Вовлечение родителей в совместную деятельность. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
методическая разработка

Кольб Наталья Александровна

Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обязательным требованием реализации образовательной программы дошкольного учреждения является вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совестно с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_vovlechenie_roditeley.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение родителей в совместную деятельность.

Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обязательным требованием реализации образовательной программы дошкольного учреждения является вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совестно с семьей.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. С одной стороны, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. А с другой стороны, родители пытаются переложить полностью всю ответственность в воспитании детей на педагога. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: « Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. «Что ты сегодня ел (а)?» - часто первый и единственный вопрос «заинтересованного» в воспитании своего чада родителя. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

  • Как заинтересовать родителей и привлечь их к совместной деятельности?
  • Как сделать их участниками воспитательного процесса?

На самом деле существует очень много направлений нацеленных на налаживание контакта педагога с родителями и вовлечения их в совместную деятельность. Можно выделить основные 4 направления организации работы в ДОО.

1. информационно-аналитическое.

Первоочередной задачей, без решения которой невозможно вовлечение родителей в образовательный процесс, является установление с родителями воспитанников доверительных отношений.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями позволяют решить следующие задачи

  • сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,
  • получение информации об общекультурном уровне его родителей,
  • о наличии у родителей необходимых педагогических знаний,
  • об особенностях конкретного ребёнка и об отношении в семье к нему,
  • получение информации о запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Только на аналитической основе возможно осуществление

  • индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях учреждения дополнительного образования,
  • повышение эффективности учебных занятий с детьми
  • построение грамотного взаимодействия с их родителями.

Среди информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями часто используются

Анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, наблюдение.

Цель- выявить уровень педагогической грамотности в области формирования знаний о безопасном поведении, интересы, потребности, запросы родителей.

Перед тем как ребенок будет посещать детский сад (независимо от того происходит ли это впервые, т.е. в основном в ясельной группе или младшей. Либо ребенок переходит с другого детского сада, группы  и т.д.), в первую очередь происходит знакомство с родителями. Заполнение родительской анкеты со сведениями о ребенке которые должен знать воспитатель. На выбранный ребенком шкафчик (или картинка-наклейка) прикрепляется заранее напечатанное имя воспитанника. Это помогает увидеть родителям наше внимание и заинтересованность в том, чтобы их ребенок быстрее адаптировался, а также уменьшает уровень тревожности родителей.

2.Познавательное направление работы с родителями

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

- совместные экскурсии;

- открытые занятия. Открытые просмотры  дают родителям: возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер приемной заведующей, воспитателей есть у всех родителей).

- утренние приветствия;

- Почта доверия;

- семейные проекты.

  1. Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому родительские уголки должны быть яркие, привлекательные, информационные.

Данное направление включает:

- родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- нормативные документы;

- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);

- папка-передвижка.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

  1. Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

- праздники, которые можно закончить чаепитием. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

- развлечения;

- знакомство с профессиями родителей;

- празднование дней рождения;

- выставка семейной коллекции

- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

- дни добрых дел.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей с детьми

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые подходы к организации взаимодействия с родителями по решению образова...

конспект совместной деятельности педагога с родителями. Консультация для родителей: «Какие игрушки нужны детям»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о роли игрушек в развитии ребёнка.Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои...

Всероссийское тестирование педагогов " Совместная деятельность педагогов и родителей"

Сотрудничество ДОУ и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей....

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в совместной деятельности педагогов и родителей».

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она ...

Конспект Совместной деятельности (педагог, дети, родители) Тема: «Утро радостных встреч» Работа с родителями в центрах активности по теме недели: «Животный мир рек, морей и океанов»

Транслировать лучший опыт семейного воспитания: создание «Аквариума», макета «Кто в море живёт», карточки «Геометрические рыбки», книжка-самоделка «Животные м...