Проект «Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей дошкольного возраста средствами театрализации»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Петрова Ирина Валерьевна

Актуальность.

Научные исследования подтверждают, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.

Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы — «Чувствовать — Познавать — Творить».

Игра — это естественный и любимый вид деятельности. Помочь ребёнку развивать игровой опыт, интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, его эмоциональную сферу я решила, используя средства театрализации.

Обобщить хотелось бы словами А.И. Бурениной: театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры ребёнок социализируется — тренирует способность взаимодействовать с людьми, управлять своими эмоциями, находить выход из различных ситуаций, делать ВЫБОР!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_emots.docx394 КБ

Предварительный просмотр:

 Творческий, ролево ˗ игровой проект

«Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей дошкольного возраста

средствами театрализации»

2020  ̶  2021 учебный год

Актуальность.

Одна из основополагающих идей программы «Детство» ДОО базируется на положении Стандарта об охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

ФГОС ДО направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Стандарт подчеркивает направленность дошкольного образования на социализацию ребенка. Соответственно, это станет возможным если, взрослые будут нацелены на формирование социокультурной среды, создание условий личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; приобщение ребенка к красоте окружающего мира, добру, ненасилию, чтобы ребёнок укрепил чувство своей сопричастности к миру, гуманному отношению

(В. И. Логинова).

Научные исследования подтверждают, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.

Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с

удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы — «Чувствовать — Познавать — Творить».

Игра — это естественный и любимый вид деятельности. Помочь ребёнку развивать игровой опыт, интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, его эмоциональную сферу я решила, используя средства театрализации.

Обобщить хотелось бы словами А.И. Бурениной: театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры ребёнок социализируется — тренирует способность взаимодействовать с людьми, управлять своими эмоциями, находить выход из различных ситуаций, делать ВЫБОР!

Автор проекта: воспитатель Перова И.В.

Квалификационная категория: первая

Паспорт проекта

Место проведения проекта:

ГБДОУ №15 общего вида Калининского района г. Санкт-Петербург

Участники:

дети средней группы 4 ̶ 5лет, их родители,

воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог.

Тип проекта: творческий, ролево ˗ игровой (информационно-творческий, познавательно-игровой)

Вид проекта: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь 2020  ̶  декабрь 2020

Итоговое мероприятие: открытые показы спектаклей для детей ДОУ

Ответственные за мероприятие: воспитатели, муз. руководитель, инструктор по ФК

Содержание проекта

Цель проекта:

формирование социокультурной среды для создания условий личностного развития, развития эмоционально – волевых качеств, речи, инициативы и творческих способностей через средства театрализации

Задачи проекта:

Повышение профессионального уровня педагога

Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество,

интерес к игровому экспериментированию.

Обеспечить условия для взаимодействия театрализованной и других видов деятельности.

Учить детей различным средствам импровизации.

Формировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.

Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или

небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.

Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.

Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Развивать эмоциональный интеллект – умение понимать и выражать свои эмоции и эмоции окружающих

Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье.

Развитие связной речи через коммуникативное общение, умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

Воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.)

Ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге)

Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.

Интеграция: социально - коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие.

Задачи по центрам активности:

Игровая деятельность.

разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра; передавать характер персонажей;

учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест, движение;

учить сочетать движение и речь;

формировать интонационно – образную речь;

развивать инициативу и фантазию.

Речевое развитие.

Учить:

понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;

давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения, образные выражения;

использовать выразительные средства интонационно – образной речи;

пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;

развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.

Математическое развитие.

ориентироваться в пространстве;

различать геометрические фигуры и формы;

учить пользоваться моделями.

Социализация.

расширять представления детей об окружающей действительности;

уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;

воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам,

костюмам, декорациям, уважение к труду взрослых и детей;

закреплять представление о различных видах кукольных театров.

Изобразительная деятельность.

учить рисовать эскизы (рисунки), отражающие основные действия

спектакля;

развивать умения создавать по эскизу и словесной инструкции персонажей

и декорации из различных материалов (бумага, соленое тесто, ткань и др.)

Конструирование и ручной труд.

познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в

ручных конструкциях;

учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус и др.);

развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом;

развивать умение работать иголкой, нитками, ножницами.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к игровой театральной деятельности.

2. Развитие эмоционального интеллекта ребёнка:

умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”

способностью сознательно влиять на свои эмоции;

умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их)

способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим

умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения

способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему

3. Развитие речи.  Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых сказочных образов. Приобретение опыта публичных выступлений

4. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.

Для воспитателей:

1. Личностный профессиональный рост.

2. Самореализация.

Для родителей:

1. Участие в творческих конкурсах – доу, муниципальных и т.п.

2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей, социальной компетентности, эмоционального интеллекта детей через театрализованную деятельность.

Продукт совместной деятельности:

1. Кукольные представления.

2. Пополнение театрального уголка группы

3. Театральные куклы различных систем.

4. Подбор небольших стихотворений для развития интонационной выразительности.

5. Заучивание стихотворений, чтение их по ролям.

6. Использование этюдов на развитие мимики, жестов.

7. Игры на развитие силы голоса.

8. Работа у зеркала.

9. Игры - импровизации.

10. Театральные физминутки.

11. Обновление книжного уголка.

12. Спортивные развлечения

13. Изготовление кукол для центра театрализации

14. Выставка детских работ –  аппликация плетением «Рыбка»

15. Утренники в течение года

16. Совместный спектакль с родителями.

17.  Встречи родительский клуба

18. Консультации для родителей

19. Фотоальбомы, видеоматериалы, презентация проекта

Формы работы с детьми:

  • Беседы о театре
  • Посещение городских театральных площадок
  • Чтение художественной литературы
  • Игровые упражнения
  • Организация развивающих и творческих игровых занятий
  • Подвижные игры с элементами драматизации
  • Дыхательная гимнастика
  • Театрализованные игры
  • Воображаемые путешествия
  • Проведение спектаклей
  • Организация совместных с родителями мероприятий
  • Организация театральных вечеров с показом театрализованных представлений

Методы и приемы:

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);

- драматизация детских литературных произведений;

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения по дикции, ритмике, хореографии

- театрализованные игровые упражнения: игры-этюды, на основе предложенной художественной литературы; беседы-драматизации; игры-фантазирования и игры-импровизации; проблемные театрализованные ситуации; театрализованные игры-экспериментирования

- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды.

Развивающая среда включает в себя:

• Различные виды театров

• Реквизит, декорации для разыгрывания этюдов, сценок и спектаклей

• Костюмы для игр – драматизаций

• Дидактические материалы

• Детская художественная литература и др.

Формы работы с родителями:

1. Совместное изготовление пособий для организации предметной среды

2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий

3. Консультирование родителей

4. Встречи родительского клуба

5. Организация совместных посещений объектов культуры и культурных                                              мероприятий и т.д.

Перспективный план

1-й этап – исследовательско - организационный

Изучение методической литературы

Разработка проекта, определение целей и задач

Составление перспективного плана театральной деятельности с учетом возрастных особенностей детей.

Составление программы мероприятий, конспектов, карт по реализации задач проекта

Разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с музыкальным руководителем

Мониторинг творческих способностей, анализ полученных данных, совместно с педагогом

Утверждение проекта

2 этап - Реализация проекта

Организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах

Создание, приобретение дидактического материала для организации предметной среды.

Содержание работы в процессе реализации проекта

Перспективный план проекта

Мероприятия

Цели

Сроки

1 этап подготовительный

1

                             

Изучение методической литературы                                                                                          

Анализ литературы, профессиональных сайтов

Сентябрь

2

Разработка проекта, определение целей и задач

Определение актуальности темы

Сентябрь

3

Составление перспективного плана театральной деятельности с учетом возрастных особенностей детей.

Формирование социокультурной среды для создания условий личностного развития, развития эмоционально – волевых качеств, речи, инициативы и творческих способностей через средства театрализации

Сентябрь

4

Составление программы мероприятий, конспектов, д/и, картотек по реализации задач проекта.

Организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах

Период проекта

5

Разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с музыкальным руководителем

Создания условий личностного развития, развития эмоционально – волевых качеств, речи, инициативы и творческих способностей через средства театрализации

Период проекта

6

Утверждение проекта

Согласование и организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах

Сентябрь

7

Мониторинг творческих способностей, анализ полученных данных, совместно с педагогом

Изучение отношения дошкольников к театрализованной деятельности

Октябрь

8

Встреча родительского клуба

(консультация для родителей)

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес  у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Сентябрь-октябрь

9

Создание картотек по теме, подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Картотеки: «Театрализованные этюды», «Психогимнастические упражнения», «Что такое присказка»,

НДП «Эмоции»

Демонстрационный материал и пособия для постановок:

куклы, декорации

Природный материал для поделок

Создать условия для реализации проекта.

Период проекта

2 этап основной

10

Для формирования более полного представления о данной проблеме проводятся беседы: «Наше настроение», «Театр»

Постановка проблемы перед детьми (практическая част беседы «Наше настроение»):

Решение проблемной ситуации: «Давайте подумаем, что чувствует герой картинки?»

Вызвать у детей живой интерес к предстоящей деятельности. Выяснить, что знают дети об эмоциях, театре.

Ноябрь-декабрь

11

Центр «Книга». Рассматривание книг. Обсуждение иллюстраций, составление рассказов.

Вызвать интерес и желание к чтению художественной литературы

Период проекта

12

Чтение и обсуждение художественной литературы, РНС, стихотворений, загадок: «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Лиса и кувшин», «Лиса и рак», «Лиса и скалочка», «Снегурочка», «Заяц -хваста», "Крылья матери" В. А. Сухомлинского, «Печенье» В. Осеевой, стихотворения «Мама спит» В. Благининой

Вызвать интерес и желание к чтению художественной литературы

Период проекта

13

Работа над просодической стороной речи.

Подбор и заучивание небольших стихотворений (С. Маршак «Не опаздывай», И. Токмакова «Где спит рыбка»)

Д/и со скороговорками:

«Скажи с различной интонацией»

«Скажи как …»

«Скажи тихо- громко»

«Скажи медленно-быстро»

Развития интонационной выразительности

Отработка повествовательной и вопросительной интонации

Работа над тембром, тональной окраской голоса и темпом речи

                                                    Развитие силы голоса

Октябрь-декабрь

14

Беседа с детьми  «Что такое мюзикл?»

Познакомить детей с музыкально-театральным сценическим жанром мюзикла. Вызвать интерес к музыкально-театрализованной деятельности.

Октябрь

15

Театрализация. Мюзикл «Колобок»

(работа со сценарием, подготовка костюмов, репетиции, показ)

Формировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.

Учить детей различным средствам импровизации.

Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или

небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.

Октябрь-ноябрь

16

Заучивание стихотворений, чтение их по ролям: Р. Сеф «Колыбельная» или «Телефон» К. Чуковского(по выбору детей)

Развитие эмоционального интеллекта ребёнка, памяти, речи.

Декабрь

17

Использование этюдов, игровых упражнений  на развитие мимики, жестов(картотека)

Учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест, движение Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.

Октябрь-декабрь

18

Игры-импровизации. Проблемные ситуации. Самостоятельная деятельность.  

Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или

небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности. Самостоятельный выбор сюжета. Распределение ролей, развитие монологической и диалогической речи. Развитие эмоционального интеллекта ребёнка

19

Встреча литературного кружка группы. Тема встречи «Золотая осень»

Развитие навыков выразительного и эмоционального декламирования стихов. Приобретение опыта публичных выступлений. Обсуждение «Золотая осень». Слушание классической музыки, обсуждение произведений, авторов.

Ноябрь

20

Игровая деятельность. Самостоятельное разыгрывание сказок, игры с театральными куклами разных систем. Сюжетно-ролевые игры: «Концерт», «Цирк», этюды. Драматизация РНС:

 «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка»

Игры – инсценировки:  сказки В. Сутеева «Под грибом», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Печенье» В. Осеевой (кукольный театр)

Упражнять детей в умении драматизировать сказку, развивать компоненты устной речи. Развитие эмоционального интеллекта ребёнка.

Сентябрь-декабрь

21

Знакомство с классической и русской народной музыкой:

П.И. Чайковский альбом «Времена года», Верди – Аида, финал. Марш Радамеса, соло трубы, знакомство с русскими народными инструментами А. Архиповский (балалайка)

Развитие эмоционального интеллекта ребёнка, интереса к классической музыке, музыкального слуха, знакомство с музыкальными инструментами

Период проекта

22

Слушание детской музыки, разучивание песен, песенные и танцевальные импровизации в самостоятельной деятельности.

Развитие эмоционального интеллекта ребёнка, интереса к классической музыке, музыкального слуха

Период проекта

23

Настольно-печатные  игры тематической направленности

Закрепление сюжетов сказки, развитие внимания, памяти, усидчивости, тренировка счёта, умения сотрудничать

Ноябрь- декабрь

24

Артикулляционная гимнастика, носовая гимнастика(картотека, комплексы упражнений)

        

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Период проекта

25

Выставка детских работ. Аппликация плетением «Рыбка»

Закрепление стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка». Развитие мелкой моторики кистей рук, интереса к творчеств.у

26

Спортивные развлечения и досуги.

Спортивное развлечение на самокатах.

«Мамины помощники»

Интеграция областей развития. Воспитание физической культуры.

Период проекта

27

Совместное участие родителей и детей в творческих конкурсах(доу, муниципальные, городские)

Взаимодействие с семьёй воспитанников, вовлечение родителей в совместное творчество.

Период проекта

28

Для формирования более полного представления о данной проблеме проводятся беседы с родителями:
«Как научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш»,
«Цикл бесед нетрадиционные способы рисования», «Цикл бесед «Семейное чтение»,
«Весь мир-театр, а люди в нём актёры», «Знакомство с музыкальным характером классических произведений», «Игры на развитие речи малышей от 3-5 лет», «Изобразительная деятельность дошкольника к 5-и годам», «Учим ребёнка завязывать шнурки», «Театрализованная деятельность дошкольника»

Взаимодействие с семьёй воспитанников, педагогическое просвещение, вовлечение родителей в совместное творчество.

Период проекта

3 этап заключительный

29

Показ сценки по произведению «Телефон» К.И. Чуковского

Упражнять детей в умении драматизировать сказку, развивать компоненты устной речи. Развитие эмоционального интеллекта ребёнка.

Декабрь

30

Обработка материалов, оформление материалов проекта в виде презентации. <Приложение1> , <Приложение2> , <Приложение3>  

Сентябрь-декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.

Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...

Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок"

Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок"...

Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»Управляй своим настроениемибо оно, если не повинуется, то повелевает (латинское изречение)Эмоциональный инт...

Развитие эмоционального интеллекта через игровую деятельность детей дошкольного возраста.

laquo;Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде ...

Проект Развитие эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста «Живые смайлики»

Чувства и эмоции являются важной составляющей самовыражения и проявления человека. В чувствах и эмоциях человек каждый день выражает личное отношение к окружающим, а также к предметам и явлениям мира....

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук. А развитию социальных эмоций, психоэмоционального с...