ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Консультация - практикум для родителей (законных представителей) детей, посещающих консультационный центр «Развивающие пособия для детей: кубики Дьенеша и палочки Кюизенера»
консультация

Ирина Викторовна Перькова

Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей)  в логико-математическом развитии детей через проблемно - игровую технологию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsionnyy_tsentr.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для родителей(законных представителей) детей, посещающих консультационный центр

Тема: «Развивающие пособия для детей: кубики Дьенеша и палочки Кюизенера»

Дата: 28 ноября

Место: музыкальный зал

Участники: родители детей, посещающих консультационный центр, воспитатели.

Ответственные: воспитатель.

Цель: повышение уровня компетентности родителей по теме.

Задачи: познакомить с проблемно-игровой технологией в логико-математическом развитии детей; представить логические игры с детьми по активизации знаний в математике.

Форма проведения: консультация – практикум.

Ход консультации-практикума:

     Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы рады приветствовать вас на нашей очередной встрече. Тема нашей консультации: «Развивающие пособия для детей: кубики Дьенеша и палочки Кюизенера».

     Рано или поздно, но все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не теряя времени даром, начинают заниматься со своим ребенком с самого нежного возраста.

     Самое первое, с чего, как правило, начинают родители, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме или, по крайней мере, не навязчиво, «по пути».  Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий.

     Маленький ребенок – это исследователь, который с радостью познает мир. Задача родителей – помочь ему развить свое стремление к обучению и удовлетворить потребность в активной умственной деятельности, дать толчок для развития интеллекта.

      Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – это развивающие пособия для детей: кубики Дьенеша и палочки Кюизенера.

   Данные развивающие пособия разработаны для того, чтобы развивать у детей способность самостоятельно, независимо от старших, решать задачи разнообразных направлений. Также развивается способность к познавательной и творческой активности. Дети осваивают такие категории, как сравнение, уравнение, счет. Изучают эталоны: формы, цвета, , размер, толщина.

 Они позволяют, «через руки» ребенка, сформировать понятия «длиннее – короче», «между», понятие числовой последовательности, состава числа. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша  – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

  Сегодня мы хотим познакомить Вас с этими играми, и предложить Вам использовать их дома.

           -Перед вами лежит коробка с блоками, откройте ее, рассмотрите фигуры.

-Есть ли в наборе одинаковые фигуры?

Логические блоки Дьенеша- это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами:

-формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные),

           -цветом (красные, желтые, синие),

           -размером (большие и маленькие)

- толщиной (толстые и тонкие).

(родители выполняют игры вместе с воспитателем) 

    В начале знакомства с блоками мы разрешаем детям поиграть с ними,

 после этого  даем детям указания, как правильно играть с блоками:

1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же.

2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все большие фигуры.

 3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать такую же фигуру.

   4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую) фигуру и просите показать такую же.

   Игра на развитие внимания «Чего не стало? »

( нужно выложить перед ребенком несколько фигур, которые он должен запомнить, и попросив его закрыть глаза, меняете одну фигуру или убираете её)

 Игра «Чудесный мешочек».

 ( складываете фигуры в мешок и просите ребенка па ощупь достать все большие блоки (или все квадратные), ребенок достает блок из мешка и называет его признаки: форму, цвет, величину)

 Игра «Найди пару».

( найти каждой фигуре пару (большой – маленький) )

 Игра «Зажги огоньки».

( выложить фигуры в определенной последовательности; красная, синяя, желтая и продолжить ряд)

    Прошу выйти на ковер несколько человек. Вам нужно разложить фигуры в два обруча, в красный обруч положите все желтые фигуры, а в синий обруч – все круглые. (Если затрудняются – объяснить про зону пересечения)

    Эти игры доступны для детей младшего возраста, так же им можно предложить выкладывание фигур по контуру, когда ребенок, ставя фигуры определенного цвета и определенного размера, получают изображение и называют его. Для этого существует  разнообразное методическое обеспечение  игры – это  альбомы  с  заданиями  для  различных возрастов,  пособие с карточками – символами. (показ  пособий) («Блоки Дьенеша для самых маленьких»)

 Игра «Цветные палочки Кюизенера».

Джордж Кюизенер бельгийский педагог. Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек. Кюизенер использовал их при обучении арифметике.

    Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.

-Откройте коробку, из чего состоит комплект?

-Разложите палочки по цвету: сколько цветов присутствует в комплекте?

Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком.

 Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.

 Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью";

3, 6, 9 – "синюю семью".

5 и 10-"семейство желтых".

1-"семейство белых"

7-черное семейство.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, он закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

     Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам, а  потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать! 

Игра «Найди такую же»(покажи палочку такого же цвета как у меня).

Игра «Строим дорожки»(учить группировать предметы по цвету)-построить дорожку красного цвета (3 палочки) и голубого(3 палочки), какая длиннее дорожка, короче? Построить самостоятельно дорожку.

Игра «Коврик для кошечки»(закреплять знания о цвете и длине)-найдите палочки желтого цвета, положите их рядом, одну под другой, у нас получился коврик для кошечки)

Игра «Лесенка для зайки».

Игра «Поезд»(построить поезд, палочки-это вагончики: (3 шт.) голубая, красная, желтая).

Игра «Построим забор»(спрячь собачку за забором: палочки должны быть одного цвета(розовые), высоты или чередовать)

С каждым годом задания усложняются(геометрические фигуры).

Игра “Составь картинку”- составить из палочек изображение(каждому предлагается картинка с изображением).

Можно рассказать детям сказки, используя палочки, например «Теремок». Вы замечали, что герои появляются в сказке строго от меньшего к большему. Выстройте теремок из палочек, подберите героев и расскажите сказку, используя палочки. Такая сказка, рассказанная с использованием этого пособия, выполняет сразу две задачи:
- развивает ассоциативное мышление, ведь мы играем с предметами-заместителями;
- учим сравнивать "больше-меньше", складываем "лесенку".

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся доказывать, рассуждать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Играйте и занимайтесь с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми, посещающими Консультационный центр "ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ"

В настоящее время активно развиваются вариативные формы дошкольного образования, одной из таких форм является Консультационный центр «Центр игровой поддержки» (далее - ЦИП). Деятельность Ц...

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой Поддержки" Тема «Золотая осень»

Цель: Создать у детей устойчивый интерес к совместной деятельности.Задачи: привлекать детей к общению с взрослыми и сверстниками;  развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, коор...

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки" Тема" Мир вокруг нас"

Цель: Создать у детей устойчивый интерес к совместной деятельности.Задачи: Привлекать детей к общению с взрослыми и сверстниками;  развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, коор...

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки". Тема:" В гости к солнышку".

Центр игровой поддержки  - это одна из вариативных форм дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей и их родителей....

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки". Тема:" В гостях у бабушки".

Центр игровой поддержки  - это одна из вариативных форм дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей и их родителей....

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки". Тема:"Необыкновенное путешествие с куклой Катей ".

Центр игровой поддержки  - это одна из вариативных форм дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей и их родителей....

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки".Тема:"В гости мы ходили…".

Центр игровой поддержки  - это одна из вариативных форм дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей и их родителей....