Сообщение «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством дидактических игр с использованием геометрического материала»
материал по математике (старшая группа)

Елисеева Ульяна Александровна

Формирование пространственных представлений является длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения

Формирование у дошкольников математических представлений, в особенности пространственных, через предметно-чувственную деятельность, позволяет легче усвоить необходимый объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками ориентировки и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в основных понятиях. Поэтому одним из средств развития пространственных представлений является геометрический материал, работа с которым строится на принципах наглядности и использования элементов практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЁЛОЧКА»)

Сообщение

 «Развитие пространственных представлений

у дошкольников посредством дидактических игр

 с использованием геометрического материала»

Воспитатель:

Елисеева Ульяна Александровна

г.о. Электрогорск, 2022г.

     Пространственно-временная организация деятельности ребенка является базовой функцией и лежит в основе формирования высших психических функций, детской деятельности и эмоциональной жизни ребенка.

     Формирование пространственных представлений является длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения. На протяжении дошкольного возраста дети накапливают большое количество представлений о форме, величине и взаимном расположении различных предметов на плоскости и в окружающем пространстве. Формирование пространственных представлений способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, логических операций, а также дает предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Недостаточность сформированности пространственных представлений в дошкольном возрасте напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка и в дальнейшем существенно осложняет процесс овладения навыками письма, чтения, счета.

     Способность к восприятию формы предмета является частным случаем развития пространственных представлений ребенка. Форма является одним из свойств окружающих предметов. Форма представляет собой параметр, характеризующий часть пространства, занимаемую данным предметом, которую можно воспринять зрительно и осязательно. Форма предметов получила обобщённое отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры представляют собой эталоны, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.

     В процессе восприятия геометрических форм предметов участвуют зрительный, тактильный и речедвигательный анализаторы. Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путём активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.     Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

     Дети постепенно накапливают знания, совершенствуют соответствующие умения и навыки, включают геометрические термины сначала в пассивный, а затем в активный словарный запас. Кроме того, на занятиях с детьми дошкольного возраста геометрические фигуры используются как материал для заданий на распознавание, обобщение, классификацию, сравнение, а также как база для освоения навыков конструирования.

     Формирование у дошкольников математических представлений, в особенности пространственных, через предметно-чувственную деятельность, позволяет легче усвоить необходимый объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками ориентировки и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в основных понятиях. Поэтому одним из средств развития пространственных представлений является геометрический материал, работа с которым строится на принципах наглядности и использования элементов практической деятельности.

     Дидактические игры и упражнения с геометрическим материалом, используемые мною в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

     Игры с кубиками Никитина «Сложи узор» способствуют развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

     Игра «Танграм» развивает пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение и мелкую моторику.

     Игра «Колумбово яйцо» развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона и выделению основных признаков объекта, зрительно-моторную координацию, мышление, зрительный анализ/синтез.

     Игры со счётными палочками развивают восприятие формы и величины, умение составлять геометрические фигуры из палочек.

     Игры с «Блоками Дьенеша» развивают умение анализировать и выделять свойства геометрических фигур, классифицировать и обобщать, развивают внимание и логическое мышление.

     Игры с геометрическими фигурами Мате+ формируют представления о пространстве и форме через экспериментирование с основными геометрическими формами.

Организованные игры с геометрическим материалом МАТЕ+

1. Организованная игра на развитие тактильной памяти «Чудесный мешочек» (сравнение). Мешочек из ткани наполняется геометрическими фигурами. Задача – найти на ощупь две фигуры одинаковой формы. Побеждает тот, кто к концу игры набирает наибольшее количество парных фигур.

2. Организованная игра на развитие памяти «Запомни, найди и собери» (узнавание форм и пространственных отношений, зрительная память). «Геометрические картинки» раскладываются на столе закрытыми (рубашкой вверх). Каждый открывает по три карточки, одну за другой. Тот, кто открыл три подходящих друг другу карточки (цветную, контурную и силуэтную), забирает их. Побеждает тот, у кого в конце игры окажется наибольшее количество карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Использование геометрического материала для развития у дошкольников наглядно-образного и элементов абстрактного мышления»

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. Его специфика состоит в том, что оно носит наглядный, конкретный, образный характер.Оно занимает важнейшее место и имеет огромное значение для са...

план самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры и занимательного материала"

Совершенствование качества обучения зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование позволяет конкретизировать свои знания,  пополнять их.  Самообразование - необходимое условие деяте...

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Развитие логического мышления посредством использования геометрического материала. Старшая группа.

Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребёнок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от ос...

Проект: "Условия развития наглядно -образного и словесно -логического мышления у старших дошкольников с использованием геометрического материала"

Мы подобрали  дидактические игры и упражнения ,которые были приведены в систему ,что является эффективным условием для развития наглядно- образного и словесно -логического мышления у ст...

«Развитие интеллектуальных умений и познавательных способностей дошкольников посредством дидактического материала - палочки Кюизенера»

Презентация опыта работы с детьми дошкольного возраста с палочками Кюизенера в индивидуальной работе и в НОД....

Сообщение "Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игры"

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.Развитию нравственно-волевых качеств способствует систематическое проведение различных подвижных игр с...