Консультация для педагогов детского сада "Лэпбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
консультация
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Лэпбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Исследовательская деятельность – решение познавательной задачи.
Проектная деятельность – решение практической задачи (получение значимого для всех конкретного продукта, который затем можно использовать в другой деятельности).
Образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь мы столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие т. е. в конце каждой тематической недели мы должны представить какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).
Проектная деятельность носит характер сотрудничества, так как ребенок не может найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.
Особенностью организации образовательного процесса с использованием метода проектов является учет возрастной дифференциации:
- У детей среднего дошкольного возраста проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым). Активная роль принадлежит взрослому.
- С детьми старшей группы проектная деятельность переходит на развивающий уровень (принимают проблему, уточняют цель, могут самостоятельно найти проблему, выбрать средства для достижения результата). Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. У детей накапливается определенный опыт (общения со сверстниками, совместных переживаний, разнообразной совместной деятельности, самостоятельности в отношениях, развитие самоконтроля и самооценки).
- С детьми подготовительной группы проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Этапы разработки и проведения проекта:
- создать проблемную ситуацию;
- вовлечь дошкольников в решение проблемы (Что мы знаем? Что хотим узнать? Как это сделать?);
- наметить план движения к цели;
- нарисовать вместе с детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
- собрать информацию, материал;
- провести все мероприятия основной части проекта;
- перейти к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы) родителей и детей;
- организовать презентацию проекта – представление проектного продукта.
Реализация проекта осуществляется во все отрезки времени, в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Педагог создает атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к изучаемому материалу, включает больше действий, продуктивных видов деятельности, не ограничивается только монологом-рассказом об изучаемом материале и не перегружает детей большим количеством вопросов.
С целью вовлечения детей в проблемную ситуацию детям предлагались задания: «Что было бы…», «Расскажи гостю о…».
К мероприятиям основной части проекта относятся:
- ситуации общения;
- тематические экскурсии в групповом помещении, по детскому саду, в ближайшем окружении, в музей, к памятникам; целевые прогулки;
- самостоятельная деятельность детей;
- конструктивная деятельность;
- развивающие игры (словесные, дидактические, подвижные, настольно-печатные, народные);
- культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения);
- художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков и других творческих работ;
- творческие задания, деятельность детей по их собственной инициативе;
- индивидуальная работа с каждым конкретным ребенком;
- чтение художественной литературы;
- экспериментирование, исследование объектов.
Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к продукту проектной деятельности. Продукты проекта могут быть разными:
материальными (поделки, плакаты, макеты, альбомы, лэпбуки, компьютерные презентации),
действенными (мероприятия – развлечения, игры),
письменными (книжки-самоделки, литературные произведения).
Презентация проекта должна приносить детям радость, дать возможность поделиться эмоциями, полученными знаниями. Поэтому педагог с детьми (участниками проекта) отправлялись в «гости» к воспитанникам других групп детского сада с презентацией результата проделанной работы. Лучшими зрителями презентации проекта являются родители, не принявшие участие в работе над проектом.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит
«наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Лэпбук может восприниматься дошкольниками воспитанниками детского сада как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.
С детьми старшей группы стало возможно совместное планирование накопительных папок (продукт проекта), частичное их оформление (основная роль в оформлении пока еще принадлежит взрослым). С помощью таких папок можно закреплять и систематизировать информацию, активизировать внимание дошкольников, вызвать у них желание узнавать новое, действовать по своему усмотрению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависи...
мастер-класс "Лепбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Тема лепбука"Деревья". В этом лепбуке собрано много интересной инфомации о деревьях....
Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...
«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» (Консультация для педагогов).
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....
Статья "Проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста".
Аннотация: в статье раскрыты основные требования к дошкольному образованию. Исследовательская и проектная деятельность детей является сотрудничеством, в котором участвуют воспитанники, воспитатели и р...
Консультация для педагогов ДОУ по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любоз...