Использование элементов арт-терапии и других нетрадиционных способов для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
консультация (младшая группа)

Черкасова Татьяна Викторовна

В статье говорится о применении нетрадиционных способов  для успешной адаптации малышей к ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов арт-терапии и других нетрадиционных способов для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

          Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации.  Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Задача воспитателя – создание максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям в дошкольной организации

Работая в детском саду, мы все понимаем, что эта проблема - одна из трудно решаемых. Хотя цель каждого дошкольного образовательного учреждения – адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.

Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. Таким современным методом является арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. как в индивидуальной, так и в групповой форме. Используя арт-терапию в работе с детьми, мы стремимся достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

 Рассмотрим некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду:

    игротерапия - это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;

    изотерапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;

    сказкотерапия - это инсценированние сказок;  чтение или обсуждение самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;

    песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.

Песочная терапия .

Все игры с песком разделяются по двум направлениям:

- Обучающие (они облегчают процесс адаптации ребенка).

- Познавательное (с их помощью познается многогранность нашего мира).

Чем же так полезны занятия рисования песком?

- у ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной.

- играя с песком, ребенок расслабляется.

- ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать.                                                                 - рисование песком способствует развитию мелкой моторики.По мнению специалистов, данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Потому что действия с песком больше напрягают и мозг, и мышцы.                                                                          

 Для игр с песком мы используем интерактивную печсочницу (специальная емкость для песка с крышкой; Сверху на песок попадает изображение, за счёт которого и создаются эффекты. (имеется деревянный ящик специальных размеров (для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см.)  Песок используется чистый (прокаленный в духовке, просеянный (песок можно заменить манкой).

Используем следующие игры-упражнения с песком:

Отпечатки наших рук.

Поверхность песка ровная. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям.

Отпечатки кулачков (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);

Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея); то же, поставив ладонь ребром;

«Пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя одновременно);

«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх-вниз» - движется кисть);

Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы).

«Песочный дождик» Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка…

«Песочные прятки» и т. д.

Для игр в песочнице мы предлагаем ребенку использовать различные миниатюрные игрушки, не более 8 см.

Перед началом игры с песком детей можно познакомим с «Хранительницей песка» (это может быть любая игрушка, она рассказывает основные правила, которые необходимо соблюдать во время игры.

Наблюдая за играми детей в песочнице, видно, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.                                                                                                       Традиционно в период адаптации необходимы элементы телесной терапии: объятия, поглаживания, игры на коленках, пальчиковые игры. Прикосновение стимулирует выделение мозгом гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей, педагогов- не только ключ к созданию нерасторжимых уз между взрослым и

ребенком), ее проявление влияет также на формирование нервных связей.

Игры на развитие моторики - монотонные движения руками и сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции, развивают и способствуют творческому процессу.

Звукоподражание, подпевание, слушание музыки, музыцирование на детских музыкальных инструментах – отличное средство психологической коррекции состояния ребёнка в желательном направлении развития

         Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Применение арт-терапии в период адаптации делают её течение более мягкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

презентация «ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

laquo;ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Телесная терапия как метод для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка (обобщение педагогического опыта).

Сложности адаптации детей в Домах ребенка.Использование метода телесной терапии для успешной адаптации малышей.Игровые упражнения с детьми раннего возраста....

«ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

laquo;ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯКАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду...

Музыкальная терапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Проблема адаптации детей к условиям ДОУ остается актуальной. Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни ...