Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Любая, даже самая сложная работа
кажется проще, если понятно,
для чего она нужна.
Патрик Форсайт
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Поэтому ФГОС ДО направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Уже несколько лет я работаю в направлении эмоционального развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Любая, даже самая сложная работа
кажется проще, если понятно,
для чего она нужна.
Патрик Форсайт
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Поэтому ФГОС ДО направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Уже несколько лет я работаю в направлении эмоционального развития детей.
Цель моей работы: профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в ДОУ.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.
Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:
- проанализировать методическую литературу по проблеме психолого – педагогического сопровождения детей в ДОУ;
- провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами по данной проблеме;
- составить коррекционно - развивающую программу и проводить работу с детьми;
- осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу с родителями воспитанников.
Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:
- активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы детей.
- обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;
- обучать детей способам выражения эмоций.
Реализация поставленных задач проводилась по основным направлениям:
- психологическое консультирование,
- психопрофилактика,
- психодиагностика,
- коррекционно-развивающая работа.
Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями (законными представителями) дошкольников и педагогами ДОУ.
Для приобретения большей информации по данной теме, и подбора диагностического материала, я использовала литературу следующих авторов:
1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
2. Дорофеева Э.Т. «Методика исследования эмоционального состояния».
3. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства».
4. Зеньковский В.В. «Психология детства».
5. Мясищев В.Н. «Эмоциональное развитие детей».
6. Семаго Н.Я. Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога».
Пополнила свой кабинет техническими средствами и методическим материалом, это:
- Настольный световой модуль для рисования песком.
- Сухой душ.
- Интерактивная воздушно-пузырьковая трубка «Ручеек».
- Система воспитания характера сказкой «Добрата», «Воля» и т. д.
- Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей).
- Практические материалы для психологической работы в д/с (картотеки пальчиковой гимнастики, психогимнастики, релаксации, и др.).
- Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.).
- Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
- Пособиями для развития мелкой моторики: «чудесные» мешочки, ящички, баночки с различными наполнителями, шнуровки и другое.
- Библиотека практического психолога.
- Раздаточный материал для детей, родителей, педагогов.
Свою работу я строила поэтапно:
1 этап — диагностический
2 этап — планово-организационный
3 этап — коррекционный
4 этап — контрольный
1этап: Диагностический
Цель работы: выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе использую разные диагностические методики:
- Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
- Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
- Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
- Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)
- Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)
- Анкета для педагогов и родителей.
Применяю систему психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование «Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Г.А.Урунтаева), «Два дома» в группах дошкольного возраста, а так же провожу визуальное наблюдение.
По результатам проведённой диагностики (методика Л.П. Стрелковой) выявились дети, у которых, нет умений, передавать и распознавать заданное эмоциональное состояние, с неустойчивым настроением, заниженной самооценкой, тревожным состоянием.
Исходя из полученных данных, я пришла к выводу о проведении более глубокой работы с детьми по развитию эмоциональной сферы.
Задумываясь над своей работой как педагога-психолога детского сада, пришла к решению, что для эффективности работы по развитию эмоциональной сферы, необходимо искать инновационные (новые) подходы, способствующие, положительному, полноценному развитию эмоциональной сферы детей, созданию эмоционального комфорта и благополучия ребенка.
Вместе с тем, создание общей картины развития ребёнка невозможно без изучения всей детской деятельности, в которую включён современный дошкольник. В этом плане необходимо обращение к возможностям двигательной деятельности дошкольника, занимающей значительное место в системе его активности. По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и психического, физическая культура занимает особое место.
2 этап: Планово - организационный
Цель работы с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями:
- формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
- осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности.
Взаимодействую с родителями по интересующим их вопросам, в виде тематического выступления на родительских собраниях, анкетирования, индивидуального консультирования, совместных проведений праздников и развлечений, лекции, семинары, тренинги, предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями.
В каждой группе есть «островок психологии». Такая система позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении ребёнка.
Цель работы с педагогами: повысить уровень компетентности педагогов, по теме развитие эмоционального мира дошкольников.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами:
- формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
- развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
- повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах
эмоциональной сферы дошкольников.
В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов провожу:
- семинары, семинары-практикумы по проблемам педагогического общения: «Эмоциональная жизнь ребёнка», «Как повысить самооценку ребёнка?», «Взаимодействие педагогов с застенчивыми и тревожными детьми в ДОУ»,
- тренинги «Активное слушание»,
- тематические консультации: «Игры, в которые играют», «Как помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями?»,
- выступаю на педсоветах «Психологическое здоровье детей в ДОУ», «Использование релаксационных упражнений в педагогической практике», «Рекомендации воспитателям в период адаптации ребёнка в ДОУ».
3 этап: Коррекционный этап
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние
Индивидуальную коррекционную работу с детьми я провожу по следующим направлениям:
- обучение приемам саморегуляции, отработка навыков общения возможных конфликтных ситуациях,
- формирование эмпатии;
- развитие внимания, контроля поведения;
- отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- повышение уверенности, самооценки дошкольников.
Занятия строю по принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.
Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и психолога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства телодвижением.
Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон. Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. Своей главной задачей считаю обучать детей приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения.
Основные методы, применяемые на занятиях: элементы сказкотерапии с импровизацией, аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки, арттерапия, песочная терапия, развивающие игры.
В коррекционной работе активно использую отрывки музыкальных произведений Чайковского, Вивальди «Времена года» и др. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, словом, движениями.
Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические, психические и интеллектуальные процессы детей.
Поэтому в практику моей работы была включена оптимизация двигательной деятельности через организацию занятий в бассейне.
В нашем детском саду реализуется программа «Подружимся с водой» по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Опираясь на положительный опыт реализации программы, прослеживая и анализируя данную работу, пришла к выводу, что бассейн – это среда в которой для детей открываются огромные возможности. Вода – первый и любимый объект для игр, для исследования. Воспитанники нашего дошкольного учреждения с огромным удовольствием посещают бассейн. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дарят детям массу положительных эмоций, поэтому мною была поставлена цель:
- включить в коррекционную программу по развитию эмоциональной сферы дошкольников, работу с детьми в бассейне совместно с инструктором по плаванию.
Были поставлены следующие задачи:
- Изучить дополнительную литературу по проведению работы с детьми в воде.
- Ознакомиться с особенностями физического развития детей, учитывая особенности развития каждого ребенка коррекционной группы.
- Подобрать игры и упражнения в воде.
- Составить перспективный план занятий.
- Ознакомить родителей с данной формой занятий.
В работе с детьми в бассейне использую различные техники и методы:
- Игра – терапия (словесные, подвижные).
- Арттерапия (рисование тематическое и свободное).
- Психогимнастика (метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов, обучение языку движений, мимике).
- Техники саморегуляции.
- Сказкотерапия.
- Цвето – светотерапия.
- Музыкотерапия.
- Звукотерапия.
- Элементы аквааэробики.
- Релаксация.
- Использование наглядных пособий, различного инвентаря и. т. д.
Участниками данного опыта работы стали дети старшего возраста, входящие в группу по развитию эмоциональной сферы. Количество детей 6 – 8. Занятия проводятся 1 раз в месяц в течение учебного года, совместно с инструктором по плаванию в бассейне. Длительность занятия 25 – 30 минут.
Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:
- признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;
- уважительное, доброжелательное отношение к детям;
- обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка.
4 этап: Итоговый этап
Данный этап представляет собой проведение оценки результативности с включением занятий в бассейне.
Проведя мониторинговую работу, анализируя полученные данные, я пришла к выводу о том, что занятия в бассейне включенные в программу коррекционно - развивающих занятий дали положительный результат.
- Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
- имеют представление о способах выражения собственных эмоций;
- умеют управлять своими эмоциями и чувствами.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.
В ходе проведения практической работы подтвердилась эффективность использования занятий в бассейне как средства, способствующего развитию эмоциональной сферы дошкольников: дети приобрели уверенность, более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях, стали относиться терпимее друг к другу, а это значит, что у них формируется чувство сопереживания (эмпатия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»
Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...
Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»
Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...
Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"
Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»
Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»
Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...
Опыт работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО в рамках программы развития образовательной организации
Анализ работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОУ (создание социально-психологических условий для развития личности педагогов)....
- Мне нравится (2)