стать как дополнительным элементом в ходе занятий в образовательных организациях, так и самостоятельными пособиями для занятий с детьми дома. Благодаря такой совместной деятельности дети учатся лучше понимать себя, а родители понимать своих детей.
В начале и по окончании проекта было проведено анкетирование родителей, которое помогло воспитателям оценить влиянии данного курса на развитие эмоционального интеллекта у детей, участвующих в проекте.
По окончании проекта, наши коллеги провели праздник, посвященный дню матери в стиле «Монсики». Сценарий был разработан с целью познакомить родителей с главными персонажами проекта, еще ближе. И создать добрую атмосферу праздника.
Наши внедрения
Конечно, всем известно, что воспитатель – это творческая натура. Данный проект вдохновил нас с коллегами на некоторые изобретения в продолжение темы Монсиков. Которые мы используем и по сей день. Монсики вдохновили нас на создание новой развивающей среды в пределах группового пространства.
Например: мы придумали кармашки эмоций. После каждого вида деятельности будь то: ООД или свободная деятельность, зарядка или музыкальное занятие, детки подходят к кармашкам и кладут в них ту эмоцию, которую испытали занимаясь той или иной деятельностью.
Так же в одной из групп функционирует «Почта Монсиков».
При возникновении трудностей во взаимоотношениях со сверстниками или родителями в группе имеется почтовый ящик, конверты, марки и все необходимое для этой игры. Ребенок может написать (нарисовать) письмо Монсику, в помощи которого он, по его мнению, нуждается в данный момент и отправить его по почте, а через некоторое время получить письмо от Монсика с советом или словами поддержки.
А для большей сплоченности детского коллектива, очень полезен такой предмет как коробочка эмоций. Она используется на каждом занятии на этапе «Я чувствую». В данной коробочке собраны предметы навевающие одну определенную эмоцию. Это игровое упражнение которое развивает все пять огранов чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание. В результате происходит активизация сенсорных систем ребенка, создание необходимого эмоционального фона, осознание своих эмоций.
Воодушевившись примером авторов методики, одна наша коллега несколько модернизировала данный предмет и теперь каждому ребенку на день рождения вручается «Коробочка именинника». Смысл в том, что накануне дня рождения ребенка, остальные дети предупреждены о предстоящем событии, им по возможности предлагается принести из дома какой – то предмет, который они наделяют особым смыслом (камешек, ракушка, киндер игрушка, оригами, подделка), с разрешения родителей конечно. (Родители непосредственные участники проекта). И каждый ребенок вручая «подарок» рассказывает, почему он решил подарить этот предмет. Все «подарки» мы складываем в красивую коробочку и вручаем имениннику.
Таким образом, мы убедились, что методику развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков» можно применять при осуществлении воспитательно – образовательного процесса, причем в любой группе ДОО. Например, мы с моей коллегой выпустили в мае нашу подготовительную группу, и на данном этапе у нас младшая группа 3-4 года. И мы уже потихонечку начинаем знакомить малышей с героями . Конечно, не стоит заменять Монсиками всех персонажей, предусмотренных при планировании ООД. Во- первых, необходимо, чтобы дети не забывали героев Русских сказок и Советских мультфильмов, а во – вторых, если Монсиков будет слишком много, дети перестанут воспринимать их как помощников в решении проблем, а будут относиться к ним как к очередной игрушке. Но, в том случае, когда воспитатель понимает, что что-то « не клеится», из – за возбужденной атмосферы в группе или напряженного эмоционального фона (расставание с мамой, новая обстановка), то введение Монсиков будет как раз кстати.
Курс рекомендуется для организации занятий в дошкольных образовательных организациях, детских развивающих центрах с воспитателями и педагогами, а также для занятий дома.
Знакомство с Монсиками подарит вашим воспитанникам новые впечатления, а педагоги смогут применить новые виды взаимодействия с воспитанниками.
И в заключении хочется отметить, что проект «Академия Монсиков» это больше, чем просто очередная методика развития - это действительно уникальный и эффективный метод работы с эмоциональной сферой ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы педагога по проекту развитие эмоционального интеллекта у детей «Академия Монсиков».
Данный материал знакомит читателя с новой методикой развития эмоционального интеллекта у детей. Статья будет полезна родителям, воспитателям ДОУ, воспитателям детских развивающих центров.Статья включа...
Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Любая, даже самая сложная работакажется проще, если понятно,для чего она нужна.Патрик Форсайт Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни ...
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.
Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...
Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...
Проект «Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей дошкольного возраста средствами театрализации»
Актуальность.Научные исследования подтверждают, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ &nd...
«Лучшая разработка занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
laquo;Лучшая разработка занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»«Мама солнышко родное»...
Рекомендации для педагогов"Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Рекомендации для педагогов...