план самообразования 2020-2025
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Павловой Гули Хамидовны, воспитателя
МБДОУ «Шеморданский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Салават купере»
Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
Тема:
«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»
Актуальность выбранной темы.
«Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи –и я запомню, Дай попробовать –и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Актуальность работы заключается в следующем: развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами опытно-экспериментальной исследовательской деятельности.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний (путѐм изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы). Создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
-Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
- Посещение НОД у воспитателей своего МБДОУ.
- Посещение педсоветов, семинаров, конференций
-Самоанализ и самооценка НОД в своей группе
- Проведение открытых мероприятий.
Литература | Сроки | Форма предоставления результатов | Кем заслушивается отчет | ||
2020 –2021 уч. год. Изучение научной, учебно-методической литературы. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | |||||
1.Веретенникова С..А. «Ознакомление дошкольников с природой». – М.: Просвещение, 1980 г. 2. Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Обруч». 3.БондаренкоТ.М. «Экологическое занятие с детьми 5-6 лет. Воронеж, Учитель, 2002 года. 2002. No15.Николаева С.Н. 4.Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2005. –80 с. | В течение года | Изучение литературы по данной теме. Повышение собственной профессиональной компетентности. Составление конспектов НОД, развлечений. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для родителей и детей. Распространение опыта работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми. Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка» | Оформление папок передвижек для родителей. Заведующая, зам. зав по УВР, педагогический коллектив. Для педагогов ДОУ | ||
2021-2022 уч. год. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | |||||
1.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в д/с М.: Просвещение,1991г | В начале и в конце учебного года. | Использование опыта в процессе дальнейшей работы | Заведующая, зам. зав по УВР, родители. | ||
2.Составление перспективного плана кружковой работы «Почемучки»
3. Изучение статей по данной теме из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование» 4. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду.-М.: Просвещение, 2005 г 5.Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Обруч».
| В начале учебного года В течение учебного года. | Изучение литературы по данной теме. Создание предметно-развивающей среды: создание уголка экспериментирования. Продолжать разработку программы кружка «Почемучки ». Консультация «Детские вопросы-взрослые ответы» Подготовить дополнительный материал (подборка стихов, загадок, дидактических игр). ООД Тема: «Путешествие капельки» Создать целостное представление о воде, о природном явлении. Познакомить со свойствами воды. Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. Оформление папки-передвижки «Экологические игры. Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего сада. | Заведующая, зам. зав по УВР, родители. Привлечь родителей . Заведующая, зам. зав по УВР, родители. Оформление папок передвижек для родителей Для педагогов МБДОУ. Для педагогов МБДОУ и родителей. Памятки для родителей. | ||
2022-2023 уч. год. | |||||
1.Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников». – М.: Мозайка-Синтез, 2006 г. | В течение года. | Изготовление картотек наблюдений, дидактических игр, настольно-печатных игр. | Консультация для родителей. | ||
2. Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперидля дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –64 с. | Март-апрель В течение года. | Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение ООД на базе МБДОУ Повышение собственной профессиональной компетентности. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей. Консультация «Роль семьи в развитии познавательных процессов ребенка» Посещение ООД у воспитателей ДОУ Выступления на педсовете по данной теме. | Для педагогов Для родителей. Для педагогов | ||
2023-2024 уч. год | |||||
1. Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Обруч». | Сентябрь-ноябрь | Выставка звучащих игрушек, изготовленных из бросового материала. Беседа с детьми об экологии окружающего мира. | Подготовка и организация выставки совместно с родителями. | ||
2. Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». 3.Н.Н. Николаев «Юный эколог» 4.Н.Р.Рыжова «Наш дом- природа" 5.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. No 3, 4, | Январь-февраль Декабрь Март Апрель Май | Стенгазета «Зимняя прогулка» Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание детей в детском саду». Родительское собрание- практикум «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование- что это такое?» Анкетирование родителей «Что вы знаете об опытно-экспериментальной деятельности детей» Подготовка фотографий детей во время экспериментирования , познавательно-исследовательской деятельности. Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра. Совместный праздник с родителями «Калейдоскоп фокусов» ООД «Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин» | Информация для родителей о прогулках в д/с с фотографиями. Для родителей. Для родителей Для педагогов и родителей Для педагогов и родителей |
2024-2025 уч. год
Мартынова Е.А., Сучкова И.М.2011г. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.-Ярославль: Академия развития, 2009. –112с.: ил. –(Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям). Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. –СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2006. –64 с. | Сентябрь В течении года Январь Май | .Адаптация детей Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста» Постройка из песка домика для зайчика. Дать представление о сухом и влажном песке: сухой- сыплется, влажный – лепится. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через сенсорику» Консультация «Важные факторы в развитие мелкой моторики» Мастер-класс «Опыты с водой» | Воспитатели, родители. Привлечь родителей к подбору материала. Для родителей Для педагогов и родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план на 2020-2025
Индивидульный план учителя-логопеда...
Индивидуальный план самообразования на 2020 - 2025 гг
План повышения профессиональной деятельности педагога-психолога Никифорова Вера Глебовна...
План работы по самообразованию на 2020\2025 учебные года. «Оздоровление детей с тубинтоксикацией»
В плане самообразования тему: "Оздоровление детей с тубинтоксикацией" представлен план работы по освоению и введению в образовательный процесс методик-развития двигат...
Индивидуальный план самообразования на 2020-2025
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи младших дошкольников посредством народного фольклора"...
Индивидуальный план самообразования по теме «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах» на 2020-2025 уч.год
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя по теме "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах"...
План по самообразованию воспитателя по обучению русскому и татарскому языкам МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1» НМР РТ Набиуллиной Розы Раифовны на 2020-2025 учебные годы
Тема самообразования:«Использование игровых технологий в ДОУ при обучении детей русскому, татарскому и родному языкам». Цель:Применение современных игровых технологий по обучени...
Индивидуальный план самообразования 2020-2025 г.г.
Искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Современные педагоги не без основания применяют ор...