Занятие по развитию речи "Путешествие колобка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Материал содержит конспект занятия для второй младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

"Путешествие колобка"

Программное содержание:

- Продолжать формировать представление о сказке посредством театрализованной деятельности;

- Воспитывать в детях желание интересоваться народным творчеством;

- Развивать мелкую и общую моторику, слуховую память;

- Развивать у детей разговорную речь, расширять словарный запас, согласовывать существительные в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги «с», «под», «на».

Материал для занятия: Картинки по сказкам «Колосок», «Три Медведя», «Колобок», персонаж колобок, колючий мячик, панно, фломастер красного цвета, маленький колобок для панно, пластилиновый ежик, треугольники зеленого цвета, спичечные палочки, маски  колобка, зайца, медведя, волка, лисы , ширма, искусственная ель, круглые конфетки в мешочке.

Ход занятия:

Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:

По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в сказку мы играть.

Дорогие мои ребятки! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать (ответы детей).

Мы сейчас поиграем в игру " Сказки с дырками". Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите. (Дети смотрят на картинки и продолжают предложение).

Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть и... (Верть)
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу:(ходил)
Намолол муки мешок?
Это- Петя: (Петушок)
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
"Что вы делали мышата,
От рассвет до: (заката)?
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок.
Нет! Сначала потрудитесь
И прочтите: ("Колосок")

Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно: (три)
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить: (опасно)
Убегай, скорей, сестричка,
Из окна лети, как: (птичка)
Убежала. Молодец!
Значит сказке всей:(конец)

Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке:(укатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню : (пел)
Кто же это?.. (Колобок)

Появляется Колобок, здоровается с ребятами и спрашивает ребят, знают ли они продолжение сказки. 1-2-3 в театр приходи. 

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, кто попросил испечь колобка?(Дед). А кто испек колобок?(Бабка). Я хочу вам предложить помочь нашей бабушке испечь колобок.

Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (показывают руками окно)
Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)
Я от дедушки ушел.

Инсценировке сказки «Колобок».

 

Воспитатель: Но наш колобок непростой, он после встречи с лисой убежал от нее и покатился дальше.

(У детей на столах лежит сюжетное панно).

Давайте вместе с колобком прокатимся по дорожке, колобок держим правой рукой. Катится колобок, катится, а навстречу ему :(еж).

Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился, покажите.

(Ой! - дети показывают удивление) Ребята с нашим ежиком случилась беда -потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать, сделаем их из спичечных палочек.(дети выкладывают колючки ежу из спичек). А как вы думаете? Чем похожи колобок и ежи? (они оба круглые). А когда ежик становится круглым, как колобок?(кода боится лесных зверей). А чем отличаются колобок и ежик? (колобок - гладкий, нежный; а ежик-колючий, жесткий).

Какие у нас с вами ежи замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежа, но колобок у нас маленький, а еж большой. Давайте предложим колобку посмотреть на колобка с пенька. Подкатился колобок к:( пеньку), взобрался на: (пенек), посмотрел на ежа с: (пенька). Очень понравился колобку еж, и он улыбнулся. Я предлагаю нарисовать нашему колобку улыбку. Какого цвета фломастер нам для это будет нужен, как вы думаете? (красный) Какой получился у вас всех колобок? (радостный, веселый) А сейчас покажем колобку как мы умеем радоваться.

Физминутка :

Колобок, колобок,

Колобок — румяный бок.

Приседают

По дорожке покатился

Бегут на носочках, держа руки на поясе.

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку,

Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца.

Всем играл на балалайке.

Изображают игру на балалайке.

Попрощался колобок с ежом и покатился дальше, оглянулся и увидел дерево, похожее на его друга ежика. Как вы думаете, какое дерево он увидел? (ель).

А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, какие фигуры для этого можно использовать.

Ребята мы все вместе сочинили продолжение сказки "Колобок". Понравилась вам она? (ответы детей)

Посмотрите, в нашей группе тоже выросла ель, давайте подойдем к ней.

(дети подходят к ели и становятся в круг)

Это, наверное, колобок нам сделал какой-то сюрприз. Давайте его поищем. Где же он мог его оставить? Посмотрим сначала на: (ель), потом под: (ель). (Дети находят волшебный мешок) Вам хочется узнать что там? (Воспитатель достает круглые конфеты). Все они похожи на кого? (на колобка).

 

           

 

Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть и... (Верть)
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу:(ходил)
Намолол муки мешок?
Это- Петя: (Петушок)
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
"Что вы делали мышата,
От рассвет до: (заката)?
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок.
Нет! Сначала потрудитесь
И прочтите: ("Колосок")

Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно: (три)
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить: (опасно)
Убегай, скорей, сестричка,
Из окна лети, как: (птичка)
Убежала. Молодец!
Значит сказке всей:(конец)

Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке:(укатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню : (пел)
Кто же это?.. (Колобок)

Колобок, колобок,

Колобок — румяный бок.

По дорожке покатился

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку,

Всем играл на балалайке.



Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы»

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить представления о зимующих птицах.

- Уточнить, расширить и активизировать словарь по данной теме.

- Обучить детей составлению рассказа по серии сюжетных картин.

- Учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным соитиям.

- Закрепить умение составлять рассказ описание с опорой на схему.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к тем, кто в этом нуждается.

- Воспитывать экологически-грамотное поведение при наблюдении птиц.

Развивающие:

- Развивать умение грамотно строить свое высказывание.

- Развивать слуховое восприятие, память, внимание посредством дидактических игр.

Ход:

  1. Вступительная часть.

Приветствие

«Придумано кем  - то просто и мудро…»

Рецитация

«Нас в любое время года

Учит мудрая природа….»

Сюрпризный момент

Конверт с письмом и загадками о зимующих птицах.

Вопрос: почему птиц называют зимующими? От какого слова образовалось слово «зимующий».

Воспитатель предлагает вспомнить правила поведения в лесу при наблюдении птиц. Затем он сообщает, что с собой мы возьмем подарок, а какой, говорят дети.

Дети закрывают глаза и произносят слова:

«Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись».

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за зимующими птицами, «погулять по лесу» и зайти в лесную хижину, посидеть, погреться. Но зайти можно, назвав зимующую птицу.

  1. Основная часть.

Игра «Нелепица» (на внимание)

А). «Вечером, когда я спешила в детский сад, на встречу мне попались две девочки. Одна вела на повадке пушистую собачку, а другая - ворону». Ворона все время вырывалась, а потом как закричит «Ку-ка-ре-ку».

Б). Прослушивание голосов птиц и игра «Кто как произносит» с передачей «ледяной палочки».

В). Дети вспоминают название птиц со звуком «С». Далее, ищут этот звук в небольшом стихе:

 

Снегирь сидит на ветке в розовой жилетке,

А дятел в ярко-красной шапочке атласной.

Г). Далее, дети называют, какие сходства и отличия имеют птицы.

Игра: «Слова неприятели» (называются слова – антонимы): ворона крупная, а воробей – мелкий и т.д.

Д). Воспитатель говорит, что мимо пролетела птица, просит закрыть глаза и вспомнить как она выглядела, а остальные её отгадают.

       Описания детей с опорой на схему (при описании дети используют слова синонимы, сложные слова – желтогрудый, красногрудый, толстолапый, короткокрылый, крестообразный и т.д.).

Физминута:

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка)

В красных майках снегири (покачивание головой)

Распустили перышки (помахивания руками),

Греются на солнышке (удары по бокам).

Головой вертят (повороты головой),

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! улетели, улетели!

За метелью, за метелью! (разлетаются по группе).

      После дети подходят к воспитателю. Воспитатель дает одному ребенку кормушку, а второй ребенок – насыпает корм.

Затем дети повторяю слова «Раз, два, три повернись…» и оказываются в детском саду.

  1. Итоговая часть.

А). Рассаживаются на стульчики и играют в словесную игру «Назови родственное слово к слову птица».

Б). Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка»

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей,

Прилетело, мы расскажем.

(сжимание-разжимание кулачков).

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

(загибание пальцев по одному)

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек.

(сжимание-разжимание кулачков).

В). Дети вспоминают пословицы и поговорки о птицах.

Г). Трое детей рассказывают стихотворение «Покормите птиц»  А. Яшин.

Д). воспитатель просит детей рассказать, что делали на занятии,



Предварительный просмотр:

                          Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»

                                            Подготовительная группа

 

1. Задачи:

1) Систематизировать знания детей о библиотеке и библиотекарях на основе полученных знаний.

Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.

Продолжать учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

2) Формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; комбинировать различные игровые сюжеты в единый игровой сюжет.

Учить усложнять игру путем расширения состава ролей.

Развивать умения дошкольников согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.

Формирование умения соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

3) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

Закрепление употребления вежливых слов (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.).

Формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие стремления выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

2. Подготовка к игре:

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

Изготовление формуляров,  читательских билетов

Экскурсия в библиотеку.

Беседа о профессии библиотекаря.

Рассматривание картин и иллюстраций о библиотеке.

Беседа о любимых книгах.

Чтение С. Маршак «Как печатали книгу?»

В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Проигрывание ситуаций: «Вежливый библиотекарь», «Работа библиотекаря с читателями».

Учиться обслуживать читателей

Организовывать выставки книг

Расстановка и забота о книжном фонде

3. Перспективный план подготовки к игре «Библиотека»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Словарь

Приход читателей в библиотеку

Подбор и рекомендации литературы по требованию читателей

Подготовка книжной выставки и ее презентация

Прием книг от читателей в дар библиотеке.

 

Заведующая

 (1 человек)

Стол, табличка, бейдж, телефон, компьютер

Встречает посетителей, помогает персоналу в работе; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; принимает в дар книги от читателей, готовит выставки и встречи с читателями.

Книжный фонд, пополнение книжного фонда.

Заявка

Чем я могу вам помочь!

Книгохранилище

Библиотекари (3)

Книги, стеллажи, формуляры, ручки, столы, бейдж.

Выписывает формуляры, выдает и принимает книги, записывает читателей в библиотеку, помогает подобрать необходимые книги, беседуют с читателями о прочитанном, участвует в работе выставок и встреч с читателями

Формуляр, стеллаж, книжный разделитель, стенд, читальный зал.

Читатели

Пакет или сумки для книг, читательские билеты

Берут и сдают книги; предъявляют читательские билеты, расписываются в формулярах. Участвуют в организованных для них встречах

Читательский билет, библиотека, читальный зал рассказы, сказки, стихи, писатели.

Сопутствующие сюжеты

Школа

Учитель (1)

 

Стол, доска, указка, раздаточный материал на столы, школьный журнал,

 

Обучает учеников, спрашивает у доски, вызывает к доске, проверяет тетради, ставит оценки в журнал, хвалит учеников, задает домашнее задание

Урок, обучать, доска, журнал, класс, школьный предмет, школьный звонок.

Ученики

Портфель, школьные принадлежности, парта, учебники

Учатся, сидят на уроке, отвечают у доски, поднимают руки, выполняют задание учителя.

Перемена, спортзал, классная комната, парта.

Дом

Семья (3)

 

 Родители

Помогают детям делать уроки, читают вместе с детьми книги из библиотеки

Уроки, дневник, домашнее задание, книга, читатель.

Дети

Выполняют домашнее задание, читают книги вместе с родителями.

4. Ход игры.

Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием проблемной ситуации «Детям в школе задали прочесть рассказ из книги, а где взять книгу?»

Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как вопросы к детям. Для того, чтобы игра началась, подумайте и ответьте:

Какие сотрудники нужны для работы в библиотеке?

Кто приходит в библиотеку?

Куда можно пойти после библиотеки?

Для распределения ролей используется прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджи с изображением роли.

Для себя воспитатель выбирает роль заведующей.

Воспитатель использует прием – напоминание и совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т.е. игровые действия.

Для создания воображаемой ситуации воспитатель предлагает воспитанникам создать обстановку библиотеки: поставить столы, разложить книги, приготовить формуляры и читательские билеты.

В ходе игры при затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.

Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы: напоминания о доброжелательном отношении друг к другу, поощрения вежливости.

После посещения библиотеки дети расходятся в школу, в дом.

5. Окончание игры

Библиотекари после посещения читателей равняют книжный фонд, складывают формуляры на место, прощаются с читателями, используя вежливые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Новые приключения Колобка»

развитие речи и речевого общения детей в процессе театрализованной деятельности....

Конспект занятия по развитию речи " Путешествие Колобка"

Занятие   построенно на интеграции образовательных областей и  имеет ярко выраженный игровой  и развивающий характер . деятельности....

"Встреча с Колобком" (занятие по развитию речи во 2-млдшей группе с использованием современных образовательных технологий)

Игровое занятие во 2 мл. гр. « Встреча с Колобком» (с использованием современных технологий)Воспитатель МАДОУ Д/С №11 Кудренко Т. С. Программные задачи: Формировать интерес к книгам, бережное отн...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ – ЛЕПКА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «В ГОСТЯХ У КОЛОБКА».

Cпособствовать развитию речевой активности ребенка; развивать у детей мелкую моторику рук; творческие способности, технические навыки. Закреплять умение лепить предметы округлой формы круговыми ...

Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие Колобка"

Программное содержание:Учить детей  использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".Развив...

Конспект итогового занятия по развитию речи « Путешествие колобка»

Программные задачи:           -Создать оптимальный психологический и эмоциональный настрой; - Формировать познавательную мотивацию к предстоящей деятельн...

Комплексное занятие по развитию речи "В путь за колобком"

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «В ПУТЬ ЗА КОЛОБКОМ»      Тип занятия: комплексное. Технология: развивающее обучение. Методы: репродуктивной, словесный, игров...