Инновационный проект «Творческая студия для детей раннего возраста как дополнительное пространство развития ребёнка в условиях ДОУ»
методическая разработка (младшая группа)
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно оказать помощь.
В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином « Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Полянка»
Инновационный проект
«Творческая студия для детей раннего возраста как дополнительное пространство развития ребёнка в условиях ДОУ»
(продолжительность проекта:
Октябрь 2020-май 2021)
Воспитатель I младшей группы «Ягодка»
Кибирева Марианна Анатольевна
Пгт. Шерловая Гора
2020 г.
Пояснительная записка
"Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…"
В.М. Бехтерев
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно оказать помощь.
В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином « Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.
На современном этапе развития образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 одним из важных направлений развития дошкольного образования является инновационная деятельность.
Актуальность проекта
Вовремя оказанная родителям профессиональная помощь и поддержка поможет в дальнейшем избежать трудностей в адаптации к детскому саду, в воспитании и развитии ребенка, освоение им социокультурного опыта.
Актуальность организации деятельности в работе с детьми младенческого и раннего возраста определяется следующими нормативно-правовыми актами:
Указ Президента №240 от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» нацеливает на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование.
Выполнение задачи поставленной в указе Президента РФ № 204 от 7.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 «…достижение к 2021 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет».
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», где одним из важнейших направлений является создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организации, осуществляющих образовательную деятельность.
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» направлен на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям, на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Основная идея проекта
Основная идея инновационного проекта «Творческая студия для детей раннего возраста как дополнительное пространство развития ребенка в условиях ДОУ» заключается в реализации возможностей ДОУ предоставить качественную профессиональную педагогическую поддержку родителям с детьми раннего возраста, при формировании партнерского взаимодействия по вопросам воспитания и развития детей на этапе раннего детства, с перспективой дальнейшего продуктивного и благоприятного сотрудничества.
Цель проекта: развитие творческих способностей детей, обеспечение интеллектуального, нравственного и волевого развития детей раннего возраста в условиях организации творческой студии.
Задачи:
Образовательные:
- Стимулировать у ребенка желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.
- Способствовать накоплению детского познавательно - интеллектуального опыта через практическую деятельность.
- Повысить уровень компетентности родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.
Развивающие:
- Развивать у детей память, внимание, речь, мышление и воображение посредством игровой деятельности.
- Развивать интерес у родителей к совместной образовательной деятельности с детьми.
Воспитатывающие:
- Воспитывать у детей уважение друг к другу в процессе совместной деятельности.
- Формировать у родителей доверие и установку на дальнейшее конструктивное сотрудничество с ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений.
Сроки реализации: октябрь 2020 г – май 2021 г. Образовательная деятельность планируется во второй половине дня по 10 минут.
Участники проекта: дети первой младшей группы( 2 – 3 года), воспитатель, родители, специалисты ДОУ.
Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС.
1.Хэппенинг (рисование нетрадиционными техниками) и сенсорные коробки;
2. Релаксация в системе кинезиологии;
3. Информационно-коммуникативные технологии;
4.Ковролинография;
5. Куклотерапия
Новизна проекта:
Новизна проекта ориентирована на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество развития детей раннего возраста, которая предполагает:
- Успешную реализацию образовательной программы для раннего возраста в специально смоделированной среде;
- Решение задач по обогащению развивающей предметно-пространственной среды; учебно-методического материала;
- Решение оценки качества образования для детей раннего возраста;
- Создание открытой системы взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Этапы реализации проекта:
I.Организационно-подготовительный (октябрь 2020 г.)
II.Основной (ноябрь 2020 г. – апрель 2021 г.)
III.Оценочный (май 2021 г.)
I этап: Организационно – подготовительный.
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
- Определения цели и задач проекта.
- Обсуждение с администрацией ДОУ вопросов, связанных с проведением проекта.
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
- Планирование.
II этап: Основной.
Деятельность в соответствии с планированием.
III этап: Оценочный.
- Обобщение результатов.
- Анализ деятельности.
Механизм реализации проекта
Наименование мероприятия | Сроки проведения | Участники | ||
Организационный этап | ||||
1. | Изучение методической литературы по данной тематике | Октябрь 2020 г. | Воспитатели | |
2. | Разработка игр и игровых комплексов | Воспитатели | ||
3. | Анкетирование родителей «Особенности развития детей раннего возраста» | Воспитатели, родители | ||
Основной этап Мероприятия с детьми | ||||
1. | Рисование пальчиками «Дождик» | Ноябрь 2020 г. | ||
2. | Игры с сенсорной коробкой «Ферма» | |||
3. | Ковролинография Д/и «Сделай по образцу» | |||
4. | Релаксация в системе кинезиологии «Дождик» | |||
5. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Пчелиная семья» | |||
6. | Рисование кулачком «Елочка» | Декабрь 2020 г. | ||
7. | Игры с сенсорной коробкой «Зимний лес» | |||
8. | Ковролинография Д/и «Что еще такой же формы» | |||
9. | Релаксация в системе кинезиологии «Снежинки» | |||
10. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Расскажи про кошку» | |||
11. | Рисование мыльными пузырями «Облачко» | Январь 2021 г. | ||
12. | Ковролинография Д/и «Кто что ест» | |||
13. | Релаксация в системе кинезиологии «Тропинка» | |||
14. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Желтые цыплята» |
15. | Оттиск печатками с изображением животных | Февраль 2021 г. |
16. | Игры с сенсорной коробкой «Лесные животные» | |
17. | Ковролинография Д/и «Чьи детки» | |
18. | Релаксация в системе кинезиологии «Котик» | |
19. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Уточки» | |
20. | Рисование ладошкой «Солнышко» | Март 2021 г. |
21. | Игры с сенсорной коробкой «Весенняя полянка» | |
22. | Ковролинография Д/и «Заборчики» | |
23. | Релаксация в системе кинезиологии «Птички» | |
24. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Собачка» | |
25. | Рисование на манной крупе «Цветочная поляна» | Апрель 2021 г. |
26. | Игры с сенсорной коробкой «Огород» | |
27. | Релаксация в системе кинезиологии «Грибок» | |
28. | Речевые игры с элементами куклотерапии «В гости к кошечке» | |
Основной этап Мероприятия с родителями | ||
1. | Наглядная информация «Сенсорные коробки – делаем сами» | Декабрь 2020 г. |
2. | Консультация «Речевые игры в развитии детей раннего возраста» | Февраль 2021 г. |
3. | Мастер –класс для родителей «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей в раннем возрасте» | Март 2021 г. |
4. | Родительское собрание «Игры и игровые технологии для развития сенсорных эталонов» | Апрель 2021 г. |
Оценочный этап | ||
1. | Оформление фотовыставки для родителей | Май 2021 г. |
2. | Обобщение результатов работы в СМИ, в газете «Вести из «Полянки» | |
3. | Анкетирование родителей «Роль организации творческой студии для детей раннего возраста» |
Ожидаемый результат
- Сформировались первичные коммуникативные навыки, элементарные навыки познавательной деятельности и двигательная активности;
- Повысился уровень знаний об особенностях развития детей младенческого и раннего возраста;
- Создана материально-техническая и методическая база по данному направлению деятельности.
Литература:
- Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить правильно: Здоровьесберегающие технологтт. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2009
- Власова Ж.А. Развитие пальцевой моторики в коррекционно –методической работе с детьми дошкольного возраста» // Логопед в детском саду. 2009 № 6
- Галанова Т.В. Развивающие игры до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Киселева В. Развитие тонкой моторики.// Дошкольное воспитание, 2006 №1
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. ТЦ «Сфера», Москва, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
Творческо - исследовательский проект во второй группе детей раннего возраста на тему "Осень, осень, мы в гости просим!"
Творческо - исследовательский проект во второй группе детей раннего возраста на тему "Осень, осень, мы в гости просим!"...
Внедрение инновационных моделей воспитания по адаптации детей раннего возраста в МБДОУ ЦРР – д/с №10 «Незабудка», г. Лобня (в условиях ФГОС дошкольного образования)
Воспитание-дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей человека. ...
Проект на тему: «Закаливание детей раннего возраста в условиях ДОУ»
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения &nda...
Презентация к Инновационному проекту «Творческая студия для детей раннего возраста "
Развитие творческих способностей в раннем возрасте...
Математический проект для детей раннего возраста « Малыш и пространство»
Математический проект для детей раннего возраста « Малыш и пространство»...
Математический проект для детей раннего возраста «Малыш и пространство»
Математический проект для детей раннего возраста«Малыш и пространство»...