Использование элементов арт-терапии в период адаптации ребенка к ДОО.
консультация

Провоторова Светлана Викторовна

Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.

         Таким современным методом является «Арт – терапия» - форма основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Период адаптации к детскому саду19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов арт-терапии в период адаптации ребенка к ДОО.

        Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Жизнь ребенка в ДОО существенным образом меняется: определенный режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовое переживание.

        Необходимо смягчить ситуацию, чтобы не допустить, проявления невротических реакций (капризы, страхи, отказ от еды, от общения с окружающими, заболеваниям), необходимо вводить разного вида инновационные технологии, созданными в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

        Современная образовательная программа ДОО направлена на организацию образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и создание возможностей раскрытия способностей.

        Дети сейчас очень активные, чувствительные, гибкие и требуют индивидуальной «личной» близости со взрослым. Любят все, когда им уделяют «особое» внимание. Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

        Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходимо создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви, помощи и заботы.

        Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.

        Таким современным методом является «Арт – терапия» - форма основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

        Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

        В адаптационный период в работе с детьми можно использовать следующие элементы арт - терапии:

  • Игротерапия. Игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами;

игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором.

        Эффективность воздействия этих игр и упражнений на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одной совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогают приобрести необходимые навыки.

  • Изотерапия. Рисование пальчиками; рисование ладошками;

печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия.

  • Сказкотерапия. Сказка позволяет в доступной форме постигать мир чувств, эмоций и переживаний. Чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. Сказка дает возможность ребенку сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
  • Музыкотерапия. Музыка помогает детям войти в нужное эмоциональное

состояние, осваивать мир человеческих чувств и переживаний. Музыкальные игры и упражнения используются как средство развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений. Участие в инсценировках песен, сказок, стихов дает возможность застенчивым, тревожным, мнительным детям развивать их творческие способности, проявлять свои личностные качества, стимулировать творческую активность.

  • Танцевальная терапия. Занятия танцами способствуют развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное, развитию коммуникативных, социальных навыков.
  • Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика способствует снятию

волнения, физического переутомления и улучшению эмоционального состояния ребенка, развивает внимание, память, мелкую моторику рук.

Использование элементов арт-терапии позволяет:

1. Создать положительный эмоциональный настрой;

2. Снять эмоциональное напряжение (это важно на начальном этапе адаптации);

3. Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

4. Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни ДОУ;

5. Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности художественных способностей в целом;

6. Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.

        В итоге использование современной технологии арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.

Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения, а также, развитию творческих способностей у ребенка.

        Такой ребенок будет всегда уверен в себе, в своих силах и будет смело шагать по жизни, достигая поставленных им целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду

Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. Таким современ...

Консультация для педагогов: "Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада"

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком...

АРТ-ТЕРАПИЯ в период адаптации ребенка к детскому саду

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей....

Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к ДОО

Когда малыш впервые приходит в детский, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер  питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому...

Использование элементов арт-терапии и других нетрадиционных способов для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В статье говорится о применении нетрадиционных способов  для успешной адаптации малышей к ДОУ....

Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.

Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...

"Использование элементов говорящей среды в период адаптации детей раннего возраста"

В период адаптации малыш часто испытывает тревогу из-за разлуки со значимым для него взрослым. Ребёнок с опаской относится к новым взрослым, а также боится быть брошенным....