Использование элементов арт-терапии в период адаптации ребенка к ДОО.
консультация
Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.
Таким современным методом является «Арт – терапия» - форма основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Период адаптации к детскому саду | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов арт-терапии в период адаптации ребенка к ДОО.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Жизнь ребенка в ДОО существенным образом меняется: определенный режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовое переживание.
Необходимо смягчить ситуацию, чтобы не допустить, проявления невротических реакций (капризы, страхи, отказ от еды, от общения с окружающими, заболеваниям), необходимо вводить разного вида инновационные технологии, созданными в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Современная образовательная программа ДОО направлена на организацию образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и создание возможностей раскрытия способностей.
Дети сейчас очень активные, чувствительные, гибкие и требуют индивидуальной «личной» близости со взрослым. Любят все, когда им уделяют «особое» внимание. Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходимо создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви, помощи и заботы.
Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.
Таким современным методом является «Арт – терапия» - форма основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
В адаптационный период в работе с детьми можно использовать следующие элементы арт - терапии:
- Игротерапия. Игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами;
игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором.
Эффективность воздействия этих игр и упражнений на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одной совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогают приобрести необходимые навыки.
- Изотерапия. Рисование пальчиками; рисование ладошками;
печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия.
- Сказкотерапия. Сказка позволяет в доступной форме постигать мир чувств, эмоций и переживаний. Чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. Сказка дает возможность ребенку сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
- Музыкотерапия. Музыка помогает детям войти в нужное эмоциональное
состояние, осваивать мир человеческих чувств и переживаний. Музыкальные игры и упражнения используются как средство развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений. Участие в инсценировках песен, сказок, стихов дает возможность застенчивым, тревожным, мнительным детям развивать их творческие способности, проявлять свои личностные качества, стимулировать творческую активность.
- Танцевальная терапия. Занятия танцами способствуют развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное, развитию коммуникативных, социальных навыков.
- Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика способствует снятию
волнения, физического переутомления и улучшению эмоционального состояния ребенка, развивает внимание, память, мелкую моторику рук.
Использование элементов арт-терапии позволяет:
1. Создать положительный эмоциональный настрой;
2. Снять эмоциональное напряжение (это важно на начальном этапе адаптации);
3. Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
4. Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни ДОУ;
5. Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности художественных способностей в целом;
6. Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.
В итоге использование современной технологии арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.
Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения, а также, развитию творческих способностей у ребенка.
Такой ребенок будет всегда уверен в себе, в своих силах и будет смело шагать по жизни, достигая поставленных им целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду
Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. Таким современ...
Консультация для педагогов: "Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада"
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком...
АРТ-ТЕРАПИЯ в период адаптации ребенка к детскому саду
Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей....
Использование элементов арт-терапии и других нетрадиционных способов для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
В статье говорится о применении нетрадиционных способов для успешной адаптации малышей к ДОУ....
Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.
Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...
"Использование элементов говорящей среды в период адаптации детей раннего возраста"
В период адаптации малыш часто испытывает тревогу из-за разлуки со значимым для него взрослым. Ребёнок с опаской относится к новым взрослым, а также боится быть брошенным....
Использование элементов телесной терапии как способа адаптации детей раннего возраста к режиму детского сада
Адаптация-это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей...