Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"
материал
Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-ritmicheskie_dvizheniya_.doc | 37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер.
Двигаясь под музыку, дети учатся полнее воспринимать ее и тем самым получать сильные впечатления от музыкальных произведений. При этом развивается их воображение, постепенно формируется вкус.
Идею использования движения, как средства формирования музыкальности детей, выдвинул швейцарский ученый и композитор Э.Ж.Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении. Он считал, что урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет свою ценность.
В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана М.А.Румер, Е.В.Коноровой, В.А.Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман и их учениками М.Л.Паланддишвили, А.Н.Зиминой. В разработке содержания ритмики участвовали Т.С.Бабаджан, Н.А.Метлов, Ю.А.Двоскина. Несколько позднее в работе приняли участие А.Н.Заколпская, С.Г.Говбина, Е.Н.Соковнина, В.В.Цивкина, Е.П.Иова, И.В.Слепович и другие. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли Е.Д.Руднева, Л.С.Генералова.
Все музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, танцы, пляски) выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки.
Возрастные особенности детей к воспроизведению музыкально-ритмических движений.
На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.
Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить. В игре «Медведь и зайцы» дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока «медведь» не уйдет. Музыка В.Ребикова, передающая образ большого медведя, настораживает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность. Инсценируя русскую народную песню «Как на тоненький ледок», детям следует своевременно «упасть» с санок, во время подбежать на помощь и так далее. Необходимо быстро, четко изменить движение, расчитать время, чтобы преодолеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.
Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке настроение. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент соревнования (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места. Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий.
В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. В играх, отображая внешнюю сторону действий персонажей, их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в 2-х частной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками.
На четвертом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения, если звучание каждой части достаточно продолжительно. Однако, эти реакции еще не совершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.
Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говоря о музыке, способны отметить двух-и трех- частную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь каким-либо характерным движением выразить его. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.
Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая музыкальное произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движении повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально – игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.
Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально – игровых образов.
Таким образом, основываясь на всем выше сказанном, развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям способствует музыкальному воспитанию и общему развитию дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...
Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя...
Музыкальное искусство и художественная деятельность - основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
Как входит ребёнок дошкольного возраста в мир музыки?Какая музыка доступнее ребёнку программная или не программная?Что такое интонация в музыке?Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные ...
Консультация для воспитателей "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка....
Нейроигра как средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....
Доклад на методическом объединении музыкальных руководителей "Нейроигра, как средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста".
Доклад методическом объединении музыкальных руководителей по теме Нейроигра, как средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста.Доклад компилятивный, собранный из материалов...