Проявление и развитие способностей одарённых детей в художественно-эстетическом обучении
статья

Из всех видов одаренности больше всего изучена художественная одаренность.

Для развития творческих способностей художественно- одаренных детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проявление и развитие способностей одарённых детей в художественно-эстетическом обучении

Из всех видов одаренности больше всего изучена художественная одаренность.

Для развития творческих способностей художественно- одаренных детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда.

 Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи. Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей таких детей.  

       Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.

Специфика занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.

Многовековая практика подготовки художников показывает, что без соответствующих природных данных и способностей не только трудно, но и невозможно подготовить настоящих творческих художников.

Если учащийся художественной школы или института не обладает соответ-ствующими данными, то никакая мудрость учителя не поможет подготовить из него значительного художника. Вот почему П. П. Чистяков, имея ввиду специальное художественное образование, говорил: «Во всяком случае, и в школах и в Академии нужно установить право неспособных исключать по общему приговору».

На первый взгляд, такое категорическое требование может показаться слишком жестким и непедагогичным. Нередко преподаватели художественных школ и вузов избегают таких решительных мер, якобы руководствуясь «педагогическим оптимизмом», верой в большие возможности учащихся, в силу и могущество обучения и воспитания. Они считают, что при добросовестном отношении учащихся к своему делу и правильной методике обучения и воспитания можно добиться необходимых результатов в подготовке квалифицированных художников.

Исходя из стремления помочь учащимся, они фактически причиняют им огромный вред. Заставляют их тратить огромные усилия для овладения такой деятельностью, для которой у них нет необходимых данных, в то время как в других видах деятельности они могли бы достигнуть успехов.

Практика показывает, что под влиянием обучения и воспитания природные задатки могут в какой-то степени развиваться вместе с формированием и развитием на их основе соответствующих способностей. Но если таких задатков нет, то никакие упражнения, никакая подготовка не могут их вызвать к жизни.

Детская наивная форма изображения нередко приводит в восхищение взрослых, подобно тому, как мы восхищаемся речью трех, четырёхлетнего ребенка.

Если воспитатели только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то детская непосредственность в рисунках вскоре превращается в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка. Стремление подольше задержать ребенка на стадии непосредственного, детски наивного изображения приводит к инфантилизму.

В противовес этой теории в целях быстрейшего формирования способностей была выдвинута теория активного воспитательного воздействия. Правильная в своей основе, эта теория нередко приводила к переоценке сил и возможностей ребенка, к недоучету его уровня развития, к подчеркиванию всесилия воспитания и обучения. Появились высказывания о том, что не только можно, но и нужно систематически учить ребенка реалистическому рисунку, и не только в дошкольном, но и в пред дошкольном возрасте. Иногда утверждают, что после такого изучения форм предметов ребенок-дошкольник значительно обогащает свой рисунок деталями, его изображение становится все более и более реалистическими, а это якобы свидетельствует о богатейших возможностях развивающейся личности.

Такое игнорирование процессов естественного развития приводит к преждевременному взрослению ребенка. Принято считать, что чем раньше ребенок начнет обучаться тому или ному делу, тем больших результатов он может достигнуть в данной области.

Не всякому делу можно учить ребенка с момента рождения. Нужно учитывать закономерности его физиологического и психического развития. «Насилие» над природой ребенка, с совершаемое якобы в интересах ребенка, не только не принесет пользу, а как раз наоборот, может убить живой непосредственный интерес к рисованию.

Задача психологических и педагогических исследований заключается не в том, чтобы показать возможность обучения тому или иному делу ребенка в самом раннем возрасте, а в том, чтобы найти такой период в формировании естественных сил и природных задатков, когда условия для развития той или иной способности будут наиболее результативными.

В психологической литературе издавна существует взгляд, согласно которому способности к изобразительной деятельности проявляются будто бы значительно позднее некоторых других способностей (в частности, музыкальных) - в среднем возрасте около 14 лет. То, что все дети любят рисовать, не вызывает сомнения, но в то же время было бы неправильно утверждать, что все дети рисуют одинаково. Такое утверждение свидетельствует только о том, что мы еще не научились дифференцировать детские рисунки и не знаем надежных критериев при оценке способностей к рисованию.

Изучение способностей восприятия для целей изображения приводит к выводу о том, что в изобразительном искусстве способность ЦЕЛОСТНОГО, или СИНТЕТИЧЕСКОГО, ВИДЕНИЯ является одним из важнейших компонентов художественной талантливости. Художники-педагоги называют такую способность ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВИДЕНИЕМ.

ХУДОЖЕСТВЕН¬НОЕ ВИДЕНИЕ включает в себя:

-тонкое восприятие оттенков цвета и тона;

-развитое чувство пропорций и их зрительных изменений в пространстве;

-чувство системы цветовых отношений;

-эмоциональное восприятие увиденного;

-развитую зрительную память.

Параллельно необходимо развивать другие важные качества - богатую фантазию и тонкое чувство окружающего мира, трудолюбие и любовь к искусству. Без любви и трудолюбия невозможно научиться ХУДО-ЖЕСТВЕННОМУ ВИДЕНИЮ.

Основные подходы к организации педагогической поддержки одаренных детей в сфере художественного образования базируются на понимании того, что плодотворная работа с одаренными детьми может проходить в условиях развития творческих способностей ВСЕХ детей. Это необходимо не только для создания высокой планки развития, ной для определения микроклимата, благоприятствующего развитию одаренности. Осуществление задач творческого развития учащихся возможно лишь в условиях реализации подлинной ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ процесса обучения. Современная художественная педагогика опирается на фундаментальную отечественную концепцию образования, основанную на принципах, где в качестве ведущих выступают: принцип целостности и универсальности образования, принцип воспитания личности, принцип реализации личности и принцип напряженности умственных и духовных усилий.

Это, прежде всего, - создание максимальных условий для проявления и становления творческих возможностей учащихся, что подразумевает, в первую очередь, снятие ограничений, барьеров, прямо подавляющих творческий рост детей. Поэтому обязательным моментом является требование гибкости в организации художественной деятельности, допускающей изменения в темпе, объеме, предметном содержании учебной программы, поскольку равно высокие требования отбивают желание учиться у одних, а заниженные требования тормозят развитие других.

Еще одно направление - свобода в выборе самого профиля обучения по способностям самой личности, необходимость включения ученика в творческий процесс, без которого творческие способности не развиваются.

В заключение необходимо напомнить, что работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад «Выявление и индивидуальная работа с одарёнными детьми по художественно – эстетическому развитию»

для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности "Семицветик" для старшего дошкольного возраста

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких вида...

План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития (в образовательной деятельности "Художественное творчество").

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося в системе допольнительной образовательной общеразвивающей...

Статья: Художественная - эстетическая деятельность, как ведущий способ развития творческой одарённости детей дошкольного возраста.

Проблема развития одаренности дошкольников становится все более актуальной в современном обществе. В содержании воспитания на первом месте стоят проблемы передачи детям творческого опыта, формирования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложе...

Программа с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах де...

Программа с одарёнными детьми имеющими художественно – эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...