Статья "Проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста".
статья

Аннотация: в статье раскрыты основные требования к дошкольному образованию. Исследовательская и проектная деятельность детей является сотрудничеством, в котором участвуют воспитанники, воспитатели и родители. И в то же время дети сами выбирают интересующую их тему, объект исследования, сами определяют цели и задачи, сами находят информацию. Детям, которым предоставляется больше самостоятельности, становятся людьми умеющими принимать ответственные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Таранцова В.Н., Иващенко В.Ю.,

                                                                МБДОУ «Ровеньский детский

                                                                    сад № 3 комбинированного вида

                                                      Белгородской области»

     Аннотация: в статье раскрыты основные требования к дошкольному образованию. Исследовательская и проектная деятельность детей является сотрудничеством, в котором участвуют воспитанники, воспитатели и родители. И в то же время дети сами выбирают интересующую их тему, объект исследования, сами определяют цели и задачи, сами находят информацию. Детям, которым предоставляется больше самостоятельности, становятся людьми умеющими принимать ответственные решения.

     Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность, индивидуальность, экспериментальная активность, интеллектуально-творческая деятельность, дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс, исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.

     В образовании детей дошкольного возраста все больше внимания уделяется проектной и исследовательской деятельности. Основные требования дошкольного образования - воспитание активного и любознательного подрастающего поколения. В законе «Об образовании» РФ и ФГОС выдвигаются требования к детским садам:

- они должны обеспечивать индивидуальность каждого ребенка,

- создавать все условия для самоопределения и самореализации личности,

- они должны реализовывать права детей на определения своего мнения, рассуждения и выбора деятельности,

- надо помнить, что самым активным в педагогическом процессе является ребенок,

- привлекать детей к занятиям нельзя используя психологическое принуждение, а только учитывая их опыт и опираясь на интерес к формам и содержанию деятельности,

- дошкольное образовательное учреждение должно сохранять и укреплять здоровье воспитанников, обеспечивать их социально-нравственное и эмоционально-личностное развитие.

Чтобы все требования, которые предъявляются к дошкольным учреждениям, были выполнены, надо изменить организацию образовательного процесса, используя новые методы и способы. Новыми технологиями являются проектная и исследовательская деятельности.

     Экспериментальная активность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, появляющийся в ходе исследований. В повседневной жизни мы постоянно проявляем поисковую активность. Особенно исследовать любят дети. Они с самого рождения маленькие исследователи. Вся их жизнь – это исследование. Проектируя и исследуя, дети приобретают опыт, который им помогает в жизни. По мнению академика Н.Н.Подъякова в экспериментировании ребенок является исследователем, который самостоятельно оказывает воздействие на окружающие его предметы и явления для того, чтобы лучше их освоить и узнать. Экспериментируя, дети сами создают ситуации, которые решают с помощью проведения опытов и, анализируя, ребенок самостоятельно делает вывод, умозаключение. Современные дети очень активны и любознательны. Исследовательская и проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе детского сада - это сотрудничество, в этот процесс вовлекаются воспитатели ДОУ, воспитанники, и их родители. Чтобы в данном направлении работа была наиболее продуктивной, педагоги должны обучиться сами и просветить родителей, создать предметно-пространственную среду, которая должна соответствовать требованиям проектов. Метод проектов и исследований в современном дошкольном образовании должен занять достойное место. Родители активно участвуют в образовательном процессе, тем самым не только помогая детям и воспитателям, но и обогащают свой опыт, что позволяет им почувствовать радость и чувство гордости от успеха своих детей.

     У дошкольников наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, поэтому один из основных методов в этом возрасте - исследование. Исследовательское поведение совершенствует познавательные функции детей, приобретение ими определенного опыта. В ходе наблюдения за детьми можно изучить их исследовательские способности. Воспитатель в образовательном учреждении организовывает продуктивную деятельность, он доносит детям нужную информацию, являясь руководителем проектной и исследовательской деятельности воспитанников. Так же этот метод предполагает большую самостоятельность воспитанников, дети учатся работать в команде.

     Проекты бывают:

- исследовательско-творческой, когда результаты деятельности оформляются в стенгазете или плакате,

- ролево-игровые – дети сами распределяют роли, входят в образ и по-своему решают возникшие проблемы,

- информационно-практико-ориентированные – дети самостоятельно собирают нужные им сведения и используют их при оформлении группы,

- творческие – когда по результатам проводится итоговое мероприятие или праздник.

     При исследовательской и проектной деятельности дети самостоятельно выбирают наиболее интересующую их тему. Выбирают объект исследования, выдвигают гипотезу, сами ставят цель и задачи. Дальше идет исследовательская работа по подборке интересующего материала. Информация детям не сообщается, они добывают ее сами в процессе исследовательской работы. Воспитанники сравнивают информацию, оставляют ту, которая интересует их. Затем проводится экспериментирование, путем сравнивания различных вариантов, дети приходят к определенному результату. Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, помогает ему обобщить полученные результаты, сопоставить, классифицировать. По итогам исследования дети сами делают вывод. Из всего этого видно, что для дошкольников проектирование и исследование, как и игра, является одним из ведущих видов деятельности.

     Самостоятельная деятельность детей используется не в полной мере. Очень часто взрослые учат ребенка тому, что считают нужнее, не уделяя должного внимания его желанию исследовать, познавать. Мы мешаем детям самим развивать любознательность.

     Основная задача дошкольного учреждения - поддержка и развитие в ребенке интереса к исследованиям и открытиям. Создание в группах уголков экспериментирования, где ребенок может проявлять себя, нужны для полного развития проектной и исследовательской деятельности. Детская исследовательская деятельность развивает дошкольников, они учатся сами принимать решения, делать выбор, предвидя последствия, из таких детей вырастают люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения. Эта деятельность должна занять достойное место не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в семье.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боролева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. – 2006. - №7. Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений // Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с. – Текст: непосредственный.
  3. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании (ред. От 27.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - №3. – Текст: непосредственный.
  4. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. – Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. – 40 с. – Текст: непосредственный.
  5. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.П.Сырова, О.Г.Чеховских. – Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. – 72 с. – Текст: непосредственный.
  6. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №2. Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

"Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста" Материал к выступлению "Воспитатель года"

Статья "Познавательно - исследовательская деятельность " составлена к презентации на конкурс "Воспитатель года"...

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6388963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6388993","at...

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждениии: проблема, пути решения, результат.

I  Международная научно-практическая конференция  "Педагогика и психология детства" посвященный Международному дню детей (дню защиты детей) 1юня 2014 г.  г.Бирск 2014 г....

Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...