Программа кружка «Фантазеры» старший дошкольный возраст
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Цель: развивать у детей творческие способности, посредством знакомства со средствами нетрадиционного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНОРИВАННОГО ВИДА № 18 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель ______________А.С. Гайфуллина «__»________ 2019 год. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ Детский сад №18 МР Учалинский район __________Р.М Ямалова «_____» _________2019 год |
Программа кружка «Фантазеры»
старший дошкольный возраст
Разработала:
Воспитатель Бижанова А.Ф
г. Учалы
2019-2020 г.
Пояснительная записка
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность: В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с
комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная
применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель: развивать у детей творческие способности, посредством знакомства со средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
- Материал для работы:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- пластилин;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки, бумажные;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- кисти;
- цветная бумага, ножницы;
- вата;
- крупа;
- нитки.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Старший дошкольный возраст: нетрадиционные методы и техники:
- рисование солью, крупой;
- пластилинография;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- ниткография
- по – сырому;
- набрызг;
- тычок жесткой кистью;
- по – оттиску;
- ладошками;
- зубной щеткой, ватными палочками.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Принципы:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- Принцип доступности материала.
Программа рассчитана на кружковую работу:
Подготовительная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе -35-40 мин.
Форма занятий - тематическая деятельность и в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ. Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
- Проведение мастер-класса среди педагогов.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | ||||||||
Знакомство с техникой. | Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать | |||||||||
Октябрь | интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий | |||||||||
мир, с теплыми и холодными цветами. | ||||||||||
«Путешествие по | Учить детей рисовать пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, | |||||||||
радуге». (пальчиками) | ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет. Воспитывать у детей умение работать | |||||||||
индивидуально. | ||||||||||
«Дары осени». | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать самостоятельность и тренировать | |||||||||
(мятая бумага) | мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. | |||||||||
Совершенствовать умение работать аккуратно. | ||||||||||
«Осенний пейзаж». | Познакомить с техникой – по сырому. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить | |||||||||
(по сырому + манка) | отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные | |||||||||
изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение | ||||||||||
работать в разных техниках. | ||||||||||
Ноябрь | «Осенний натюрморт в | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой | ||||||||
вазе». (печатание | печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при | |||||||||
листьями + набрызг) | печати. Развивать чувство композиции. | |||||||||
«Веточка рябины». | Учить детей рисоватьпластилином. | |||||||||
(пластилинография) | Развивать мелкую моторику рук. Развивать умение отщипывать от большого куска маленькие кусочки, формируя шарики, жгутики. | |||||||||
Совершенствовать | умение | работать | аккуратно. | Воспитывать | ||||||
самостоятельность в создании образа. | ||||||||||
«Сказочные животные в | Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить создавать | |||||||||
осеннем лесу». (Тычок | образ животного, используя технику тычка. | Закрепить | умение украшать рисунок, | |||||||
жесткой полусухой кистью + | используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально | |||||||||
соль + аппликация) | ||||||||||
«Портрет моей мамы». | Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать | |||||||||
(ватные палочки ) | лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук. | |||||||||
Воспитывать чувство гордости за свою маму. | ||||||||||
Выставка детских работ ко дню матери | ||||||
Декабрь | «Снежинки». | Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать | ||||
(кляксография обычная + | разводы зубочисткой. | |||||
накладывать два цвета | Уметь наносить веет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. | |||||
друг на друга) | Воспитать у ребенка художественный вкус. | |||||
«Зимний лес». | Продолжать закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции, | |||||
(набрызг + ватные | художественный вкус. Познакомить детей с техникой – набрызг. | |||||
палочки + зубная щетка) | Воспитывать аккуратность при работе с мыльными пузырями. | |||||
«Здравствуй дедушка | Создание учебной мотивации и развитие творческих способностей Приобретение знаний о том, как можно нарисовать портрет праздничного персонажа; Развитие навыков и умений работы с гуашевыми красками и смешивания цветов на палитре для получения нужных оттенков; Развитие творческого опыта детей через выполнение творческих заданий. | |||||
Мороз»! (портрет Дед Мороза +вата) | ||||||
«Новогодняя ночь» | Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы | |||||
Техника граттаж | рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить | |||||
рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей | ||||||
умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение | ||||||
создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. | ||||||
Выставка работ «Скоро, скоро Новый год! | ||||||
Январь | «Снегири на ветке». | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ птицы в рисунках, используя | ||||
(пластилинография) | Технику пластилинографию. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. Формировать у | |||||
детей обобщенное представление о птицах. | Пробуждать интерес детей | к известным | ||||
птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя | ||||||
Метод мозайки. | ||||||
«Невиданный зверь». | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и | |||||
(кляксография + восковые | руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной | |||||
мелки) | техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое | |||||
содержание». Развивать воображение | ||||||
«Цветы в | Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать | |||||
горшочке».(ниткография) | эмоциональную отзывчивость, удовольствие | от восприятия картины. | Воспитывать | |||
уважение к труду; развивать творчество. | ||||
февраль | «Семёновские | Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. | ||
матрёшки».(пальчиками | Развивать цветовосприятие. | |||
+ мятая бумага) | ||||
«Портрет | Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по | |||
солдат». (восковые мелки | представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей | |||
+ акварель) | работать свечой (или белым восковым мелком). | |||
Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество. | ||||
«Военные корабли». | Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. | |||
(по-мокрому + отпечаты- | Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – | |||
вание поролоном, + рисо- | мокрому». Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему | |||
вание ватными палочками) | листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. | |||
Выставка работ ко Дню Защитника Отечества | ||||
«Мимоза». (тычком + | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания | |||
набрызг+ аппликация) | о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать | |||
Март | нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. | |||
Выставка ко Дню 8 Марта. | ||||
«Ранняя весна». | Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие | |||
(по – мокрому) | весеннего пейзажа. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. | |||
Развивать творческое воображение. | ||||
«Подводное царство». | Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы | |||
(граттаж + восковые | рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить | |||
рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей | ||||
мелки) | ||||
умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение | ||||
создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. | ||||
«Волшебные узоры». | Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Продолжать | |||
знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от | ||||
(ниткограффия) | восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать | ||||||
знакомить с полезными продуктами питания. | |||||||
«Закат солнца в | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске | ||||||
Апрель | пустыне». | для создания объемности изображения. Учить создавать изображение с помощью соли, | |||||
(акварель + цветная соль) | самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца. | ||||||
«Космос». | Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение | ||||||
(граттаж + набрызг + | сочетать в рисунке | несколько материалов (восковые мелки, | гуашь, стеку). Вызывать | ||||
эмоциональное отношение к | образу. Развивать умение самостоятельно | располагать | |||||
восковые мелки) | |||||||
изображение на листе бумаги. | |||||||
Выставка работ ко Дню Космонавтики | |||||||
«Сказочная поляна». | Учить изображать распускающие деревья, цветы. Развивать эстетическое восприятие, | ||||||
(монотипия предметная) | любовь к природе, желание передавать ее красоту. | ||||||
«Сакура». | Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить | ||||||
(по-мокрому+ набрызг + | рисунок с помощью пластиковой бутылки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к | ||||||
ватные палочки +плас- | природе, желание передавать ее красоту. | ||||||
тиковая бутылка) | |||||||
май | «Праздничный салют». | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечат- | |||||
(восковые мелки+ | ления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а | ||||||
вверху | – салют. | Развивать | художественное творчество, | эстетическое | восприятие. | ||
гуашь+набрызг+граттаж) | |||||||
Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, | |||||||
стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. | |||||||
«Вот и лето пришло». | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного | ||||||
(роспись на камушках) | образа. | Закреплять | умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать | ||||
воображение и творчество. | |||||||
Выставка всех работ. | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы кружков для детей дошкольного возраста.
1.Программа кружка "Умный малыш" для детей младшей группы.2.Программа кружка "Юный математик" для детей средней группы....

Программа кружка "Здоровейка" младший дошкольный возраст
Программа по формированию ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста...

Реализованная ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Реализованная ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД "МЫ ТВОРИМ ПРЕКРАСНОЕ"
ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД "МЫ ТВОРИМ ПРЕКРАСНОЕ"...

Программа кружка «Фантазеры» старший дошкольный возраст
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способ...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...

Программа кружка «Фантазеры» старший дошкольный возраст
Пояснительная запискаХудожественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников....