Нейроигра как средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Леонтьева Елена Владимировна

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx245.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нейроигра как средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ

В последнее время все чаще встречаются дети с различными нарушениями: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. На музыкальных занятиях не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Поэтому у педагогов возникла необходимость включать в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание.

В своей работе мы используем один из самых эффективных и интересных инструментов - это нейроигра.

Что это такое?

Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- ребёнок учится чувствовать пространство, свое тело;

- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);

- формируется правильное взаимодействие ног и рук;

- ребёнок учится последовательно выполнять действия;

- развивается слуховое и зрительное внимание.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.

 

Преимущества использования нейроигр:

- игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

- многофункциональность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

 

Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.

Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие межполушарного взаимодействия.

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое полушарие понимает в музыке структуру музыкального языка, отслеживает каждый звук в отдельности, «видит» каждую нотку. Также, левое полушарие «умеет играть» каждым пальчиком отдельно, запоминает место каждого пальчика на инструменте в огромной музыкальной пьесе, оперирует речью, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу.

Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, креативности, восприятие информации на слух, отзывается на интонацию, ритм, динамические оттенки обогащается и питается музыкой, запоминает все музыкальное произведение целиком.

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При проведении занятий делается акцент на следующее: речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Нейроупражнения проводятся в режимных моментах, на занятиях, в продуктивных видах деятельности в виде музыкальных пауз. Такие упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.

Понятно, что совместная работа специалистов ДОУ: учителя-логопеда, воспитателя организуется посредством тесного взаимодействия с музыкальным руководителем, что предполагает успешное формирование готовности детей к школьному обучению, а также адаптация и социализация в обществе возможны только при взаимодействии всех педагогов дошкольной образовательной организации в комплексе.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Итак, ритм – обязательная составляющая музыки.

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритм? 

Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи:

слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.

Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т.к.у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Игровые упражнения на развитие чувства ритма, необходимо включать уже с младшей группы и даже ранее.

Совместно с воспитателями коррекционных групп и логопедом нами были разработаны нейроигры и упражнения для развития чувства ритма. Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.

Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку.

Нейроигры рекомендуется проводить под музыку.

Что же входит в такое емкое понятие, как нейроигра?

Расскажу о некоторых видах нейроигр.

Это:

- Тренажер «Мемори»;

- Ритмодекламация;

- Ритмические игры на стакане;

- Ритмические игры с мячиками;

- Классики.

Тренажер "Мемори" прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, образное и логическое мышление.

Для организации тренажера можно использовать цветные салфетки из рогожки, диски, цветные платочки, листы цветной бумаги, кубики, мелкие игрушки и т.д..

Все игры с ритмом обязательно с музыкальным сопровождением (ритмичная музыка русских народных произведений в современной обработке («Два веселых гуся», «Ах вы, сени», «Калинка»), детские песни, китайская детская песенка «Кукушечка» и другие ритмичные произведения).

«Мемори тренажер»

Задачи:

-Развитие зрительной памяти.

-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.

-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Музыкально-педагогическая технология Т.Боровик

Ритмодекламация.

Актуальность:

Использование данной технологии направлено на развитие:

координационной свободы движения;

слухового восприятия музыки;

чувства ритма;

развитию общей и мелкой моторики, внимания;

ансамблевой слаженности;

способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью».

Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Ритмодекламация позволяет сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

Их я использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

  Каждый из нас занимаясь с детьми ставит перед собой цель, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую –то «изюминку». Например, это игры со стаканами. Они могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка, очень нравятся детям, которые быстро и легко обучаются игре на стакане.

Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола. На своих занятиях я использую игры на стаканах, как игровой прием и как форму обучения детей (ориентирование в пространстве).

Анализ игр приводит к заключению, что их следует рассматривать как упражнения, направленные на приобретение мастерства.

В современном детском саду существует множество игр. Для организации игры со стаканами не надо создавать специальную развивающую среду, достаточно только приобрести стаканчики, можно обновлять на них наклеечки по тематике занятий или досугов, которые могут сделать дети своими руками. Фантазии для творчества очень много.

Когда дети усвоят этот навык можно увеличить темп передачи стаканчиков.

Теперь можно подключить музыкальное сопровождение. Сначала в медленном темпе, затем можно постепенно увеличивать темп и менять музыкальную композицию.

Ритмические упражнения с мячиками :

1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот

2. передача соседу и наоборот.

3. по кругу

4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)

5. вариации.

Еще одна замечательная форма работы над ритмом - это классики.

Я надеюсь, что кому - то этот материал окажется полезным и поможет в работе.

В заключении хочу сказать, что с использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

Ребенок учится чувствовать свое тело.

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

Формируется правильное взаимодействие ног и рук.

Развивается слуховое и зрительное внимание.

Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».

Цель мастер-класса:Повышение профессионального уровня  педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.Рассмотреть модульное оригами как  одну из техник работы с бумагой: историю его в...

"Использование логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста "

Определение эффективности применения логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: И...

Центр театральной деятельности как средство повышения эффективности речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР

Театральный центр, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников и выступает эффективн...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....

Самообразование по теме: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план по самообразованиюВоспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.СосновоборскаФИО Дроздова Ирина АлександровнаНа 2019-2020 учебный год. Тема: «Использование приемов мнемотехн...

Технология «Сторителлинг» - как средство повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.

Сторителлинг – это технология для развития   речи и творчества дошкольников — это искусство рассказывать интересные, запоминающиеся истории....