Консультация для родителей на тему: “ Особенности развития количественных представлений у дошкольников».
консультация (старшая группа)

Харахонова Светлана Ивановна

Консультаци для родителей на тему: "Особенности развития колличественных представлений у дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematichekaya_konsultatsiya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

“ Особенности развития количественных представлений у дошкольников».

Развитие количественных представлений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.  Одна из основных проблем при формировании количественных  представлений  у детей дошкольного возраста – развитие понятия числа.

По мнению Е.В. Родиной, целесообразно “восстановить логику” в отборе содержания и методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста. Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным. Затем следует формировать понятие числа, основанное на обучении выполнению действий с величинами , где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста.

К старшему дошкольному возрасту ребенок обычно уже владеет некоторыми представлениями о числе, количестве и мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд - у некоторых детей только до 10, у других до 20. Некоторые родители и воспитатели выучивают с детьми числовой ряд до 10 и обратно фактически наизусть. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить детям, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на 1. Другими словами, надо стараться отдифференцировать порядковые числительные (например, 5 в смысле "пятый по порядку в числовом ряду") от количественных числительных (например: 5 предметов). Практически важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа до заданного в прямом и обратном порядке (от 3 до 9, от 12 до 4), знал место каждого числа в числовом ряду. Необходимо объяснить образование чисел второго десятка, так как ребенку бывает легче понять структуру числа 21, чем 12. При работе с числовым рядом желательно обратить внимание ребенка на соседние числа, так как, отнимая от одного большого числа другое (от 20-19), дошкольники часто ожидают получить также большое число. Только тщательно изучив числовой ряд, сравнив соседние числа и поняв двойственность числовых обозначений (порядок и количество), они способны сделать правильный вывод .

Уважаемые родители, важно дать детям представление о том, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета.

Когда детей познакомят со всеми числами до 10, им показывают, что для ответа на вопрос сколько? не имеет значения, в каком направлении ведется счет. Они в этом сами убеждаются, пересчитывая одни и те же предметы в разных направлениях: слева направо и справа налево; сверху вниз и снизу вверх. Позднее детям дают представление о том, что считать можно предметы, расположенные не только в ряд, но и самыми различными способами. Они считают игрушки (вещи), расположенные в форме разных фигур (по кругу, парами, неопределенной группой), изображения предметов на карточке лото, наконец, кружки числовых фигур.

Детям показывают разные способы счета одних и тех же предметов и учат находить более удобные (рациональные), позволяющие быстро и правильно сосчитать предметы. Пересчет одних и тех же предметов разными способами (3—4 способа) убеждает детей в том, что начинать счет можно с любого предмета и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды. Специально усложняют форму расположения предметов.

Если ребенок ошибается, то выясните, какая ошибка допущена (пропустил предмет, один предмет сосчитал дважды). Родитель,  пересчитывая предметы, может намеренно допустить ошибку. Ребенок  следит за действиями  мамы и указывает, в чем заключалась его ошибка. Делают вывод о необходимости хорошо запомнить предмет, с какого был начат счет, чтобы не пропустить ни один из них, и один и тот же предмет не сосчитать дважды. Варьируя задания, усложняя форму расположения предметов,  родители закрепляют соответствующие представления и способы действия.

Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Детей учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе, на основе сравнения двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой детям показывают принцип образования числа.

Продолжают знакомить с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, образованным тем или иным количеством предметов, воспитатель рассматривает изображенные цифры, анализируя его, сопоставляет с уже знакомыми цифрами, дети производят образные сравнения (единица, как солдатик, восемь похожа на снеговика и т. д.).

Особого внимания заслуживает число 10, так как оно записывается двумя цифрами: 0 и 1. Поэтому, прежде необходимо познакомить детей с нулем.

В течении, всего учебного года дети упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений важно закреплять с  детьми внимательно слушать задания взрослого, запоминать их, а затем выполнять.

Детей необходимо учить считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении, при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения с активным участием различных анализаторов: счет звуков, движение на ощупь в пределах десяти.

 В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового числа в пределах десяти. Детей учат различать порядковый и количественный счет. Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать. Так как именно от этого зависит результат счета. В старшей группе у детей формируется понятия о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько частей: на две, на четыре. Например, яблоко. Здесь обязательно нужно обратить внимание детей на то, что части меньше целого, показать это на наглядном примере.

В подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму. Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы», под редакцие: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  2. И.А. Помораева, В.А. Позина « Формирование элементарных математических представлений в старшей группе»;
  3. Д.Денисова , Ю.Дорожина « Математика для дошкольников. Старшая группа»;

      4.  Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. – Чего на свете не бывает?:

    Занимат. игры для детей до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.: ил.

      5.  Богина Т.Л.,Казакова Т.Г., Тимофеева Е.А. – Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.: ил.

      6.  Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. – Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.: ил.

      7.  Минскин Е.М. – От игры к занятиям: Развивающие и познавательные игры мл. дошкольников. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.: ил.

Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста

посредством использования малых фольклорных жанров

     Развитие количественных отношений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.

     Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста – развитие понятия числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом причин: 1) потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте, а на более раннем этапе. 2) целесообразно “восстановить логику” в отборе содержания и методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста. Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным. Затем следует формировать понятие числа, основанное на обучении выполнению действий с величинами (дискретными и непрерывными), где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста.

     Основным понятием элементарной математики является понятие числа. Натуральные числа — это числа, возникшие в процессе счета отдельных предметов (1, 2, 3 ... и т. д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет  и далее продолжается в начальных классах школы.

     Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки и др. Это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, соприкосновение с которым очень важно уже с малых лет.

     Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

     Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом; как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

     Загадка – “это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке”.

     В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

     Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Например, загадку:

                                           На четырёх ногах стою,

                                           Ходить я вовсе не могу.

                                           Когда устанешь ты гулять,

                                           Ты можешь сесть и отдыхать.  (Стул)

Можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.

     После того как найдена отгадка, работа над числом продолжается. Педагог просит вспомнить, о чем эта загадка, показать числовую карточку числа 4; предлагает найти в кассе цифр и показать соответствующую карточку, назвать соседей числа 4 в числовом ряду, объяснить, как получили число 4, сравнить число 4 с последующим и предыдущим числом.

     Для старших дошкольников можно предложить вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел. Например: 4=1+1+1+1, 4=1+3, 4=2+2, 4=3+1.

     Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

     Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.

     Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка можно использовать следующие скороговорки.

- В один клин, Клим, колоти.    

- Возле грядки – две лопатки,

  Возле кадки – два ведра.

- Три сороки, три трещотки

  Потеряли по три щетки:

  Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

- У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

- Шесть мышат в камыше шуршат.

 

- Саша шустро сушит сушки.

  Саша высушил штук шесть.

  И смешно спешат старушки

  Сушек Сашиных поесть.

- Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.

     После того, как скороговорка произнесена, следует вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее). Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп.

     На занятиях по математике успешно можно использовать пословицы и поговорки. Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом.

Например:

- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Первый блин всегда комом.

- Жить в четырех стенах.

- Пятое колесо в телеге.

     Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.

     Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников.

     Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивать детскую память, овладевать элементами артистизма, получать право по детским неписанным законам вести пересчет.

Например, с целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке можно использовать следующие считалки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать

Вот так можно использовать малые фольклорные формы с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.

Особенности развития количественных представлений

 у детей среднего и старшего дошкольного  возраста

   В раннем детстве происходит первое элементарное познание количества, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные  количества не только предметов, но и звуков, движений. У малыша формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. Взрослые помогают систематизировать эти впечатления, обучают детей различным действиям с отдельными предметами и с группами предметов, обогащают их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и  количественных отношений, учитывая особенности восприятия совокупностей.

   Исследования А.М. Леушиной показали, что учить детей вначале следует не числу, а сравнению, способствовать формированию у них представлений о количественных отношениях, а затем уже обучать счетной деятельности, пользуясь числительными. Она ценила умение детей по-разному действовать с предметами. Сравнивая их и выражая словами отношения совокупностей.

  Преждевременное  обучение  числу и счету  приводит к тому, что представление о числе приобретает формальный характер. Окружающая детей действительность представлена как дискретными (прерывными), так и недискретными (непрерывными) множествами. Первое из них определяется посредством счета (кол-во тарелок,  машин,  столов, домов, людей и т.д.), а второе – измерениями  (кол-во воды, длина веревки, масса песка и т.д.).

  Число является результатом определения мощности множества  дискретной совокупности  объектов. Величина -  это результат измерения непрерывного количества, которое получает выражение в числе.

   Познание количества, количественных отношений осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

   Действуя с предметами, ребенок сравнивает количество их и сообщает об этом «Вот у меня сколько!», «А у меня больше!». Практические действия под руководством взрослых со множествами вещей, восприятие звуков, движений и последующее обозначение их количества соответствующим словом создают необходимую основу для формирования понятия числа.

  Натуральный ряд характеризуется рядом закономерностей:

Понятие числа возникает при необходимости давать количественную характеристику разным совокупностям, величинам;

    Развитие данного понятия происходит при практическом овладении такими операциями как счет, измерение, сложение, вычитание величин;

  Понятие числа  развивается в диалектической связи с другими математическими понятиями (система счисления, арифметическое действие, величина)

  Советские психологи, педагоги, методисты, занимающиеся проблемой формирования числовых представлений, утверждают единство восприятия множества и овладения счетом при усвоении понятия числа. Такие психологи и педагоги, как П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Л.А. Яблоков, рассматривают формирование начальных математических понятий как сложную познавательную деятельность ребенка.

  Представления о совокупностях формируются у детей благодаря накоплению однородных восприятий: слуховых, двигательных, зрительных.

 Дети раннего возраста употребляют слова- числительные, но это не свидетельствует о понимании ими числа.

   Чтобы сформировать у детей понятие числа, нужно, чтобы в раннем  возрасте они видели, слышали, осязали, сравнивали разнообразные предметы, звуки, движения. Имея представления о множествах, позднее они могли бы замечать общее свойство любых  сравниваемых групп предметов только по количеству.

  Счетная деятельность заключается в умении практически установить взаимно однозначное соответствие между элементами двух групп и определить их равенство и неравенство, не называя число, в возникновении новой потребности считать предметы с помощью чисел. На этом этапе ребенок овладевает собирательным значением последнего итогового числа.

  При формировании понятия  о числе  большое значение имеет слово. Необходимо планировать работу по словарному запасу на занятиях по ФЭМП, работать над специальным словарем, которым должны  овладеть дети.

  В формировании количественных представлений отражаются диалектические закономерности развития. До двух лет идет накопление опыта восприятия разных количеств предметов. Звуков, движений, действий. Затем у детей  формируется способность различать группы, где много предметов и один. В этот период они осваивают слово много. У детей начала третьего года жизни зарождается  тенденция к различению большого и малого количества. В словаре ребенка появляется слово мало.

   Для различения больших и малых групп используются  предметы одинаковых размеров. Использование предметов неравных размеров затрудняет  сосредоточить внимание на количестве. (больше больших предметов, меньше маленьких предметов)

  К трем годам  у дошкольников начинают развиваться анализирующая мыслительная деятельность и элементарное понимание количественных отношений.

  В этом же возрасте  при обучении счету обращается внимание детей на то, что действовать надо правой рукой слева направо. Выработка навыка  работы правой рукой слева направо требует постоянного внимания со стороны педагогов –  для формирования  стереотипа движения правой руки и глаз слева направо.

   Детей третьего года жизни учат:

Рассматривать, сравнивать разные группы предметов, замечать их существенные признаки: цвет, размеры, форму, группировать однородные совокупности по указанным признакам;

 Создавать группы из однородных предметов и называть их словами  много, один, мало;

Сравнивать созданные группы по количеству предметов в них и соответственно называть их словами  много и много, много- один, (один-много), много-мало.

Не только замечать количество  созданной группы. Но и понимать простейшие количественные отношения, которые можно характеризовать словами больше-меньше.

Формирование понятия числа в процессе

обучения детей счету в разных возрастных группах

Натуральгые числа – это числа, возникшие в процессе счета отдельных предметов или измерения.

Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа.

 Ознакомление детей с числами подготавливается практическими упражнениями, объединяющими две группы предметов, выделяющими отдельные элементы из группы, устанавливающими соответствия  между элементами двух совокупностей. От практических действий с предметами дети  постепенно переходят к их счету, знакомятся с первыми десятью числами натурального ряда, выясняют на этих числах,  как образуется каждое число, учатся сравнивать их.

   Научиться считать это значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетной операции дети усваивают основные правила счета:

Числительные называются по порядку,

Каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего  количества объектов счета. А.М. Леушина указывала: «Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является называние числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учить детей различать итог счета от процесса сосчитывания»

 При обучении счету педагогу важно самому четко выполнять счетные действия: показывать на каждый предмет при назывании чисел и совершать круговой жест при назывании итогового числа.

 Один. Два, три, четыре. Всего четыре  вазы.

 Обучение счету ведется  с опорой на наглядность

    Формирование понятия  образования числа, отношений между числами осуществляется в процессе счета, на основе сравнения двух групп предметов, когда предметы каждой совокупности располагаются в ряд, друг под другом

  Такое расположение помогает детям понять, почему каждая совокупность именуется другим числом. Обращается внимание на  равенство или неравенство количества предметов в сравниваемых группах, указывается на то, что для ответа на вопрос «сколько?» надо посчитать.  

    Перед воспитателем в средней группе стоит задача – научить детей считать в пределах пяти на основе сравнения конкретных множеств В этой группе продолжается работа по уточнению представлений о множестве, дифференциации множеств по количеству и определению каждого из них числительным (итоговым числом) на основе счета. Однако особое значение придается именно обучению счетной деятельности: дети учатся пересчитывать  элементы множества в пределах пяти, отсчитывать меньшее количество элементов от большего по заданному числу. Значительное внимание уделяется  сравнению множеств и соответствующих им смежных чисел

   Одной из главных задач является обучение умению отсчитывать определенное количество предметов из большего множества. Дети этого возраста задания пересчитать и отсчитать вначале  воспринимают  как неодинаковые по сложности.  При пересчитывании элементов множества  ребенок не ограничивает свои действия, а при отсчитывании сам должен создать множество по указанному числу, т.е произвольно прекратить счет. А это сложнее.  Для этого детям даются задания: отобрать необходимое количество предметов, отсчитать названное количество предметов и принести. Наиболее трудные задания – одновременное отсчитывание двух множеств – принести две собачки и два петушка.

   В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего?) Для этого, воспитатель учит  их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой: всего две елочки, всего три матрешки и т.д. Дети должны осмыслить, что последнее названное числительное обобщает все множество, оно является показателем количества всех элементов множества.

   Считая  предметы, дети могут дотрагиваться до предмета или указывать на него пальцем, сопровождая каждый элемент громким называнием числительных по порядку, делать обобщающий жест в виде обводящего движения, а в конце счета обязательно называть полученный результат: всего четыре елочки и т.д. Постепенно счетная деятельность приобретает все более совершенные формы: дети могут пересчитывать предметы, не дотрагиваясь до них, тихо называть числительные по порядку,  а громко – только итоговое число.

   Воспитатель использует пояснения, указания, словесные инструкции.  Обращается внимание на то, что количество предметов не зависит от качественно-пространственных признаков множества: формы, размеров, расположения.

   В процессе формирования числовых представлений большое значение имеет словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже. Особое внимание уделяется тому, чтобы дети правильно называли числительные – один,  а не заменяли его на раз

   При обучении счету нужно иметь в виду такие правила:

- действовать (раскладывать, передвигать, указывать на предметы) только  правой рукой (исключение левши)

- считать слева направо, особенно при порядковом счете

при счете называть числительное (число), соотносить его с каждым элементом множества. Для этого используется развернутый счет
- при счете предметов именуют только последнее (итоговое) число

- согласовываются существительные в роде, числе и падеже

- счет можно вести с помощью  как количественных, так и порядковых числительных

- предметы для счета необходимо размещать в ряд, придерживаясь определенных интервалов.

- учить называть при ответе  вначале количество, а затем предмет  (5 уточек, а не уточек 5)

    Счет предметов, составляющих две совокупности, в одной из которых содержится больше элементов, чем в другой, служит основой для сравнения чисел При сравнении чисел обращается внимание на взаимно обратные отношения. На основе этих знаний осуществляется понимание отношений между рядом стоящими числами: каждое следующее  число больше предыдущего на 1, а предыдущее  меньше последующего на один.

  Для сравнения детям средней группы даются сочетания 1и 1, 1 и 2. 2 и 2, 2 и 3, 3 и 3, 3 и 4, 4 и 4, 4 и 5, 5 и 5 предметов, соответственно называется их число.

  При сравнении количества игрушек говорят, чего больше, меньше, сколько игрушек в одной группе, сколько в другой. Затем сравнивают числа, Например:

 Матрешек больше чем пирамидок, матрешек 3, пирамидок – 2,  3 больше 2.

На первом этапе такое обобщение делает сам воспитатель. Детям пока  еще трудно это делать.

Постепенно дошкольники усваивают, что для получения следующего числа достаточно прибавить  единицу к данному числу, а чтобы получить предыдущее – отнять единицу.

    Одновременно с  количественным счетом дети овладевают и порядковым. Эти два  вида счета различаются по цели деятельности:

  Количественный счет дает возможность определить количество, мощность данного множества;

 Порядковый счет определяет место  какого-либо предмета, который нас интересует. Количественный и порядковый счет отличаются друг от друга не  только по цели, но и по формулировке вопроса. При количественном счете ставиться вопрос «Сколько?», при порядковом «Какой по счету? На каком месте стоит этот предмет»

     Ознакомление с цифрами начинается со второго квартала и происходит на протяжении всего учебного года.

     Постепенно детей подводят к пониманию того, что  необходимо изображать числа особыми знаками – цифрами. Каждое число записывается по своему. Дети называют числа, воспитатель  показывает им цифры, которыми они записываются. На первом занятии  воспитатель формирует общее  представление о цифрах и подробнее останавливается на цифре 1.

 Проводит анализ начертания цифры  состоит из двух палочек. Одна палочка длинее, другая короче. Эти палочки соединяются  углом вверху. Обращает внимание,  с какой стороны пишется короткая палочка.

  Затем дети выкладывают цифру из  2 полосок бумаги,, пишут ее в воздухе (воспитатель использует зеркальный показ или становится вполоборота. Потом предлагает выложить рядом с цифрой  столько игрушек, сколько обозначено этой цифрой. Почему вы положили только одну игрушку.

  Предлагает заштриховать контурное изображение цифры на листе бумаге (ширина- 5 см)

 Так знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнеся ее с числом через действия с предметными множествами.

  Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагает рассмотреть ее начертание, дети создают соответствующее множество, откладывая определенное количество предметов, обводят указательным пальцем правой руки по контуру цифры, усваивают ее начертание.

  Используются специальные карточки.

 В детском саду не учат писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобы дошкольники усвоили правильное направление движения руки при написании разных цифр. Эффективным  для этого является обведение контура цифры, дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направление движения, тренируются в написании цифры в воздухе, выкладывают из счетных палочек, лепят из пластилина,  пишут палочкой на песке, на земле, на снегу, выкладывают из природного материала и т.д.

  Воспитатель использует пояснения, указания, словесные инструкции.  Обращается внимание на то, что количество предметов не зависит от качественно-пространственных признаков множества: формы, размеров, расположения.

   Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать – основная задача для детей шестого года  жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируется представления об образовании чисел, отношениях между ними. количественном и порядковом счете, части и целом. Они понимают, что число предметов не зависит от их величины, расстояния между ними, пространственного размещения и направления счета. Старшие дошкольники усваивают количественный состав чисел из единиц в пределах пяти.

  В старшей группе продолжается работа над множествами: дети учатся выделять их части по тем или другим признакам (цвету, форме, размеру), сравнивают между собой выделенные части множества, устанавливают соответствие между элементами в этих частях. Определяют какая из частей больше (меньше)

  В этой группе широко и часто используются термины множество, элементы множества, подмножество. Постепенно дети учатся их использовать. Они практически знакомяться с объединением множеств, начинают понимать, что несколько отдельных частей моно объединить в одно целое множество и что любое множество больше чем его часть. При этом ребенок еще не выполняет арифметических действий сложения и вычитания, однако именно такими упражнениями закладывается их основа.

   В этом возрасте продолжается обучение счету и отсчету предметов, сравнению множеств, выраженных смежными числами.

Большое значение имеет умение ставить разнообразные вопросы

Вопросы сравнивание чисел 7 и 8

  •  Какое число больше 7 на 1
  • на сколько 7 меньше 8
  • на сколько 8 больше 7
  • какое число получиться,  если уменьшить 8 на 1(Увеличить  7 на 1)
  • какое число больше 8 или 7
  • какое число меньше 8 или 7

 Однако для того, чтобы дети усвоили эти отношения, необходимы многочисленные упражнения с различными материалами.

   В старшей группе можно варьировать размещение отсчитываем предметов – по кругу,  в числовой фигуры, ассиметричной группе. Ознакомив с разными способами счета,  следует обратить их внимание на более удобный.

   Как демонстрационный и раздаточный материал используются числовые фигуры, а в последующем цифры.

  В старшей группе продолжается развитие счетной деятельности с участием разных анализаторов: счет звуков, движений, предметов на ощупь. Характер заданий постепенно усложняется: даются задания на  счет звуков с последующим  отсчетом предметов, сравнение звуков и предметов по количеству.

    В старшей группе изучается состав числа из единиц. Для этого вначале проводится анализ группы предметов по качеству (Один синий, один красный, один зеленый карандаш)

- Сколько всего карандашей?

Какого они цвета. Сколько какого цвета (Сколько каких карандашей)

После реальных предметов, дети  используют геометрические фигуры, счетные палочки. А затем  цифры.

   На  примере состава чисел из единиц дети  знакомятся  с самым совершенным правилом образования числа: все натуральные числа при помощи действия сложения получаются из единственного числа – единицы .Количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множества.

  Умение считать, называя порядковые числительные, и понимать, чем они отличаются от количественных   имеет большое значение, прежде всего, для  усвоения отношений между смежными числами натурального ряда.

  Перед воспитателями в этой возрастной группе стоят задачи:

Научить детей порядковому счету в пределах 10; умению правильно отвечатьна вопросы «Сколько?», «какой?», «Который?». Именно в процессе обучения формируются представления о том,  что числительные, которое было названо во время   счета  последним, дает ответ на вопрос «Сколько». Часто  следует знать не обо всех  предметах группы, а о месте одного предмета в ряду других. В таких случаях вопрос ставится так «На котором месте этот предмет?» или «Какой он по порядку?»  В этом случае не пересчитывают все  предметы, а считают только до того предмета, о котором хотели узнать.

 В доступной форме детям объясняется. Что результат  количественного счета не зависит от порядка, в котором считают предметы. Для порядкового счета направление счета имеет большое значение. В количественном и порядковом счете упражняются вначале с помощью предметов. А потом без них.

 Порядковые числа люди используют для определения маршрутов городских автобусов, номеров домов, мест в кинотеатре и т.д.

  Дети часто путают вопросы какой и который. Детям необходимо разъяснить, что на первый вопрос мы характеризуем предметы и рассказываем об их цвете, форме, размере и т.д. отвечая на второй – определяем место среди других предметов. На до следить, чтобы дети при ответах не заменяли порядковые числительные на количественные.

     В подготовительной группе  происходит дальнейшее развитие счетной деятельности Они учатся считать в пределах десяти в прямом и обратном порядках, количественными и порядковыми числительными, группами по 2-3 предмета, называя общее количество предметов.

 Основное внимание уделяется созданию множеств по названному числу. Дети считают звуки, движения, предметы, сопоставляют множества  с заданным числом.  Детям доступны сложные задания, например,  послушать количество звуков и  найти среди числовых фигур такую карточку. На которой столько же кружочков или на один больше (меньше), чем количество звуков. Проводятся дидактические игры и упражнения «Продолжи счет», «Назови предыдущее число», «Под какую елочку спрятался зайчик», «Номер дома» и т.д.

   В подготовительной группе важно подвести детей к обобщению, что считать можно с любого предмета, в любом направлении, основное – не пропустить ни один элемент и не посчитать один элемент дважды. При этом обращается внимание на направление движения рук и глаз слева направо, сверху вниз.

    Проводится работа на числовой лесенке , позволяющая закрепить знания детей, что все числа  которые стоят до какого-либо числа, меньше, чем это число; числа, которые идут после этого числа больше его.

1 2 3 4  5  6 7 8 9 

Литература:

  1. Е.И. Щербакова «Методика обучения математики в детском саду»
  2. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях
  3. Методические рекомендации в программе воспитания   и обучения в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Консультация для родителей на тему «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Школа предъявляет свои требования к умению мыслить, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы, в том числе и по математике.Многое в успехах первоклассников, в том числе и математических, ...

Особенности развития количественных представлений у дошкольников

В презентации "Особенности развития количественных представлений у дошкольников" представлен материал поэтапной счетной деятельности детей дошкольного возраста. Материал предназначен для воспитателей ...

Консультация для родителей на тему: "Особенности развития детей 3-4 лет"

Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будующий личности, формируются предпосылки нравственно--физического и умственного развития малыша....

Консультация для педагогов "Особенности развития количественных представлений у дошкольников".

Основные этапы развития количественных представлений дошкольников в зависимости от возраста....

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»Подготовила воспитатель: Кузнецова С.П. Дошкольный возраст – важный ...