Программа по самообразованию (эмоциональное развитие детей, старшего дошкольного возраста) "Монсики" по В. Шиманской
материал (старшая группа)
Одним из главных навыков будущего является эмоциональный интеллект.
Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?
ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:
распознавать эмоции; понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные; управлять своими эмоциями для решения практических задач.
Издательство «Просвещение» представляет
первую российскую методику комплексного развития эмоционального интеллекта детей – «Академия Монсиков»
«АКАДЕМИЯ МОНСИКОВ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по самообразованию "Монсики" | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год.
Тема: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
(старшая группа).
Создано по авторской программе Виктории Шиманской «МОНСИКИ»
Подготовила:
Воспитатель Кошкина К.Д.
МКДОУ ШР №11 д/с «Березка»
Шелеховский район с. Олха.
2018г.
Кто такие Монсики?
Каждый Монсик – это проводник одной из эмоций, он помогает ребенку познакомиться и подружиться с ней. Монсики рассказывают и показывают детям, как не унывать, как находить выход из сложной ситуации, как быть ответственным и внимательным, видеть красоту и преодолевать страхи. Этому не учат в школе, но именно эти качества позволяют ребенку стать уверенной и гармоничной личностью.
Одним из главных навыков будущего является эмоциональный интеллект.
Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?
ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:
распознавать эмоции; понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные; управлять своими эмоциями для решения практических задач.
Издательство «Просвещение» представляет
первую российскую методику комплексного развития эмоционального интеллекта детей – «Академия Монсиков»
«АКАДЕМИЯ МОНСИКОВ»
Учит детей :
- понимать себя, свои эмоции и потребности
- называть и распознавать свои эмоции
- правильно вести себя в различных ситуациях
- понимать эмоции и потребности окружающих
- доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими
- легче и эффективнее воспринимать новую информацию, осваивать ЛЮБОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ материал
Развивает у детей :
- коммуникативные и вербальные навыки
- когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление
- познавательные способности
- навыки целеполагания и достижения целей
- стрессоустойчивость
- навыки адаптации к новым обстоятельствам и разрешения конфликтов
Еще повышает самооценку и прививает любовь к чтению книг.
Разработана отечественными специалистами под руководством психолога и эксперта Виктории Шиманской
Одобрена Московским институтом психоанализа, Гильдией психологов.
Сентябрь – Октябрь.
Диагностика эмоционального развития детей.
(старшая группа).
Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Так, Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры:
• адекватная реакция на различные явления окружающей среды;
• дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
• широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
• адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать следующие методики по изучению эмоционального развития ребенка.
В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада — при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах.
Адаптивная методика для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду.
Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.
Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (т. е. рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий:
• составление проективного рассказа;
• определение ребенком эмоционального состояния человека;
• работа с картинками.
Цветовой тест эмоциональных состояний.
Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. Плохое настроение ребенка, сложные взаимоотношения с педагогом или сверстниками могут повлиять на успешность его деятельности.
Тест «Рисунок семьи»
Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу.
Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.
Проективный тест «Дом — дерево — человек»
Историческая справка.
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948г. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
По мнению Дж. Бука, каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, её потребностях, уровне психосексуального развития, и т. д.
Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей.
Комментарий:
Диагностика рассчитана на 6 занятий, начиная с 17 сентября по 5 октября- 2 занятия в неделю, продолжительностью в 30 мин. Всего 18 часов.
Итог занятий: создание диагностических карт (описаний), выводов, об уровне эмоционального развития каждого ребенка, в возрастной категории 5-6 лет.
Начало работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Комментарии: занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 30 мин. Всего 16 занятий, общее количество часов за весь учебный год составляет 9-10 часов. По итогам проведения каждого занятия будут созданы вместе с детьми «коробочки эмоций» (впечатлений) о каждом занятии, на их основе будут подводиться итоги и выводы об эмоциональном развитии детей в старшей группе. Так же планируется в конце работы по ЭРД, провести консультации и рекомендации для родителей по темам:
«Выражение эмоций в семье», «Поддержание благоприятного эмоционального фона ребенка», «Как справляться с плохими эмоциями», мониторинг эмоционального развития детей на начало и конец работы, представление результатов.
Ноябрь.
Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы ребенку необходимо пройти через 5 этапов игрового образовательного процесса. В него включены пять составляющих:
- осознанность
- мотивация
- самооценка
- интеллект ;самореализация.
Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.
Этап 1. Я чувствую (развиваем осознанность).
(2 неделя)
Содержание: комплекс упражнений и игр, развивающих все пять органов чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание.
Результат: активизация сенсорных систем ребенка, создание необходимого
эмоционального фона ребенка, осознание своих эмоций.
Этап 2. Я хочу (создаем мотивацию).
(4 неделя)
Содержание: ролевые игры, диалог с ребенком.
Результат: осознание ребенком мотивации к действию, а также понимания эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребенку понять свои желания, а желания помогают сформировать цель.
Декабрь.
(1 неделя)
Этап 3. Я знаю (развиваем интеллект)
Содержание: изучение интересных фактов, решение логических задач.
Результат: получение ребенком необходимых знаний, развитие внимания, памяти и логики ребенка.
Этап 4. Я могу (формируем самооценку)
(2 неделя)
Содержание: упражнения и игры с фиксацией успешного выполнения и достижения результатов.
Результат: развитие самооценки, осознание ребенком своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями.
Этап 5. Я делаю (самореализация)
(3 неделя)
Содержание: игры, творческие поделки, прохождения квестов.
Результат: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования эмоционального ресурса в достижении целей.
Январь.
Краткое описание этапов методики «Монсики».
Развивающий эффект достигается выполнением детьми определенной последовательности упражнений. При этом обязательным условием является создание атмосферы принятия ребенка, признание его индивидуальности. Содержание: Приветственный ритуал, представление легенды Долины Монсиков по теме урока, выполнение комплекса физических упражнений.
Результат: формирование ощущения перехода в сказочный мир, активизация работы всех внутренних систем организма ребенка.
(2 неделя)
Работа с базовыми эмоциями;
Беседа с детьми о том, что такое эмоции, какие они бывают;
Знакомство с Монсиками;
Изодеятельность «Нарисуй свою эмоцию».
«Приключения в Долине»
(3 неделя)
Цель данных курсов – развитие коммуникативных навыков, навыков лидерства, социализации, уверенности в себе и других личностных качеств.
Также занятия курсов направлены на развитие мелкой моторики, внимания и наблюдательности, логического мышления.
Краткий сюжет курса.
В начале курса дети знакомятся с педагогом, который является выпускником Академии Монсиков. Педагог (он же Выпускник) проводит с детьми все занятия курса. В начале каждого занятия ребята, пройдя через Волшебный портал, отправляются в Академию Монсиков, где становятся её студентами.
В Академии все дисциплины преподают Монсики – профессора. Во время обучения студенты (дети) узнают, что все, чему они научатся в Академии, необходимо для спасения жителей Волшебной Долины от чрезвычайного происшествия. Пройдя курс обучения и вооружившись полученными знаниями, ребята спасают жителей Долины и возвращаются домой.
Названия занятий курса:
1. Блок «Управляю своим поведением».
1.1. Учусь расслабляться!
1.2. Действую по инструкции!
1.3. Осознаю свои эмоции и контролирую свое поведение.
1.4. Тренинг для родителей «Восприятие чувств ребенка»
Февраль.
(1 и 3 недели)
2. Блок «Изучаю пространство и время».
2.1. Ориентируюсь в схеме тела.
2.2. Ориентируюсь в окружающем пространстве.
2.3. Ориентируюсь во времени.
2.4. Лучший знаток пространства и времени».
Март.
(2 и 4 недели)
3. Блок «Быть открытым миру».
3.1. Как быть открытым?
3.2. Как не стесняться?
3.3. Как видеть прекрасное в мире?
3.4. Разыгрываем сказку «Я готов открывать мир!»
Апрель.
(2,3,4 недели)
4. Блок «Как различать эмоции?»
4.1. Мое лицо.
4.2. Как понимать эмоции других?
4.3. Мои страхи – друзья или враги.
4.4. Квест «Я не боюсь своих эмоций».
5. Блок «Что такое дружба?»
5.1. Знакомство с Монсиками.
5.2. Как понять себя, свой организм, свое тело?
5.3. Что такое дружба?
5.4. Квест «У меня есть друзья».
Май.
(1 и 2 недели)
6. Блок «Работаем в команде»
6.1. Моя роль в команде.
6.2. Коммуникативные навыки.
6.3. Конфликт – плюсы и минусы.
6.4. Игровой тренинг вместе с родителями «Наша семья – это команда».
Кружок по развитию речи (подготовительная группа)
«Кругобуквенное путешествие»
Цель курса – познакомить детей с буквами русского алфавита и базовыми
эмоциональными состояниями человека.
В процессе занятий «Кругобуквенное путешествие» дети:
1) в легкой игровой форме учатся понимать свои чувства, эмоции, переживания, при этом изучая русский алфавит;
2) учатся ставить цели и достигать их;
3) учатся работать в команде.
Занятия курса направлены на развитие мелкой моторики, внимания и
наблюдательности, терпения, логического мышления, навыков коммуникации, умения
находить выход в сложных игровых ситуациях, чтобы в дальнейшем переносить полученные знания в реальную жизнь.
Также курс развивает физический и речевой аппарат ребенка с помощью
спортивных и несложных фонетических упражнений.
Краткий сюжет курса.
Дети становятся членами команды корабля под названием «Любознательный» и отправляются в увлекательное путешествие по просторам Долины Монсиков на поиски потерянных островов. Во время путешествия они найдут Буквенные Острова и внесут их месторасположение на специальную карту. Проводниками в этом путешествии станут сказочные герои – жители Долины, Монсики, а капитаном корабля станет педагог.
Название каждого из Буквенных Остров, которые посетят юные моряки, обозначает то или иное эмоциональное состояние и начинается на одну из букв русского алфавита.
На протяжении всего «Кругобуквенного путешествия» ребят ждут захватывающие приключения, веселые задания, игры. Дети помогут Монсикам найти потерянные маршруты к островам, сделают своими руками много интересных и разнообразных поделок и станут частью большой дружной команды.
Комментарии: занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. Общее количество занятий за учебный год составляет 15 часов.
Названия занятий:
Сентябрь:
1. А (Активность). - 1 неделя
2. Б (Боязнь). - 2 неделя
3. В (Веселье). - 3 неделя
4. Г (Грусть). - 4 неделя
Октябрь:
5. Д (Доброта). – 1 неделя
6. Е (Единство). -2 неделя
7. Ж (Жадность). -3 неделя
Ноябрь.
8. З (Забота). -1 неделя
9. И (Интерес). -2 неделя
10. К (Красота). - 3 неделя
11. Л (Любовь). - 4 неделя
Декабрь.
12. М (Миролюбие). -1 неделя
13. Н (Настойчивость). -2 неделя
14. О (Ответственность). -3 неделя
Январь.
15. П (Правда). -3 неделя
16. Р (Равнодушие). -4 неделя
Февраль.
17. С (Смелость) -1 неделя
18. Т (Трусость). -2 неделя
19. У (Удивление). -3 неделя
Март.
20. Ф (Фантазия)-1 неделя
21. Х (Хвастовство). -2 неделя
22. Ц (Ценность). -3 неделя
23. Ч (Честность). - 4 неделя
Апрель.
24. Ш (Шалость). -2 неделя
25. Щ (Щедрость). -3 неделя
26. Ь, Ъ, Ы.-4 неделя
Май.
27. Э (Эмоция). -1 неделя
28. Ю (Юмор). -2 неделя
29. Я (Мое Я). -3 неделя
Кружок изобразительной деятельности (старшая группа).
«Краски Эмоций».
Цель курса – познакомить детей с базовыми эмоциями (радость, грусть, гнев, страх, интерес, удивление), а также с ключевыми понятиями необходимыми для социализации и самоорганизации (ответственность, осознанность, вдохновение, доверие).
Занятия курса направлены на развитие мелкой моторики, внимания и наблюдательности, логического мышления, простых навыков коммуникации.
Краткий сюжет курса.
Над Долиной Монсиков пролетела Комета Разочарований, унеся с собой все краски и эмоции Долины. Монсики призывают команду самых смелых и добрых ребят, чтобы Долина вновь обрела свои краски и цвета, а жители Долины – свои эмоции. Каждое занятие курса – это целый квест-приключение, в процессе которого ребята узнают все о своих эмоциями, чувствах и переживаниях, учатся быть ответственными, доверять друг другу, и, конечно, спасают Долину Монсиков.
Названия занятий:
Сентябрь.
1. Долина Монсиков и Компас Эмоций. (3неделя)
2. Хохотайка и Краска Смеха. (4 неделя).
Октябрь
3. Нескучайка и Краска Приключений. (1 неделя)
4. Бесстрашный и Краска Смелости. (3 неделя)
Январь
5. Помогайка и Краска Внимательности. (3 неделя)
6. Грустякин и Краска Осмысления. (4 неделя)
Февраль
7. Мими и Краска Красоты. (2 неделя)
Март
8. Сомневайка и Краска Сомнения. (3 неделя)
9. Успевайка и Краска Пунктуальности. (4 неделя)
Апрель
10. Миротворец и Краска Ответственности. (3 неделя)
Май
11. Смыслики и Краска Находчивости. (2 неделя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика "Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста"
Диагностика«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественно...
Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
Материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
Программа знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снежению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения....
Презентация по теме самообразования «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста».
целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям...
Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
данная программа будет полезна в работе как педагога-психолога ДОО, так и воспитателя...
программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Давайте жить дружно!"
программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Давайте жить дружно!"...
программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь"
программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь"...