Методическая разработка непрерывно- образовательной деятельности экспериментирование «Как мы воздух искали»
методическая разработка (старшая группа)

НОД в старшей группе по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "Как мы воздух искали"

Развитие у детей способностей устанавливать причинно- следственные связи на основе эксперимента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_my_iskali_vozduh.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  в старшей   группе

по  познавательному  развитию

с   использованием    здоровьесберегающих    технологий

на  тему  « Как  мы  искали  воздух».

Автор:  воспитатель  высшей  категории

Маврина  Наталья  Михайловна.

ГБДОУ «Детский  сад №22»

Курортный   район, г. С-Петербург

Конспект  непрерывной  образовательной деятельности  « Как  мы  искали  воздух» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

«Познавательное   развитие»

-развитие познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности,  интереса к исследовательской деятельности, приобретение знаний самостоятельно и под тактичным руководством взрослого

-способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Интеграция образовательных областей:

«Социально- коммуникативное   развитие»

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей,

формировать   умение грамотно, точно и последовательно выражать свои мысли, правильно строить предложения, делать умозаключения.

- развивать у детей навыки сотрудничества работы   через экспериментирование;

- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

-воспитывать   интерес   к  художественной   литературе.

-закрепить   знания   о  Дне  Победы.

«Художественно-  эстетическое   развитие»

- создавать  условия  для  экспериментирования разными инструментами (трубочками);

- развивать   фантазию, творческое  воображение;

- развивать интерес  к  нетрадиционным техникам рисования.

Оборудование:  веера, целлофановые  пакеты,  модель с перечнем знаков (глаз, деревце с  наклоном, прозрачный  стаканчик),  пластиковые  стаканы  с  водой  и  трубочки   по  ко- личеству детей,  трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, акварель, листы для рисования,  компьютер ,мультимедийная   установка ,  карточки  для  дид.игры «Ветер-  хорошо, ветер-  плохо»,  музыкальное  сопровождение  для  ходьбы  по  массажным  ков-   рикам  и  во   время  рисования.                                                            

  Ход  непрерывной образовательной деятельности:

-Ребята,  я  хочу  вам  рассказать  удивительную  историю,  которая  произошла  со  мной:

«Однажды солнечным  днем  я  сидела  на  скамеечке  в  парке  и  слушала  пение  птиц.

И   вдруг  на  своей  щеке   я  почувствовала  чье-то  прикосновение,  вот  такое (  воспита- тель   легким   движением   касается  щечек   всех  детей). Затем   я   почувствовала  такое     же  прикосновение   на  своей  руке , вот такое ( воспитатель  касается  ручек  детей).

-Как  вы  думаете , что это было? (крыло   птички  ,солнечный  луч,  ветерок)

-Да,  это  был  ветерок.  А  кто  знает,  что  такое   ветер?  (движение   воздуха)

-У   нас  в  группе  есть ветер? (нет)   Давайте  с  вами   все- таки   попробуем  поискать  его,  возможно, нам  помогу  какие-  нибудь  лежащие  на  столах  предметы( листы  бумаги,   вера)

-Появился   ветер? (Да)

- Почему  он  появился? (потому   что   воздух   начал   двигаться ,  ведь  ветер,  как  вы  уже  сказали-  это  движение  воздуха)

-Подойдите   к   карточкам   и   выберите  ту,  которая  обозначает   ветер( изображение наклонного  деревца),  проверьте  друг  у  друга,  а  теперь  давайте  проверим  на  экране (на экран  выводится   изображение  такой  же  карточки)

-Сейчас   мы   с   поиграем с  ветерком.  (Самомассаж  рук)

(Одна   рука с  широко  расставленными   пальцами  стоит  на  локте  на  столе,  подушеч- ками  слегка  согнутых  пальцев  другой  руки  зигзагообразными   движениями  массиро-  вать   ладонь  и  тыльную  сторону  руки.  Потом  руку  сменить.)

Дунул   ветер   на   березку,      

Разлохматил   ей   прическу,

Ветер   очень   торопился,

Улетел,     не  извинился.

- Как  вы  считаете,  ветер  -это  хорошо  или  плохо?  (  Хорошо,  плохо).

 - Давайте  с  вами  поиграем   в  игру  и  узнаем, так  ветер  это  хорошо или  плохо)   (Проводится  дид.  игра  «Ветер -хорошо,   ветер-  плохо»)

-А  в  группе  у  нас  воздух  есть,  как  вы  думаете?(да)

-  Давайте  поищем  его  только  глазками  (проводится гимнастика  для  глаз)

- Мы  его  видим?  (нет) Значит   он  какой? ( невидимый)

-  Найдите  карточку),  которая    это  обозначает ( изображение   перечеркнутого   глаза)   (Проверьте  друг  у  друга,  а  тетерь  проверим    на  экране (слайд  с  изображением  такой  же  карточки)

-Сквозь   воздух    мы   видим   предметы?  (Да)    Почему?   ( потому   что  воздух  прозрачный)

-Найдите   карточку,  которая  обозначает,  что  воздух  прозрачный  (изображение  проз-    рачного  стаканчика) Снова  проверьте  друг  у  друга, а  сейчас  проверяем  на  экране.

-Повторите   , пожалуйста, все  свойства  воздуха(  воздух  движется,  он прозрачный,  невидимый

-А   сейчас  давайте  поиграем  с  пальчиками(  проводится  пальчиковая  гимнастика)

Надуваем   быстро  шарик,                  (Соединяют  кончики  пальцев    двух  рук                                                      

                                                                    глубокий  вдох  и  долгий  выдох)

Шар   становится   большой.                 (Развести   пальцы  двух  рук  в  виде  шара)

Вдруг   шар   лопнул ,воздух  вышел,    (пальцы  опустить  в  и. п. ,вдох и  долгий  выдох

                                                                          со звуком  :ш-ш-ш-ш-шш.

Стал он тонкий   и  худой.

-Ребята, хоть   воздух  и  невидимый,  может  быть  мы  его  все-таки  можно  как- нибудь    сможем   обнаружить?  Посмотрите   вокруг,  возможно  какие-то  предметы  нам  в  этом  могут  помочь.( дети  ловят  воздух  целлофановыми  пакетиками)

-Почему  вы  думаете,  что  в  пакетах  есть  воздух?  (пакеты  надулись)

-Откройте   пакеты,   что  сними  произошло? Почему?  (пакет   сдулся,   потому  что  воздух  вышел).

-Я   хочу   вам  открыть  большую   тайну  -  внутри  нас  тоже  есть  воздух.  Как   вы   думаете,    откуда  он   там   взялся?   (  мы  его  вдыхаем)

-А  как это  можно  увидеть?  (подуть   в  водичку  через  трубочки.)Дети  дуют  в  воду  в  стакане  через  трубочки.  Появляются   пузыри.
-Что  за  пузыри  появились  в  стакане? (воздух ,  который  есть  в  нас)

- Поднесите   ладошку   близко   к  губам,  посмотрите  на  буквы  на  экране  и  произнесите  звуки. Что   вы   почувствовали? (  воздух)

-  Назовите  звуки  гласные.(о,у)  Назовите  звуки  согласные (в,з,д,х)  )Какое  слово  получилось?(воздух)

- Если   мы   чувствуем  ветерок  при  произнесении  звуков,  значит  нам  воздух  что  помогает  делать?  (  говорить)

-Для   чего   еще  нужен  воздух  (дышыть)

-Чтобы   быть   здоровыми,    дышать  нужно  каким  воздухом?  (чистым)

-Где   у   нас   чистый   воздух  (  в  лесу,  в  парке,  на  берегу  реки и  моря)

-Что   нужно   делать  людям,  чтобы  воздух  был  чистый?(не  сорить, беречь  природу,  сажать  деревья, не  устраивать пожары)

-Пойдемте  с  вами  погуляем  по  дорожке (Ходьба  под    музыку   по массажным  коврикам)

-Смотрите , что  мы  с  вами  нашли?  (цветик- семицветик).

-Из  какой  сказки  этот  цветок?  Кто   ее написал?  (Из  сказки  «Цветик- семицветик,  которую  написал  Валентин  Катаев.)

-О  чем  эта  сказка?  (Девочке  Жене  подарили   волшебный  цветик-  семицветик   и  она

загадывала  разные  желания)

-Какое  самое  лучшее  желание  загадала  Женя? ( чтобы   выздоровел  мальчик  Витя)

-Сейчас   оторвите    лепесток  от  нашего  цветика -Семицветика   и  загадайте  самое  за-ветное  свое   желание, глубоко  вдохните  и  сильно  подуйте  на  лепесток,  чтобы  он  полетел  и  ваше  желание  исполнилось. (Дети   отрывают  лепестки  и  загадывают  же-  лания , воспитатель  тоже  загадывает   желание  о  том,  чтобы  всегда  на  земле  был  мир.)

-Какой   большой   праздник    будем    отмечать   в  мае?  Над  кем  одержали  Победу?

(День   Победы   над   Фашистской  Германией)

-Как   отмечают   День   Победы  в  нашей  стране?( парад,  салют)

-Давайте  с   вами   нарисуем  салют  в  честь  Дня  Победы. Посмотрите   на столы,   чего  там   не  хватает? (кисточек)

- А  чем  же мы  можем   нарисовать  салют?(  трубочками )

-  А как?

-Мы  с  вами  нарисуем  салют  воздухом.  Посмотрите,   как мы  будем  рисовать.  (воспитатель объясняет   нетрадиционную   технику   рисования   с  помощью  трубочек)

Дети  рисуют  под  музыку  песни  «День  Победы)

Какие   красивые  рисунки  у  всех  получились,  мы  сделаем  из  них выставку.

А  сейчас  мы  пойдем  на  прогулку  и  попробуем  на  улице  поймать  ветер,   только  нужно  подумать,  что  для  этого  нам  нужно  с  собой  взять.

   

Автор-  составитель:

Маврина  Наталья   Михайловна

Воспитатель  высшей  категории

ГБДОУ «Детский   сад№22»

Курортный  район, г.  Санкт -Петербург

Аннотация

Непосредственно образовательная деятельность (далее – НОД) по теме «Как  мы  искали  воздух» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, что позволяет поддержать и развить интерес детей на протяжении всего НОД, повышает их познавательную активность, что  облегчает процесс усвоения детьми программного материала. Также  используется  множество  здоровьесберегающих технологий,  что  помогает   детям  периодически   расслабляться, снимать  умственное  и физическое  напряжение  В непосредственно-образовательной  деятельности ставятся задачи: систематизировать и расширять знания детей о воздухе , о роли его в окружающем мире;   помочь детям способом исследовательской деятельности узнать некоторые свойства воздуха, развивать  умение   устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента  и делать выводы;  развивать собственный познавательный опыт; воспитывать   интерес   к  художественной   литературе, закрепить   знания   о  Дне  Победы.

Актуальность

  Практика показывает, что у многих детей снижена мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с  этим  актуальным   становится  необходимость   в содержании образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Поисково-исследовательская деятельность, как один из элементов познавательной деятельности, помогает поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, способствует развитию восприятия, мышления, а главное – развитию речи, стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.  Познавательная активность реализуется в деятельности.  Поэтому  важно  создать условия и развивать поисково-исследовательскую  деятельность с детьми.

Отличается    от  традиционного  НОД   тем,  что  перед  детьми  ставятся   и  они  решают  задачи  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС,  в  течении  всего  занятия    используется  множество  здоровьесберегающих  технологий,  дети  при  рисовании  используют  новую  нетрадиционную  технику  рисования (воздухом)

Проблема.

В  течение   всего  НОД   перед  детьми  ставятся  проблемы,  которые  они   путём  поисково-  -исследовательской  деятельности    должны  решить: как  можно  найти   в группе   ветерок?  какие  предметы  помогут  нам  обнаружить  воздух?  Как   мы  сможем   увидеть  воздух,  который  есть  внутри  нас?  Чем  и  как  можно  рисовать,  если  нет  кисточек?

Перечень предоставляемых на конкурс материалов

Маврина  Наталья   Михайловна – воспитатель, ГБДОУ д/сад №22

Курортного района СПб-аннотация

Маврина  Наталья   Михайловна – воспитатель, ГБДОУ д/сад №22

Курортного района СПб – конспект непрерывной образовательной деятельности  « Как  мы  искали  воздух» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • систематизировать и расширять знания детей о воздухе , о роли его в окружающем мире;  
  •  помочь детям способом исследовательской деятельности узнать некоторые свойства воздуха,
  • развивать  умение   устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента  и делать выводы;  
  • развивать собственный познавательный опыт;
  • воспитывать   интерес   к  художественной   литературе, закрепить   знания   о  Дне  Победы.

Эффективность предоставляемого материала.

Непрерывная  образовательная деятельность по теме «Как  мы  искали  воздух» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, что позволяет поддержать и развить интерес детей на протяжении всей непрерывной  образовательной деятельности, повышает их познавательную активность, что  облегчает процесс усвоения детьми программного материала.

Аннотация

Маврина  Наталья   Михайловна – воспитатель, ГБДОУ д/сад №22

Курортного района СПб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как цыплёнок голос искал" Автор: Аникина Е.В., воспитатель МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как цыплёнок голос искал". Образовательная область "Коммуникация". Проведено с детьми II младшей группы....

Непосредственно-образовательная деятельность "Как мы снежинки искали..."

Форма проведения - Путешествие по сказке Колобок.Интеграция образовательных областей - Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество.Цель:...

Конспект познавательного занятия – экспериментирования с элементами развлечения в средней группе дошкольного отделения «Как Карлсон воздух искал»

Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Цель: познакомить детей со свойствами в...

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием технологии игрового обучения и ИКТ по теме «Воздух»

Развитие познавательной активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Как Матрёна ложку искала»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиПримерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. ВераксыВозрастная группа: старшаяТема НОД: ...